Лучший педагог года

Народная кукла как источник развития ребенка

Татьяна Семина
Народная кукла как источник развития ребенка

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». /К. Ушинский/

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Публикация «Народная кукла как источник развития ребенка» размещена в разделах

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.

Мною выбрано приоритетное направление по приобщению дошкольников к русской народной культуре, декоративно-прикладному искусству через народную традиционную тряпичную куклу и поставила перед собой следующие цели и задачи:

• Обогащать знания дошкольников о традиционной тряпичной русской народной кукле (познакомить с видами народных кукол)

• Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству, историческому, культурному, народному наследию

Развивать мелкую моторику кисти руки, инициативность, творческую активность детей при изготовлении народных кукол и их декоративном оформлении

• Воспитывать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, художественному творчеству.

Традиционные тряпичные куклы делятся на три вида :

- игровые

К игровым куклам относятся : кукла на ложке, кукла - хороводница, барыня, кукла с косой, зайчик на пальчик, девка – баба, малышок – голышок, кукла нарядная, кукла на выхвалку, бабочка, узелковая. Куклы могут быть разного размера: локтевые, ладонные, пальчиковые.

- обрядовые

К обрядовым куклам относятся : кукла – пеленашка, коляда, кострома, покосница, купавка, капуста, свадебная, крупиничка, пасхальная. голубка

- обереговые

К обереговым куклам относятся : кукла – десятиручка, берегиня, кубышка – Травница, колокольчик, вепсская, куватка, вестнянка, желанница.

Знакомство с тряпичной куклой начинается с «игровой», в самом раннем возрасте. Такие куклы можно использовать в разных видах деятельности: в культурно-досуговой, непосредственно-образовательной и др.

Доступность материалов, эмоциональность, лаконизм, живость и богатство воображения помогают педагогу прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, содействовать развитию эстетического восприятия, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Со среднего возраста дети подключаются к изготовлению кукол при непосредственном участии педагога.

В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно скручивать ткань, завязывать узелки, заплетать косички, повязывать платочек и др.

Изготовление кукол всегда приносит эмоциональную радость и удовлетворение.

Материалы для изготовления кукол используются только натуральные природные: ткани и кружева хлопковые и льняные, солома, береста, трава, шерсть, лен. Такие материалы никогда не нанесут ребенку вреда, а обогатят и расширят его мир тактильных ощущений.

Приобщение дошкольников к народной культуре, будет неэффективно без участия родителей. Основными формами работы с семьей и педагогами остаются семинары - практикумы, мастер-классы, выставки и конкурсы. а так же передаю свой опыт на различных мероприятиях.

Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.

Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Знакомясь с историей возникновения кукол, технологией её изготовления дети получат знания о культуре и быте своего народа, его обычаях и традициях.

Для реализации данного направления в детском саду был организован мини-музей «Народная кукла из глубины веков», в котором экспозиции построены на основе музейных экспонатов – народных кукол, изготовленных с сохранением народной технологии, русских народных традиций, на основе литературных печатных материалов и научных источников.

В мини-музее дети, не только имеют возможность познакомиться с народной куклой, но и приобщиться к истокам русской народной культуры. У детей появился интерес к рассматриванию экспонатов, знакомству с их историей возникновения, материалом для их изготовления и желание мастерить самому.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что русская народная кукла является особым видом декоративно – прикладного искусства и это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, а традиционный необходимый элемент воспитательного процесса.

Используемая литература:

1. Н. В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла», С. -П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г.

2. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции», С. -П., «Паритет», 2012 г.

3. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучек. Традиционная народная кукла своими руками», «Белый город», 2013 г.

4. Л. Орлова, «Куклы и люди», Киев, «Стилос», 2011 г.

5. И. Колпакова, «Возвращение мудроти предков», Москва, «Формат-М», 2017 г.

6. Я. Волкова, «Детские куклы и обереги», Москва «Хоббитека», 2017 г.

7. Я. Волкова, «Хранители дома и семьи», Москва, «Хоббитека», 2017 г.

8. И. А. Лыкова «Куколки из сундучка», Москва, «Цветной мир», 2014 г.

9. И. Лыкова, «Бабушкины куколки», Москва, «Цветной мир», 2012 г.

10. Л. В. Грушина, «Тряпичные куколки», Москва, «Карапуз», 2012 г.

11. Г. Дайн «Тряпичная кукла», «Лоскутные мячики», Хотьково, 2016 г.

12. Г. Дайн «По России за игрушкой», Хотьково, 2016 г.

13 Г. Дайн «Игрушечных дел мастера», Хотьково, 2016 г.

Публикации по теме:

Лэпбук «Народная кукла» (видеоотчёт)Лэпбук «Народная кукла» (видеоотчёт) Доброго вечера, дорогие друзья! В прошлый раз я разместила вместо стандартных фотографий видео, где демонстрировала Лэпбук "Комнатные растения",.

Лэпбук «Русская народная кукла»Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Мастер-класс «Народная кукла Кормилка»Мастер-класс «Народная кукла Кормилка» Год назад я ходила на мастер класс по изготовлению народной куклы "Кормилки ". Даже не думала,что мне так понравится. Наверное в каждом.

Народная кукла Мамка. Мастер-классНародная кукла Мамка. Мастер-класс Эке, эжи, дэда, има, апа, ана, мамитэ, эсей, энкей, шэшэ, нана, майрик… На каких бы языках «мама» не звучало - самое ласковое, нежное и.

Народная кукла «Вишенка»Народная кукла «Вишенка» Народную куклу "Вишенку" некоторые называют народной куклой Кубани. Увлекаясь народной куклой, я изучила множество литературы, просмотрела.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

НОД «Народная кукла — оберег» НОД «Народная кукла — оберег» Задачи: -Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

Обрядовая народная кукла «Санница»Обрядовая народная кукла «Санница» Кто-же из нас не знает, что зима в России гостит по нескольку месяцев. Потому сани были у наших предков универсальным средством передвижения.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Традиционная народная кукла «Помощница на кухне»Традиционная народная кукла «Помощница на кухне» Уютного вечера от души желаю в этот час всем, кто заглянул на огонёк! Нынче наткнулась в интернете на рецепт хорошего настроения! Если стало.

Библиотека изображений:

Публикация Народная кукла как источник развития ребенка (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Семина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Народная кукла как источник развития ребенка
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 17:54
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД