Лучший педагог года

Музыкальный досуг как средство развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста

Оксана Лоде
Музыкальный досуг как средство развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста

В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники и развлечения.

Раннее детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а досуги эмоциональны по своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. В. Кенеман, Б. М. Теплов и др.). Необходимость приобщения ребенка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости через музыкальные досуги подчеркивается в трудах Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой и др. Взгляды ученых сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. В методических рекомендациях по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста ставится задача развития эмоциональной отзывчивости посредством досугов в ДОУ. Однако способы решения этой задачи либо отсутствуют, либо носят слишком общий характер.

Публикация «Музыкальный досуг как средство развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно эти факты и обусловили актуальность темы «Музыкальный досуг как средство развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста».

Одна из ценностей младшего дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Согласование музыкально-педагогической деятельности с природной эмоциональностью детей позволяет выстраивать процесс обучения с учетом Российских и международных законов и реализовывать эмоциональный компонент образования.

Музыкальное развитие – это результат формирования ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности. Определённое значение имеют индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются :

слуховое ощущение, музыкальный слух;

качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Музыка – это вид искусства, воплощающий эмоциональные чувства, выраженные в звуковых образах.

В России проблему эмоциональности как фактора развития личности ребёнка рассматривали следующие учё ные: Л. А. Баренбой, Н. А. Ветлугина, Л. Г. Дмитриева, А. Н. Зиминаи др. В их исследованиях отмечается, что процесс воспитания и развития эмоциональности ребёнка протекает в тесной взаимосвязи с обучением умению воспринимать художественный образ данного произведения.

Эмоциональная отзывчивость детей развивается на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку и выразительно петь, в ходе выполнения сначала простых, а затем более сложных заданий.

По данным учёных (М. Н. Борисовой и И. Н. Нечаевой, малыши уже на третьем месяце жизни правильно реагируют и отличают крайние звуки интервала октавы, а к семи месяцам многие способны различить тон, полутон. Б. М. Теплов рассматривал этот факт как блестящую перспективу возможностей в области развития сенсорных способностей.

По мнению психолога Б. М. Теплова считаются три основные музыкальные способности :

Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нём, но и как чувство тяготения звуков.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по звуку.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности.

Академик Б. В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних детей хорошую музыкальную память, у других – отзывчивость на музыку, у третьих – наличие абсолютного слуха, сопровождающееся «туповатостью» восприятия более сложных художественных образов и, наоборот, у четвёртых – неразвитый слух, сочетается порой с глубоким и серьёзным интересом к музыке.

С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, занятия, прогулки и т. д.). Огромное значение для развития личности имеет эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребёнок.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

Особо важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения.

Музыкальные досуги развивают у ребёнка эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства. Восприятие ребёнком художественного произведения может развёртываться и углубляться под руководством взрослого в особых сюжетно-ролевых играх, созданных по сюжету произведения, то есть в играх-драматизациях.

Итак, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Музыкальные досуги представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания.

Музыкальные досуги, развлечения имеют различные виды:

Концерты: тематические, исполнения музыкальных произведений, литературных произведений; народного творчества; детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные.

Народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности,

Познавательные вечера: КВН и викторины, посвящённые жизни и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; обычаям и традициям народа, региона, страны; экологические и посвящённые природным явлениям, математические и др.

Спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами,

весёлые старты, аттракционы (спортивного содержания).

Театрализованные представления: кукольный театр, народный театр Петрушки, фланелеграф, пальчиковый, теневой, театр игрушки, плоскостной театр; инсценирование сказок, рассказов, песен; детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли.

Забавы: развлечения с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, сюрпризные моменты.

– Просмотр видео- и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудиозаписей, компьютерные игры.

Праздники: народные и фольклорные, государственно-гражданские, международные, православные, бытовые и семейные и др.

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Выделяем следующие виды праздников:

народные и фольклорные: Святки, Масленица, день Ивана Купалы, весенне-летние игрище и забавы, Осенины;

государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;

международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день и др. ;

православные: Рождество Христово, Пасха, престольные и др. ;

бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, традиционные праздники в детском саду или в группе;

– праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров»).

Концерты. Слушание музыки в группе, организованное для детей в форме не больших концертов, позволяет осуществлять музыкальные воспитательно-образовательные задачи, содействует развитию у детей художественного вкуса, любви к музыке.

Драматизация. Наиболее любимая детьми форма игровой деятельности, представляющая большие возможности для развития их творческого воображения.

Возникающие в повседневной жизни игры детей в «театр», «спектакль», «концерт» заключают в своём содержании различные компоненты драматизации.

Игры-драматизации имеют большое значение для развития творческой исполнительской деятельности, музыкального слуха и ритма.

Музыка на физкультурных занятиях и утренней гимнастике.

Музыка, используемая на физкультурных занятиях, сопровождает движения и благотворно влияет на их качество: выразительность, ритмичность, чёткость, плавность, слитность.

Кукольный, теневой, настольно – плоскостной театр и театр игрушек.

Большую радость доставляет детям кукольный и теневой театр, а малышам – настольный театр знакомых и любимых игрушек.

Таким образом, начиная с детского сада, музыка входит в жизнь ребёнка и становится любимым видом искусства.

Подготовка и организация музыкальных досугов.

Готовясь к организации развлечений, воспитатель должен выбрать методы и приёмы, которые помогут ему решить поставленные задачи. Приёмы могут быть игровыми, трудовыми и учебными, при этом они должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае культурно - досуговая деятельность в ходе подготовки к развлечению будет носить увлекательный характер.

При организации развлечений важно не перегружать детей и воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем, музыкальным руководителем, детьми и родителями (некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провести самостоятельно).

Систематическая подготовка с детьми музыкального материала определяется чётко составленным перспективным планом работы по музыкальному воспитанию.

Важно участие в празднике каждого ребёнка. Он должен чувствовать себя равным среди равных в коллективе весёлых и дружных сверстников. Радоваться вместе со всеми.

Ответственным за содержание, подготовку и проведение праздника, как и за всю работу по музыкальному воспитанию детей, является музыкальный руководитель.

Подготовку к празднику начинают с разработки программы, которая требует вдохновенной творческой мысли, просмотра и анализа музыкального материала, тщательного отбора подлинно художественных произведений и в заключение общей композиции всего отобранного в стройный художественный сценарий.

Роль взрослого при проведении праздника.

Роль ведущего поручается воспитателю, обладающему музыкальностью, артистичностью, умеющему держаться на сцене, эмоциональному, находчивому, знающему всех детей по именам.

Работа взрослых по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников.

Особенность праздника – в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребёнка. У детей возникает чувство удовлетворения от непосредственного участия в общенародном торжестве.

Музыкальный досуг в детском саду - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству.

Музыкальные досуги в детском саду – важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника, позволяет ему проявить свои навыки, умения.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный ритм» для детей младшего дошкольного возраста (часть 3)Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный ритм» для детей младшего дошкольного возраста (часть 3) "Музыкальный ритм". Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 3)Применение музыкально-дидактических.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Досуг для детей младшего дошкольного возраста «Папу поздравляют малыши» Досуг для детей младшего дошкольного возраста «Папу поздравляют малыши» Дети заходят в зал под марш. Ведущая. Раз, два, три, четыре, пять,.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкальный досуг как средство развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Лоде на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкальный досуг как средство развития эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2020 в 14:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД