Лучший педагог года

Многообразие форм и методов деятельности педагога при обучении грамоте дошкольников

Анастасия Баженова
Многообразие форм и методов деятельности педагога при обучении грамоте дошкольников

Консультация по теме:

«Многообразие форм и методов деятельности педагога при обучении грамоте дошкольников»

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути — получение качественного дошкольного образования.

Почему нужно обучать грамоте до школы

Публикация «Многообразие форм и методов деятельности педагога при обучении грамоте дошкольников» размещена в разделах

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

• знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;

• деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;

• анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;

• знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;

• основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

• Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.

• Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.

• Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации : зрительный, тактильный, слуховой.

При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д. Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно вводить работу на раздаточном материале.

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

• обогащение словаря;

• развитие умения правильно и чётко произносить слова;

формирование умения различать звуки;

• знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы : беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов, «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале педагог демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Средняя группа

Задачами этого года являются:

• дальнейшее развитие и увеличение словаря;

формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;

• заучивание стихов, пословиц и поговорок;

• закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;

формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы : беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;

• распознавание слов, содержащих определённый звук;

• расстановка ударения;

• умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);

• деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идё т по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Опытные педагоги рекомендуют начинать изучение согласных со звуков [м], [н]. В силу своей артикуляционной особенности они лучше всего подходят для усвоения слияние звуков и слогового чтения.

Подготовительная группа

Можно выделить следующие задачи обучения грамоте в этом году :

Образовательные 1. Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

2. Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на слоги.

3. Ознакомление с гласными и согласными звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.

Воспитательные

1. Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.

2. Воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.

3. Начальное литературно-эстетическое воспитание детей.

Развивающие

1. Развитие звуковой культуры речи.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие графических навыков и моторики.

4. Развитие звуко-буквенного анализа.

5. Развитие коммуникативных навыков

По итогу к концу периода обучения детей грамоте в дошкольном возрасте они должны уметь:

• различать понятия «звук», «буква»;

• буквы русского алфавита;

• определять наличие и место заданного звука в слове;

• анализировать звуковой состав слова;

• определять количество слогов в слове;

• плавно читать слоги, сознательно читать слова;

• замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;

• взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Выполнила: воспитатель Баженова Анастасия Владимировна

Публикации по теме:

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Учим буквы, играя. Продуктивная деятельность старших дошкольников при обучении грамотеУчим буквы, играя. Продуктивная деятельность старших дошкольников при обучении грамоте Для того чтобы научить ребенка читать, прежде всего нужно выучить с ним буквы. Как же заинтересовать будущего первоклассника, как добиться.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Консультация «Игры и математика при обучении дошкольников английскому языку» Оптимальным возрастом для изучения английского языка является дошкольный возраст. Именно, в этом возрасте внимание детей неустойчиво, они.

Библиотека изображений:

Публикация Многообразие форм и методов деятельности педагога при обучении грамоте дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Баженова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Многообразие форм и методов деятельности педагога при обучении грамоте дошкольников
Опубликовано: 8 декабря 2023 в 07:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД