МААМ-картинки

Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности

Александра Иванова
Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности

Описание опыта работы по теме:

«Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности»

Задача воспитателя в современном мире – помочь сформировать ребенку, живущему в мегаполисе, доброжелательное отношение к природе, понимание природы, осознание своего место в окружающем мире. Развивать интерес к объектам природы необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Именно в этот период складываются первичные представления о мире природы. Развитие познавательных интересов у детей находится в прямой зависимости от количества и качества знаний, а также способа их получения путем активной познавательной деятельности. Характерная особенность старшего дошкольного возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, возникает желание подойти и потрогать растение.

Публикация «Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности» размещена в разделах

Тема данного проекта интересна тем, что позволяет расширять детский опыт общения с живой природой: посредством комнатных растений, сказок о растениях, игр – путешествий и ребусов.

1. Комнатные растения «Чудеса на бумаге»

Многообразие форм, красок, запахов, присущие комнатным растениям, помогают развивать любознательность, наблюдательность, понимать и ценить красоту растений, воспитывать бережное отношение к природе. Не только сами растения, но и средства по уходу за ними служат развитию познавательного интереса детей. К таким средствам можно отнести:

- специально организованная развивающая среда, где ребенок может самостоятельно и вместе со взрослым экспериментировать, действовать с растениями;

- систематическое проведение наблюдений за комнатными растениями;

- осуществление ухода за растениями, посадка и пересадка их;

- беседы, пересказы и чтение сказок детям о происхождении растений, значимости их в жизни и деятельности человека и общества;

- посещение оранжерей, ботанического сада, парков, скверов и т. д.

Так же одним из средств может стать изобразительная деятельность. Дети этого возраста любят рисовать, лепить, вырезать, конструировать, что говорит об огромном творческом потенциале детей. Изобразительная деятельность волнует, радует детей и вызывает у них положительные эмоции.

В своей работе я использую как традиционные техники рисования, так и нетрадиционные (необычное сочетание материалов и инструментов).

К нетрадиционным техникам можно отнести:

- печать листьев (можно изобразить гибискус, олеандр, плющ);

- рисование пальчиками (декабрист, толстянка, папоротник, хлорофитум);

- рисование методом тычка (разные виды кактусов, гемантус);

- проступающий рисунок - восковой мелок + акварель (фикус, маранта, драцена, щучий хвост, традесканция, сансевьера);

- набрызг (маранта, бриофиллюм, можно изобразить растения где на листьях имеются вкрапления, пятнышки;

- рисование пластилином (барельеф, можно изобразить любые растения.

2. Сказки «Наши зеленые любимцы»

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство со всем окружающим миром в целом. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

С детьми читаем сказки о комнатных растениях Л. В. Скребцовой «Азалия белый кот», «Домашний садик», «Благородный плющ», «Кто прекрасней», «Колючий лилипут» и др. Так же мы придумываем свои сказки о растениях, которые имеются дома у воспитанников. Составляем альбом фотографий, на которых дети, ухаживают за домашними и садовыми растениями.

3. Игры – путешествия «Удивительное рядом»

Игры – путешествия представляют совместный поиск интересной информации о происхождении комнатных растений, о природе: рассматривание на глобусе место обитания и происхождения каждого цветка; чтение энциклопедии обьясняющее название растения, цветка; рассматривание книг; рассматривание открыток, составление гербариев; обсуждение и придумывание моделей о способах ухода за растениями. Проведение с детьми дидактических игр «Угадай растение», «Цветочный аукцион», «За покупками в цветочный магазин», «Загадай – мы отгадаем», «Чего не стало?», «Что я назвала?».

1. Игры – путешествия, направленные на привлечение внимания к особенностям обьктов природы, значимости их для человека.

№1 «Путешествие в «неизведанную» природу» Цель: сформировать у детей убеждение, что красота и творение природы бесценно. Познакомить детей со значением деревьев и других растений.

№2 «Путешествий в мир исчезающих растений и животных» Цель: воспитывать бережному отношению детей к природе, познакомить со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой».

2. Игры – путешествия, направленные на освоение правил поведения в природе.

№1 «Путешествие в Летний сад», «Ботанический сад» и «Оранжерея» Цель: Формировать умения детей бережно относится к паркам, имеющим историческую ценность. Познакомить с правилами поведения в парках. Воспитывать чувство любви к своему городу, видеть красоту и оберегать ее.

№2 «Путешествие по лесным тропинкам» Цель: Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения.

Задание 1 «Чистое утро» - убрать участок детского сада от листьев, веток, мусора.

Задание 2 «Березкины слезы» - пройти по участку детского сада, проверить, нет ли обломанных веток, ранок, если есть, пожалеть их сказать добрые слова, подвязать ветки, или обрезать их, окучивать молодые кустики.

Задание 3 «Беседа с деревьями» - рассказать об особенностях строения внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного отношения людей к растениям.

4. Ребусы «Неизведанное и увлекательное»

Ребусы являются наглядным моделированием для абстрактного понятия ребенка и привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их применение в обучении очень эффективно. Мои дети подросли, поэтому я планирую включить в свою работу разработанные мною ребусы про комнатные растения.

Публикации по теме:

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Цель. Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Моя мечта» Цель: развивать у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление, связную речь. Беседа «Зачем нужны.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:

Публикация Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нетрадиционные подходы к формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической компетентности
Опубликовано: 29 января 2020 в 21:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД