Папки-передвижки

Теоретическое обоснование создания службы ранней коррекционной помощи «Наше сердце отдаём детям»

Ольга Бобровская
Теоретическое обоснование создания службы ранней коррекционной помощи «Наше сердце отдаём детям»

Социально-экономическое и демографическое положение, сложившееся в России в последние десятилетия, и необходимость соответствовать общемировым тенденциям развития цивилизации требуют проведения в жизнь государственной политики и управленческих решений, направленных на всемирное содействие улучшению человеческого потенциала, оптимизацию развития и реализацию индивидуальных возможностей каждого ребенка, начиная с раннего детства. В связи с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи» и другими документами в Российской Федерации законодательно вводится новая структура системы образования детей младенческого и раннего возраста – Служба ранней логопедической помощи, которая должна обеспечить создание условий по раннему выявлению нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности детей, их оптимальное развитие и адаптацию, а также полноценную интеграцию ребенка и его семьи в социальное и образовательное пространство.

Публикация «Теоретическое обоснование создания службы ранней коррекционной помощи „Наше сердце отдаём детям“» размещена в разделах

Службы ранней коррекционной помощи являются центрами комплексного сопровождения индивидуального развития детей. Здесь специалисты разного профиля – медики, психологи, педагоги – объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности обучения, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.

В последние годы в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано уже 670 тысяч детей с инвалидностью. И это число растет ежедневно. Многие из диагнозов связаны с врожденными аномалиями, психическими и нервными расстройствами.

В связи с этим необходимо создание служб ранней коррекционной помощи детям, которые будут осуществлять комплексную индивидуальную помощь на ранних ступенях развития, что в свою очередь имеет особое значение. Последовательно помогая в решении проблем раннего возраста, специалисты могут предупредить большие проблемы более старших возрастов. Известно, что раннее выявление нарушений в развитии детей и своевременно оказанная адекватная помощь могут изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.

Ранняя коррекционная помочь распространяется на всю категорию детей от 0 до 7 лет, как с различными заболеваниями, так и с нормальным развитием ребенка, в данном случае она выступает, как консультативная помощь.

Специалистами было установлено, что при условии раннего выявления (не позднее 4–6-месячного возраста ребенка) и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация функций могут быть достигнуты в 60% случаев к 3 годам, по сравнению, с традиционным началом коррекционной работы в 2-3 года. В результате этого, эти дети максимально сближаются по уровню не только общего, но и речевого развития с нормально развивающимися детьми, что позволяет организовать их интегрированное обучение в среде без постоянной специализированной помощи. Они могут успешно обучаться в обычной школе, дружить со своими сверстниками, быть «как все». Раньше эти дети, как правило, оказывались вне системы специального обучения. Раннее начало коррекционной работы позволяет многим из них обучаться в специальных учреждениях.

Как правило, коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3–5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений, что, в дальнейшем это скажется на его развитии высших психических функций, речи, письма и успеваемости в школе. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.

Поэтому создание и развитие служб ранней коррекционной помощи рассматривается как одно из самых приоритетных направлений и в модернизации системы специального образования.

Выявление таких детей должно происходить сразу, после рождения в течение первых месяцев жизни. Именно на первых этапах жизни ребенка происходит формирование важнейших черт личности, задается направление становлению базового жизненного опыта. Первые 12 месяцев жизни малыша трактуются как определенный рубеж прогнозирования дальнейшего развития ребенка. Врачами и родителями замечаются отклонения в двигательном, психическом, речевом и социальном развитии, поэтому эти дети нуждаются в незамедлительной коррекционной помощи. Если после рождения, у детей наблюдаются стойкие патологические проявления, то их сразу переводят из роддома в неврологическую больницу, в итоге эти дети могут лучше компенсироваться, чем те, у кого более легкие нарушения, выявленные в позднем возрасте.

Можно сказать, о том, что компенсации возможны только в первые годы жизни, когда мозг удивительно пластичен, его развитие еще не завершено и малыш обладает большими потенциальными компенсаторными возможностями развития.

Вопросы оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ отражены в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), в которых обращается внимание на то, что эффективность социализации детей с ОВЗ, в том числе и детей раннего возраста, в значительной степени определяется адекватностью выбора условий, целей, задач, средств и методических приемов работы с ними в условиях общественного и семейного воспитания.

Сегодня в центральных городах Российской Федерации действуют различные организационные формы дошкольных образовательных учреждений, в которых оказывается ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям (группы кратковременного пребывания, службы ранней коррекционной помощи, консультационные пункты). Несколько раз в неделю «особенные» дети приходят на занятия с логопедом, дефектологом, психологом, воспитателем. Но этих служб недостаточно большое количество, в результате многие дети оказываются вне системы, что в дальнейшем отразиться на их психическом и познавательном развитии.

Особенно это касается небольших провинциальных городов, областных и районных центров. В Сахалинской области, которая находится в значительном удалении от центральных регионов России, эта проблема стоит достаточно остро.

Проанализировав опыт работы многих коррекционных учреждений различных регионов Российской Федерации нами было выявлено следующее:

- в образовательных учреждениях часто недооценивается важность лечебно-восстановительных мероприятий, в том числе медикаментозной терапии;

- в медицинских учреждениях отмечается отсутствие или недостаток психолого-педагогического сопровождения ребенка. Некоторые врачи (педиатры и даже неврологи) не только не понимают важности проведения психолого-педагогической, но и лечебно-восстановительной работы по коррекции нарушенных функций;

- недостаточное количество квалифицированных педагогических кадров для психолого-педагогического сопровождения детей младенческого и раннего возраста.

Главной направленностью деятельности Служб ранней коррекционной помощи является комплексный междисциплинарный подход к образованию, социализации и реабилитации детей с ОВЗ. Необходимо объединение усилий всех специалистов (медиков, специальных педагогов, психологов, социальных работников, которые должны быть направлены не на подмену семьи, а на развитие ее собственного потенциала. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля.

На этом основании можно выделить принципы организации службы ранней коррекционной помощи :

1) открытости – способности к обмену информацией с социумом, со специалистами внутри службы, с родителями, лицами, их замещающими, способности отвечать на запрос социума, организаций, родителей, родительских ассоциаций, перестраивая, изменяя и развивая систему помощи;

2) партнерства – установление партнерских отношений с организациями, учреждениями, фондами, родительскими организациями, семьей ребенка, ребенком и его ближайшим окружением;

3) командного междисциплинарного подхода – совместная комплексная работа команды специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи деятельности службы (отдела) ранней помощи, обменивающихся информацией, использующих приемы делегирования полномочий, активно взаимодействующих друг с другом и с семьей проблемного ребенка в своей профессиональной деятельности;

4) профессиональной ориентации на взаимодействие с семьей проблемного ребенка – содействие и укрепление семейных ценностей семьи в целом как социального института, создание условий для домашнего воспитания детей раннего возраста с проблемами в развитии;

5) добровольности – выстраивания отношений с организациями-партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;

6) конфиденциальности – неразглашения служебной и профессиональной информации о ребенке и его семье, без согласия всех членов семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

Выделяют пять основных этапов процесса сопровождения :

1) Диагностический этап. Начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, выявления всех настораживающих признаков неблагополучия изучаемой событийной общности. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками событийной общности, помочь взрослым участникам сформулировать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

2) Поисковый этап. Цель – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы. Здесь вполне уместны индивидуальные коррекционные занятия с ребенком, проверяющие гипотезы о зоне ближайшего развития ребенка, возникшие на диагностическом этапе.

3) Консультативно-проективный. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, анализируют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. На этом этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые предлагают взрослые члены общности.

4) Деятельностный. Данный этап является самым трудным и ответственным этап сопровождения, он должен обеспечить достижение желаемого результата. Специалисты по сопровождению координируют работу всех участников, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана, постепенно передавая свой опыт и свои функции родным и близким ребенка.

5) Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности службы по решению той или иной проблемы.

Исходя из этого основными направлениями работы Служб ранней коррекционной помощи являются :

1) Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех факторов риска в паспорте новорожденного.

2) Обнаружение ребенка первых месяцев или лет жизни с отставанием или риском отставания в развитии.

3) Направление в соответствующую территориальную службу ранней коррекционной помощи.

4) Ранняя диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательному, познавательному, речевому, социальному); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.

5) Разработка индивидуальной программы развития.

6) Медицинская реабилитация (неврологическая, психоневрологическая, физиотерапевтическая, ортопедическая и др.).

7) Психолого-педагогическая работа в условиях семьи и специально организованной среды, отвечающая особым образовательным потребностям ребенка.

8) Психологическая поддержка семьи; периодическое консультирование семьи.

9) Координация деятельности всех социальных служб в оказании полного комплекса услуг ребенку и семье при реализации индивидуальной программы развития.

10) Динамическое наблюдение за ходом дальнейшего психофизического и речевого развития (не реже одного раза в шесть месяцев). Корректировка индивидуальных программ развития.

Обязательным условием сопровождения таких детей является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс. Семья играет ведущую роль и несет основную ответственность за процесс и результаты коррекционно-развивающей работы с ребенком. Именно родители являются основными заказчиками образовательных, медицинских и социальных услуг, они же – равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных перспектив и оценке результативности работы.

Первые годы жизни ребенка – значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Задача специального образования на этом возрастном этапе жизни ребенка – просвещение и обучение родителей. Поэтому специальный педагог и психолог должны убедить родителей и привести их к пониманию жизненной необходимости ранней коррекционно-развивающей работы в параллели с медицинской помощью. Прежде всего это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития. В этом случае важно организовать «сеть взаимодействия» между такой семьей и специалистами разных учреждений и ведомств.

Показаниями для направления семьи с ребенком от рождения до 3 лет в службу ранней коррекционной помощи могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием детей :

1. Дети с выявленными отклонениями в развитии – с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательными нарушениями, генетическими синдромами, наследственно-дегенеративными заболеваниями, врожденными аномалиями развития, органическим поражением ЦНС, эпилепсией, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями.

2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные, дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (такими как краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.); малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму; младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паратит, скарлатину, корь и др.); дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар; дети из семей, имеющих высокий риск нарушений зрения, слуха, опорно-двигательные нарушения, нарушения речи и интеллекта.

3. Дети социальной группы риска – дети из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающих алкоголизмом, наркоманией; дети от малолетних родителей; дети из семей, направленных социальными службами; дети из семей беженцев и переселенцев; дети из двуязычных семей и другие.

Можно сделать вывод, что ранняя коррекционная помощь – это семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.

Вследствие этого, должны создаваться благоприятные условия, т. е. лечебные и психолого-педагогические мероприятия, которые компенсируют отклонения в развитии и позволят достичь заметных результатов. Причем чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны.

Таким образом, мы попытались теоретически обосновать необходимость создания таких служб с тем, чтобы в дальнейшем воплотить данную идею на практике путем создания Службы ранней коррекционной помощи сначала в городе Южно-Сахалинске (областной центр Сахалинской области). К сожалению, на сегодняшний день в Сахалинской области сохраняется ряд проблем, препятствующих оказанию доступных и качественных образовательных и медицинских услуг:

- сохраняется дефицит мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

- слабо развит сектор сопровождения раннего развития детей, особенно из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- недостаточно развит сектор предоставления негосударственных услуг;

- медленными темпами обновляются технологии и содержание дошкольного образования;

- нехватка специалистов в области: дефектологии, психиатрии, сурдопедагогике, тифлопедагогике и др. ;

- удалённость специалистов.

В связи с этими проблемами мы считаем необходимым создать в Сахалинской области Службу ранней коррекционной помощи для детей раннего возраста. Это позволит родителям и их детям без каких-либо проблем и траты времени на поиски специалистов, получить необходимую помощь или консультацию специалистов.

Литература:

1. Закон РФ от 29.09.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.14) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 79. – Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/79/

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288. «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». – Режим доступа: https://base.garant.ru/5138077/

3. Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)». – Режим доступа: https://stmshkola2.edusite.ru/DswMedia/pis-mominobrazovaniyarfot16aprelya2001.pdf

4. Письмо Министерства образования РФ от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях». – Режим доступа: https://base.garant.ru/1588752/

5. Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003 № 01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью». – Режим доступа: https://base.garant.ru/1593399/

6. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении Концепции развития ранней помощи». – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/government/180

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2010. – 31 с. В учебном издании даны общие положения ФГОС, требования к структуре АООП НОО (адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, требования к условиям реализации АООП НОО, требования к результатам освоения АООП НОО. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

8. Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под общ. ред Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др. ]. Красноярск. – 2013. – С. 71-95.

9. Белявский Б. В. Состояние и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / Управление федерального имущества и развития материально-технической базы Федерального агентства по образованию. – Режим доступа: https://perspectiva-inva.ru.

10. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М. : Академический проект. – 2005. – 320 с.

11. Егоров П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 35-39.

12. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев. – 2002. – 80 с.

13. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт. -сост. А. А. Наумова, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель. – 2012. – 147 с.

14. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. – Режим доступа: sch20-pyatigorsk.edusite.ru

15. Малофеев Н. Н. Специальное образование: наука // Вестник образования: Тематическое приложение: Специальное образование: состояние, перспективы развития. – 2003. – № 3. – С. 14-28.

16. Мельник Ю. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: монография / Под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [и др]. Красноярск: Центр информации. – 2012. – С. 185-207.

17. Мельник Ю. В. Социально-педагогические технологии инклюзии детей с инвалидностью // Современные проблемы философии и социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов. Выпуск XXIV. Москва-Ставрополь: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории». ГОУ ВПО СевКавГТУ. – 2010. – С. 213-218.

18. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С. В. Алехина. М. : МГППУ. – 2012. – 92 с.

19. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М. : ИНИОН РАН. – 2002. – 393 с.

20. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 28-31.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сердце отдаю детям»Фотоотчет «Сердце отдаю детям» Мы можем факелом гореть Тепло и свет, даруя, людям, А можем пнем трухлявым тлеть, Если себе служить лишь будем. В. Николаева Межрайонный.

Фотоотчёт о проведении праздника дня воспитателя «Сердце отдаю детям»Фотоотчёт о проведении праздника дня воспитателя «Сердце отдаю детям» Попова Валентина Всю свою сознательную жизнь, вот уже почти 40 я работаю в детском саду воспитателем. Мне нравится моя работа, я получаю.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Осенний марафон» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «Осенний марафон» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! За окнами осень. По-разному мы называем ее: золотой, щедрой, холодной, дождливой, грустной. Но, как.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «В мир профессий»» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «В мир профессий»» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Знакомить детей.

Календарно-тематический план воспитателя центра помощи семье и детям КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН воспитателя ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" на 2015-2016 г. г. С е н т.

Конспект занятия по валеологии «Как работает наше сердце»Конспект занятия по валеологии «Как работает наше сердце» Цель : Познакомить детей с работой и назначением сердца Материал к занятию : презентация «Как работает наше сердце», интерактивная доска.

Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям»Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям» Лето - самое любимое время года для детей, период для получения положительных эмоций! Дети много времени проводят на улице. Взрослые должны.

Консультация для родителей «Открой сердце детям!» Велика ответственность родителей за свой образ жизни, за свои дела и поступки, которые имеют большое влияние на формирование характера ребёнка,.

Эссе «Я сердце отдаю детям» Мне нравится быть воспитателем. Эта - очень трудная, но интересная и нужная профессия! Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается характер.

Стенгазета «Сердце отдаем детям!»Стенгазета «Сердце отдаем детям!» 27 сентября -день воспитателя и всех дошкольных работников. Это российский общенациональный праздник, появившийся в 2004 году. Раньше мы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретическое обоснование создания службы ранней коррекционной помощи «Наше сердце отдаём детям»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 07:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД