Папки-передвижки

Наглядно-дидактические пособия по развитию фонематического слуха и обучения грамоте для родителей и педагогов

Юлия Лобачева
Наглядно-дидактические пособия по развитию фонематического слуха и обучения грамоте для родителей и педагогов

Наглядно-дидактические пособия по развитию фонематического слуха и обучения грамоте для родителей и педагогов

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 26 «ЗВЕЗДОЧКА» II ОТДЕЛЕНИЕ

«Наглядно-дидактические пособия по развитию фонематического слуха и обучения грамоте

Публикация «Наглядно-дидактические пособия по развитию фонематического слуха и обучения грамоте для родителей и педагогов» размещена в разделах

для родителей и педагогов»

Учитель-логопед Лобачева Ю. В.

г. о. Клин Московская область

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

(В. И. Селиверстов)

Проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Ещё К. Д. Ушинский писал «Хороший ясный выговор, такой чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания». «Чуткое ухо» – это то, что теперь называется фонематическим слухом».

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):

«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с. 5)

Работу по развитию фонематического восприятия нужно начинать на материале неречевых звуков и, постепенно, охватить все звуки речи. Задания должны предлагаться в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов: (слайд № 2)

1 этап

(узнавание неречевых звуков)

Цели: Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Варианты игр:

«Закрой глазки и прислушайся. что шумит, что гудит?., кто кричит?., кто смеется?.»

«На чем играют?»

«Солнце или дождик?»

2 этап

Цели: Различение высоты, силы, тембра голоса

Варианты игр:

«Далеко - близко»

«Как гудит пароход?»

«Узнай свой голос»

3 этап

Цели: Различение слов, близких по звуковому составу

Варианты игр:

«Не ошибись»

"Доскажи словечко"

«Исправь ошибки»

"Верно-неверно»

4 этап

Цели: Различение слогов

Варианты игр:

«Лишний слог»

«Одинаковые или разные слоги»

«Короткие длинные слова»

"Что лишнее?»

5 этап

Цели: Различение звуков

Варианты игр:

«Отгадай, какой звук произнесу?»

«Веселые звуки»

«Красный – зеленый»

«Собери звуки в слово»

6 этап

Цели: Развитие звукового анализа слова

Варианты игр: «Назови первый звук в слове»

«Назови звуки»

«Где звук?»

«Найди ошибку и назови слово правильно»

«Какой звук пропал в слове?»

«Какой звук в слове лишний?»

«Кто больше слов придумает?»

«С какого звука начинаются слова»

«Шифровщики»

«Назови все звуки в слове»

«Найди домик для слова»

«Твердый – мягкий»

«Звуковая дорожка»

«Угадай слово по первым звукам»

«Рассели картинки в домики»

«Где кто живет?»

«Делим слова на слоги»

Существует множество разнообразных видов игр и игровых упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также на обучение основам грамоты. Многие игры и упражнения могут использоваться в работе с детьми как педагогами, так и родителями.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, научить овладевать элементами звукового анализа: учить детей слышать в словах звуки, определять в словах наличие данного звука и определять место звука в слове, выделять в словах первый и последний звук; дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков, правильно выделять во фразах нужные слова, а также научить обозначать звуки графически (буквами) и объединять их в слова и фразы.

Самые элементарные игры, которые нам с вами хорошо знакомы и которые мы успешно используем в работе с детьми, это словесные игры, такие как:

«Поймай звук» - выделение в звуковом потоке гласного (согласного) звука из звукового потока)

«Назови первый (последний) звук в слове»

«Выдели слово» (слайд № 3) - предлагаем детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком).

«Назови звук, который есть во всех словах» - взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь) и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Подумай, не торопись» - предложить детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы К, а последний – А (кошка).

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

Например:

что заканчивается на "А" (доска);

что начинается на "С" (стол,

в середине слова звук "Т" (стул) и т. д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

«Шутки – минутки» (слайд № 4) - читаем детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

«Сломанный телевизор» (слайд № 5) - из картонной коробки изготавливается экран телевизора с вырезанным окошком. Объясняем ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.

«Кто первый» - показываем ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.

Игра "Одинаковые или разные"- ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребенка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребенок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Чистоговорки (слайд № 6).

Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол. (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко. (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле. (ти).

Де-де-те - сядем в темно. (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по. (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со. (фе).

Игра «Отхлопай, отстучи» - учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок двух- и трехсложных слов (слайд № 7).

Игра "Сколько звуков?" - определение количества гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра "Буквы, по порядку становитесь" (проводится, когда дети уже знакомы с буквами) – перед ребенком лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

Лото «Назови картинку и найди гласный (согласный) звук» (слайд № 8).

Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Вариант: можно предложить назвать картинку и определить первый звук.

Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой, выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков.

«Кто найдет 10 предметов, названия которых содержат звук С»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметов, в том числе и содержащих в названии звук С (таких предметов должно быть двадцать)

Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

«Замкни цепочку» - правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно провести в качестве настольной игры с картинками.

Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует замкнуть. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т. е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.

«Найди место звука в слове» (слайд № 9).

«Поймай рыбку» (слайд № 10).

Лото «Паронимы» (слайд № 11, 12)

Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.

Описание игры. Игра состоит из больших карт, на которых нарисовано по несколько картинок, названия которых могут составить пары слов – паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У ведущего – маленькие карточки с написанными словами.

Ход игры. Ведущий называет вслух слова (например 6 дом-том-ком). Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название своей картинки. При правильном ответе ведущий разрешает ему закрыть эту картинку фишкой или карточкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущим было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрей закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.

Карточки со словами для игры: рак, мак, крыша, крыса, марка, майка, кадушка, катушка, коробок, колобок, душ, тушь, бант, бинт, суп, зуб, дым, дом, гайка, галка, банка, папка, лещ, лес, башня, пашня, кит, кот, уточка, удочка, мышка, мишка, рожки, ложки, шар, шаль, жесть, шесть, лама, рама, ушки, утки, санки, танки.

«Разгадай ребус»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Карточки с предметными картинками для игры:

Голуби, раки - гора

Карандаш, банка - кабан

Девочка, лопата - дело

Лисички, самолет - лиса

Гиря, тапочки, ракета - гитара

Совы, лошадь, машина - солома

Совы, балалайка, карандаш - собака

«Составь слово по картинкам» (слайд № 13, 14, 15)

Цель: учить выделять в словах первый звук, обозначать его графически и составлять из полученных букв слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки (вместо букв, можно использовать маркеры или фломастеры). Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочитать слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.

Вариант:

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и записывает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

«Найди нужное слово»

Воспитатель предлагает выделять из текста и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Пример: [С] Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

«Кто лучше слышит?»

Вариант 1.

Педагог вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Педагог вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

«О, счастливчик!»

Цель: развитие речевого слуха – умение дифференцировать гласные, слышать ударную гласную.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. В центре стола, вокруг которого сидят игроки, выкладываются 4 картинки. Педагог называет любую из этих картинок, произнося только гласные звуки и выделяя голосом ударный звук. Игрок, который первым понял слово, четко произносит его и раньше других поставил свой указательный пальчик на соответствующую картинку, забирает эту картинку себе. Педагог кладет на место выбывшей новую картинку, и игра продолжается. Обладатель наибольшего числа угаданных картинок становится «счастливчиком» и получает приз.

«Слова с начинкой» (слайд № 16)

Цель: развитие речевого слуха – умение дифференцировать гласные, слышать ударную гласную.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. На столе раскладываются картинки: роза, рак, рот, ручка, рама, рожки, сыр, трон, тройка, кран, град, пар, шар, вор.

Педагог называет длинные слова, внутри которых «спрятаны» короткие слова, проиллюстрированные картинки. Например, он говорит слово «дРАКон». Дети быстро произносят короткое слово «РАК» и ставят свои указательные пальчики на соответствующую картинку. Самый сообразительный и ловкий игрок (или все угадавшие) получает призовую фишку (счетную палочку, например). Побеждает обладатель наибольшего количества призовых фишек.

Логопед может предложить детям следующие слова: экран, ограда, патрон, угроза, дракон, крот, белоручка, дворник, новостройка, парус, шарфик, разговор, раковина, парта, дорожки, градусник, напарник, барак, проза, наоборот, сырой, короткий, поворот, сырник, партия, панорама, проворный, драма, ворон, мрак, награда и т. д.

«Прошагай слово»

Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие, в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго; в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

Ход игры: педагог говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Взрослый обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! — говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать. — Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали.» Дети называют слова, воспитатель помогает им.

Считать шаги не надо, главное — обратить внимание на длительность звучания слова.

Вариант 1 - «Поймай слово»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

Вариант 2 - «Разбросай слово»

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

Литература

1. Архипова Е. Ф. «Стёртая дизартрия у детей». - М. : «Астрель», 2006.

2. Гаврилова А. С., Шашина С. А., Ращупкина С. Ю. «Логопедические игры для детей», ООО ИКТЦ «лада», 2010.

3. Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти) - СПб. : «Паритет», 2003.

4. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста». - М. : «Генезис», 2005.

5. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. «Основа логопедии». - М. : «Просвещение», 1989.

6. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». - М. : «Институт практической психологии», 1997.

7. Черкасова Е. Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). - М. : «АРКТИ», 2003.

8. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. «Логопедическая работа с дошкольниками». - М. : «Академия», 2003.

9. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2007. - №5.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактические игры для обучения детей грамотеДидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Дидактические пособия для обучения счёту на ощупьДидактические пособия для обучения счёту на ощупь В средней возрастной группе для обучения счету на ощупь (при помощи тактильного анализатора) необходим специально подготовленный дидактический.

Дидактические пособия по обучению детей грамотеДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Пособия для обучения детей грамоте ко Дню Алфавита на МAAMПособия для обучения детей грамоте ко Дню Алфавита на МAAM Пособие «Наши помощники - Звуковички» - самодельное пособие помогает в игровой форме формировать у детей представления о буквах Алфавита,.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звук [И]» в средней группе Цель: - Уточнение произношения [И] в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие и речевое дыхание; Оборудование: Игра «Чудесная.

Занятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха звука [Ш] в средней группе Цель: -Закрепить у детей правильное произношение звука [ Ш ]. -Развивать фонематический слух -Упражнять в образовании глаголов при помощи.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядно-дидактические пособия по развитию фонематического слуха и обучения грамоте для родителей и педагогов
Опубликовано: 17 октября 2021 в 21:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД