Елена Близнюк
Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию «На подвиг вели боевой песни военных лет»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский
сад «Буратино» с. Михайловка Михайловского муниципального района.
Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию для
детей старшего дошкольного возраста. Тема: «На подвиг вели боевой (песни военных лет)».
Воспитатель : Близнюк Елена Анатольевна
«Когда мы поем песни о войне, в нас просыпаются
патриотические чувства. Они объединяют нас в
нашей любви к родине, к нашей стране. Это великие
Публикация «Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию „На подвиг вели боевой песни военных лет“» размещена в разделах
- Военные песни. Песни военных лет
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
песни». Лидия Ахметова. Цель:
Вспомнить известные детям военные песни;
Познакомить детей с песнями «Уралочка», «Дочурка», «Весна
Победы»;
Познакомить с творчеством Г. П. Виноградова;
Развивать интерес к военной песни;
Воспитывать патриотические чувства (любовь к Родине;
гордость за наших ветеранов и солдат; уважение к воевавшим
прадедам, дедам и отцам). Форма работы: групповая. Словарь: «патриотизм», «святыня», «лихолетье», «аккомпанемент». Предварительная работа: прослушивание песен «Катюша», «В
землянке», «Синий платочек»; разучивание песни «День Победы». Оборудование: компьютер, аудиофайлы с песнями «Три танкиста», «Два Максима», «Уралочка», «Дочурка», «Весна Победы», «День
Победы», портрет певца Г. П. Виноградова. Ход занятия. Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о военных песнях. А какие песни называют военными? (ответы детей)
Педагог: Да, это песни, которые были написаны в военное время :
песни о войне, о солдатах, о военных подвигах. Педагог: Иной раз задумываешься, за что так любят в народе
песни военных лет, почему сохраняют в памяти долгие годы, берегут как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость. И все-таки думается, главное
достоинство, отличающие военные песни от других- это
удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу и любовь, во
все лучшее, что есть в человеке., вера в те идеалы, за которые люди
боролись, шли на подвиг и на смерть.
Песни эти полны уверенности в обязательной и неизбежной нашей
победе над ненавистным врагом. В них – надежда на непременное
возвращение домой, в родные края после победы. Для тех, кто прошел и пережил войну песни эти сродни позывным
из той незабываемой далекой поры. «Музыка,- сказал когда-то
Л. Н. Толстой,- хороша тем, что она соединяет людей в одном
чувстве». К песне это относится в еще большей степени. Именно такими становились для тысячи и миллионов людей, особенно в дни суровых испытаний, выпавших на долю нашего
народа в военное лихолетье, простые и бесхитростные на первый
взгляд песни «В землянке», «Огонек», «Синий платочек», «Три
танкиста» и многие другие. Они распространялись мгновенно в
тылу и на фронте, долетали до самых отдаленных уголков нашей
страны. Педагог: Ребята, вы, наверное, знаете, что в то время, когда наши
войска дошли до Берлина, нашей стране пришлось открыть на
Дальнем Востоке второй фронт. Мы должны были разгромить
Японские войска. И песня, которую я хочу сейчас вам предложить, как раз об этом. Она называется «Три танкиста». (звучит песня «Три танкиста»)
Педагог: Песни «Катюша», «В лесу прифронтовом», «На
солнечной поляночке», «Соловьи» своей популярностью и широким
распространением в немалой степени обязаны их первому
исполнителю, выдающемуся советскому певцу Георгию Павловичу
Виноградову (1908-1980 г. г.). Наиболее ярко самобытный талант певца проявился в годы
Великой Отечественной войны, с первых дней которой он со своими
товарищами-артистами выступал на сборных пунктах, в военных
госпиталях и на передовых позициях. Это было время тяжелейших боев с врагом, который рвался к
столице. Нередко грозным аккомпанементом к песням, которые пел
для бойцов Г. П. Виноградов, звучали орудийные раскаты, свист
бомб и грохот взрывов. Западный, Брянский, Волховсхий фронты, концерты в
осажденном Ленинграде – все это военные вехи его артистической
биографии. А сколько песен было им перепето на фронте! Надолго
остались они в благодарной памяти слушателей его военных
концертов. Педагог: Сейчас хочу рассказать вам о песне «Два Максима». В
словах этой песни, написанной В. Дыховичным в июльские дни 1941
г., очень удачно обыгрывалось совпадение давнего «прозвища»
станкового пулемета «Максим» и имени его хозяина-пулеметчика. В
ней рассказывается о том, как служили-дружили и метко били врага
два тезки Максима. Под стать словам оказалась и музыка С. Каца – искрометная, зажигательная. Прозвучала песня в исполнении
Г. Виноградова. Сотни писем- фронтовых треугольничков- получило радио с
просьбой повторить песню. В них бойцы обещали драться так же, как сражался Максим со своим пулеметом. -Часто,- вспоминал С. Кац,-в дни вступления наших войск в
отвоеванные города, после сводок Информбюро, звучала песня о
Максимах в исполнении Г. Виноградова. Нередко собравшиеся у
репродукторов говорили: «Сегодня на фронте дела хороши, опять
«Максимов» передавали…»
Это была лучшая похвала песне!
(звучит песня «Два Максима»)
Физкультминутка:
Мы учили песенку, А в песенке слова (дети маршируют). «Здравствуй, наша Родина, Город наш – Москва» (руки поднимают вверх). Что за площадь есть в Москве
Там где башня Спасская? (руки разводят в стороны)
Эту площадь знают все, Это площадь Красная! (руки вперед)
Педагог: Другую песню, с таким непривычным и ласковым
названием «Уралочка» очень любили бойцы. Она их сближала с
домом. С теплом и любовью напоминала о любимых женах, подругах, которые ждали их дома, трудясь в тылу. «Моя подружка дальняя, Как елочка в снегу, Ту елочку – уралочку
Забыть я не могу…»
(звучит песня «Уралочка»)
Педагог: Но что удивительно- рядом с самыми популярными
военными песнями живут и не умирают в благодарной народной
памяти песни, которые в наши дни звучат очень редко, но они
дороги тем, кто их слышал и пел в дни войны. Сейчас вы послушаете песню «Дочурка» (Р. Гольдина, Н. Доризо) в
исполнении заслуженного артиста РСФСР В. Трошина. Эта песня – письмо бойца-отца своей маленькой дочке, в котором он сообщает, как он скучает по своей дочурке, как ее любит, и что эта любовь
поможет ему дойти до Победы и вернуться домой. (звучит песня «Дочурка»)
Педагог: Долгие четыре года песня помогала нашим солдатам. И
вот, наконец, пришла весна Победы. (Звучит песня «Победа»)
Педагог: А в заключение нашей беседы я включу вам хорошо
известную песню, и хочу, чтобы мы все дружно ее подпевали. (Звучит песня «Катюша»)
Вопросы к детям после беседы:
1. Ребята, с какими новыми для себя песнями вы познакомились?
2. Какие чувства у вас возникали во время прослушивания песен?
3. Почему День Победы - это «праздник со слезами на глазах»?
4. Вот мы с вами здесь сидим вместе, нам так хорошо и не
хочется расходиться. А что нас объединило? …Конечно, МУЗЫКА И ПЕСНЯ!
Педагог: Я благодарю вас за внимание. До новых встреч.