Лучший педагог года

Нейрогимнастика для дошкольников

Сараева Мария
Нейрогимнастика для дошкольников

Пояснительная записка

Мастер класс предназначен для группы детей 5-7 лет. Поскольку у детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, стоит внедрять в занятие нейрогимнастику в игровой форме. Внимание у детей этого возраста неустойчиво: они быстро отвлекаются, поэтому в танцевальных классах рекомендовано использовать показ и повтор упражнений, сопровождая это словесными комментариями и игровыми элементами.

Публикация «Нейрогимнастика для дошкольников» размещена в разделах

Цель: создать условия для раскрытия умственных и творческих способностей, повышение быстрого восприятия и обработки информации.

Задачи:

Обучающие:

• привить навыки развития творческого мышления;

• развивать осмысленность исполнения движений;

• улучшить память, внимание, сосредоточенность, концентрацию;

• успокоить нервную систему;

• обучать умению согласовывать характер движения с характером музыки и формировать умения воспринимать их в единстве.

Развивающие:

• развивать творческое воображение;

• развивать образное мышление обучающихся;

• развивать координацию движений;

Воспитательные:

• формировать эстетическое воспитание;

• способствовать формированию коммуникативной культуры;

• предотвратить негативные установки, которые могут возникнуть в период созревания;

• формировать жизненные наблюдения и сближать со своим индивидуальным опытом.

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия:

• хореографический класс,

• деревянный пол или специальный хореографический линолеум,

• зеркала на стенах,

• фортепиано,

• музыкальный проигрыватель с усилителем,

• фонотека (ноты, компакт-диски, флэш-носители,

• репетиционная форма,

• гимнастические коврики.

Форма организации занятия:

групповая

Методы обучения:

- Словесный (слово педагога, объяснение);

- Наглядный (картинки);

- Вариативности задания;

- Коллективная работа;

- Практический.

Хронометраж занятия:

Общее время занятия: 45 минут.

Вводная часть:

Разогрев – 5 минут;

Основная часть занятия:

Нейрогимнастика – 10 минут; (теория)

Основы приёмы и принципы исполнения – 25 минут; (практика)

Заключительная часть:

Подведение итога занятия, рефлексия – 5 минут.

Ход выступления

Вводная часть

Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут – Сараева Мария Александровна, я педагог дополнительного образования, работаю с детьми в области хореографии, имею первую квалификационную категорию. Сегодня мы затронем очень важную тему – нейрогимнастика как средство дополнительного развития детей в обучении.

Для этого ознакомимся с теорией и попрактикуемся в комплексе упражнений, которые направленны на повышение многофункциональности головного мозга, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий.

Основная часть занятия

У многих детей проблемы с обучением возникают из-за того, что они мало двигаются и всё больше времени проводят за гаджетами. Ведь мозг развивается в том числе и через физическую активность.

Ещё лет двадцать назад родители не могли загнать ребёнка с улицы домой, а сейчас мы наблюдаем противоположную картину: родители не могут выгнать его из-за компьютера и отправить гулять. Когда ребёнок много времени проводит за гаджетами и мало двигается, это отрицательно влияет на его когнитивные способности: внимание, память, мышление, логику и не только. Это отражается на учёбе. Но существуют нейрогимнастические упражнения, с помощью которых можно решить эти проблемы.

Нейрогимнастика — это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Ключевой принцип гимнастики заключается в одновременной синхронной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. Именно при таких упражнениях тренируется согласованная работа двух полушарий мозга. Систематическое выполнение таких упражнений повышает общую работоспособность и продуктивность головного мозга.

- За что отвечают правое и левое полушария?

Ответы участников мастер-класса

Участники мастер-класса занимают места в линиях.

Левое (логическое) отвечает за операции с последовательностями, линейные представления, операции с перечнями, числами. Это анализ, это логика, это речь.

Правое (творческое) определяется воображением, пространственной ориентацией, целостным, трёхмерным восприятием, восприятием цветом, ритмом.

Сами по себе нейрогимнастические упражнения довольно лёгкие, их можно делать с года-двух и вплоть до старости, потому что это ещё и хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Следует начинать с простых упражнений, которые служат разогревом. По мере усвоения их можно будет усложнять, добавлять дополнительные движения. В дальнейшем можно давать сложные комбинации. Добавлять речь (стихотворения, песни и т. д.).

Переходим к комплексу упражнений. Данные упражнения можно добавлять в урок, чтобы привлечь внимание детей. Либо делать отдельные мероприятия, на которых вы поработаете над концентрацией, вниманием, памятью и быстрым принятием решений. Упражнения улучшают координацию, способствуют ориентации в пространстве.

Практическая часть

1 блок упражнений – разогревочный.

Направлен для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентрации, успокоения нервной системы.

- «солнышко и тучка» (одна рука сжимается в кулаке, другая ладошкой вперед, дальше происходит чередование).

- «единица и ноль» (на одной руке указательный палец расправлен, остальные собраны; на другой указательный и большой принимают положения нуля, остальные пальцы расправлены; дальше происходит чередование).

- «заяц и волк» (на правой руке указательный и средний пальцы расправленны, остальные собраны; левая рука повернута тыльной стороной от себя, большой палец направлен вверх, указательный палец согнут, остальные пальцы расправлены; дальше происходит чередование).

- «нос и ухо» (правая рука сжимает нос, левая рука сжимает правое ухо; дальше происходит чередование).

Упражнения выполняются с правой и левой руки 15 – 20 раз.

После того как дети справились с этим заданием, можно начать усложнять задания: закрывать глаза, добавлять хлопок руками между сменой, совмещать вместе с маршем и шагами вперед и в сторону, можно добавлять прыжки, менять ракурс и т. д.

2 блок упражнение – пальчиковая гимнастика.

Внимание у детей этого возраста неустойчиво: они быстро отвлекаются, поэтому рекомендовано использовать показ и повтор упражнений, сопровождая это словом и игровыми элементами.

- большой палец правой руки соединяется с указательным пальцем левой руки, большой палец левой руки соединяется с указательным пальцем правой руки (образуется рамка, дальше круговым движением по очереди с каждой руки, нужно отделять большие пальцы и соединять сначала со средним, затем безыммяным, закончить мезинцем. Образуется рамка больших пальцев и мезинцев. Движение повторяется в обратную сторону.

- большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного пальца, сгибая, его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочередно на остальные. На правой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе.

Упражнение выполняются 15 - 20 раз.

После усвоения, можно добавлять стихотворение или исполнять под музыкальное сопровождение.

Музыкальное сопровождение данного комбинированного занятия играет немаловажную роль. Музыка в любом виде ускоряет развитие областей, отвечающих за восприятие звука и развитие речи, помогает ребенку освоить чтение. Вследствие изменения слуховых зон в правом и левом полушариях головного мозга, способствует лучшей связи между полушариями.

3 блок - развитие координации рук в комбинации.

- сначала мы учим только движения рук – на каждый счет смена положения.

1 положение – руки на талии.

2 положение – руки на плечах.

3 положение – вытянутые руки вверху.

4 положение – вытянутые руки встороне.

- добавляем прыжок на вторую – на каждый счет прыжок.

- перевод головы из стороны в сторону – на каждый счет.

- пальчиковая гимнастика в руках «нолик и единица» - на каждый счет происходит смена.

- дальше мы зачитываем стихотворение, например, «Наша Таня громко плачет».

- Добавляем поворот корпуса на 1 / 2 – на прыжок.

- Закрываем глаза.

Упражнение выполняется по 15 – 20 раз.

4 блок упражнений – игры на пространство.

Дети хорошо все усваивают через игру, поэтому можно придумать игры, например, на пространства.

- С теннисным мячом – перекидываем друг другу теннисный мяч (ловим через верх, кидаем через низ). Когда дети справились с этим, добавляем новое задание: после того как кинул сделать движение; после того как поймал сделать движение; добавит стихотворение.

- C кубиками – расставить кубики на все пространстве, ходить и не ронять их. Дальше добавляем задание: передаем мяч и говорим имя известного человека, передаем игрушку и говорим предмет из помещения, повторяться нельзя. Выполнение упражнения участниками мастер-класса под счет и музыку.

Заключительная часть

Уважаемые коллеги! На практике вы ознакомились с комплексом упражнений по нейрогимнастике.

Вы можете использовать данные упражнения в своих уроках, либо придумать что-то свое, что нужно именно вашим планируемым результатам. Если у вас есть какие-либо вопросы, касательно темы, я с удовольствием на них отвечу.

Для обратной связи прошу показать солнышко или тучку, в зависимости от того, насколько был полезен вам мастер-класс.

Вопросы от участников мастер-класса.

- Благодарю за внимание!

Список использованной литературы:

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский – Москва: Национальное образование, 2016. – 368 с.

2. Деннисон, П. «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей / П. Деннисон, Г. Деннисон. – Санкт-Петербург: Весь, 2018 - 307 с.

3. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь / Т. П. Трясорукова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019 – 78 с.

4. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва: Айрис-Пресс, 2008 – 224 с.

5. https://www.youtube.com/watch?v=6Er57LnVjOA&list=PLLCkQVJweqkOCQFHDTr2-LECnthHvGLmv

Публикации по теме:

Фотоотчет «ОБЖ для дошкольников»Фотоотчет «ОБЖ для дошкольников» Формирование у детей дошкольников основ безопасности и жизнедеятельности в условиях ДОУ является наиболее актуальной и значимой проблемой.

Игры — Хайку для дошкольников. Хайку (хокку) – это жанр традиционной японской лирической поэзии. Известен стал с 14 века. Одним из самых известных представителей жанра.

Игры для дошкольников Автор: Пешехонова Марина Юрьевна Ведущий ходит по комнате, изображая орлана, и говорит несколько раз: В небесах летает птица, Ищет, чем.

Мастер-класс для педагогов «Нейрогимнастика для детей»Мастер-класс для педагогов «Нейрогимнастика для детей» Мастер – класс для педагогов «Нейрогимнастика для детей. Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности.

Нейрогимнастика для дошкольниковНейрогимнастика для дошкольников Что такое нейрогимнастика? Нейрогимнастика - это специальные ассиметричные двигательные упражнения, которые выполняют двумя руками с целью.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

ПДД в играх для дошкольников 4–5 летПДД в играх для дошкольников 4–5 лет «Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным.

Библиотека изображений:

Публикация Нейрогимнастика для дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сараева Мария на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нейрогимнастика для дошкольников
Опубликовано: 22 декабря 2023 в 23:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД