МААМ-картинки

Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Буравлева
Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

Публикация «Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

В дошкольном образовании ранняя профориентация призвана :

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях взрослых;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность проиграть всевозможные сюжетные линии разнообразных профессий в процессе различных видов детской деятельности, создавая придуманную ситуацию, перевоплощаясь в различные образы.

Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Основная задача педагога – организовать процесс знакомства и познания интересно и непринужденно, исходя из таких психологических особенностей дошкольников, как наглядно-образное мышление, зрительное восприятие и преобладание игровой деятельности. Поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию различных форм образовательной деятельности.

В практике по формированию основ ранней профориентации у дошкольников широко используются «Минутка профориентации» - это кратковременное занятие в игровой форме, целью которого является получение новых и закрепление уже имеющихся знаний о каких-либо профессиях взрослых.

Главное правило «минутки» - ее непродолжительность, что связано с особенностями процессов внимания и памяти детей дошкольного возраста.

Главное условие эффективности «минуток профориентации» - их регулярность.

Знакомство детей с профессиями взрослых на «профминутках» осуществляется ежедневно во 2 половине дня. В течение одной-двух недель расширяются представления дошкольников об одной конкретной профессии.

Содержанием «минуток профориентации» являются дидактические, коммуникативные, познавательные, логические игры, в ходе которых воспитанники знакомятся с конкретными профессиями, их назначением и функциями. Именно дидактические игры позволяют ребенку осознать общественную значимость труда взрослого, структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

Приведё м пример таких игр:

1.«Кому что нужно для работы?»

Цель: Расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий)

2. «Поймай - скажи».

Цель: закрепить знания о трудовых действиях, выполняемых людьми разных профессий.

3. «Кем я хочу стать? Как буду работать?».

Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

4. «Бюро находок»

Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда.

В помощь воспитателю разработаны технологические карты, которые позволяют расширить представления дошкольников о многообразии профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, его результатах.

Представляем вам алгоритм разработки технологической карты.

Технологическая карта разрабатывается по следующей структуре:

• тема

возраст

• цель

информация о профессии, которая включает: название профессии, место работы, материал для труда, форменная одежда, орудия и предметы труда, трудовые действия, личностные качества, результат труда, польза труда для общества, форму организации детской деятельности, а также предполагаемый результат.

Технологическая карта определяет объём знаний дошкольников по определённой профессии.

Представляем вам на слайде пример такой технологической карты.

Тема: «Егерь- страж леса».

Возраст : старший дошкольный возраст (6-7 лет).

Цель: вызвать у детей интерес к профессии егеря, закрепить, обобщить и расширить знания об этой профессии, способствовать развитию связной речи детей, наблюдательности и воображения; воспитывать уважительное отношение к людям, которые заботятся о растения и животных лесов.

дидактическая игра «В гостях у егеря».

Название профессии : Егерь

Место работы: Лес, заповедник, охотхозяйство

Форменная одежда : Голубая форменная рубашка, брюки, куртка, брюки, кепка защитного цвета, плащ, сапоги, значок егеря.

Орудия и предметы труда: Кормушки для животных и птиц, карта местности, журнал учёта, фотоаппарат, бинокль, блокнот и карандаш для записей, приборы для измерения (рулетка, энциклопедия животных и растений леса

Трудовые действия: Наблюдает за растительным и животным миром леса, устанавливает кормушки для животных и птиц, ведёт их учёт, заготавливает корм, устраивает галечники и порхалища с песком для птиц, помогает растениям, животным и птицам, попавшим в беду, расчищает лес от сушняка; высаживает деревья и кустарники, тушит пожары в лесу, координирует работу с командами охотников, борется с браконьерами.

Личностные качества: Эмоциональная устойчивость, крепкое здоровье,

хорошее зрение, острый слух, выносливость,

хорошая память, смелость, решительность, ответственность, трудолюбие, умение быстро принимать решения в стрессовых ситуациях.

Результат труда: Сохранение лесных насаждений, сохранение и поддержание численности животных и птиц, соблюдение правил поведения в лесу.

Польза труда для общества: Охрана растительного и животного мира лесов.

Форма организации : игровая сюжетная ситуация: «В гостях у егеря»

дидактические, коммуникативные, познавательные, логические игры, в ходе которых воспитанники знакомятся с конкретными профессиями, их назначением и функциями. Педагог предлагает детям следующие роли: «егерь», «папа-охотник», «сын» и др. Можно развить следующий сюжет: папа с сыном пришли в лес на охоту, долго ходили по лесу и наткнулись на раненого лосёнка. Им стало жалко малыша, и они решили ему помочь. По лесным знакам, они отыскали лесной домик егеря. И от «лесного хозяина» узнали много интересного о лесе и его обитателях. Как трудно приходится зверям зимой, и как егерь помогает им в голодное время.

Цель - результат: Развивается творческая фантазия для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов, проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности. Умеют распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

Также в содержание технологической карты, имеется раздел «Взаимодействие с родителями воспитанников». В данном случае: оформление альбома «Правила поведения в лесу».

Работа в данном направлении реализуется нами в соответствии с разработанным перспективным планом ознакомления воспитанников с миром профессий взрослых.

Перед вами на слайде выдержка из плана:

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Месяц: сентябрь

Отрасль: Транспорт

Название профессии : Автомеханик

Отрасль: Сельское хозяйство

Название профессии : Овощевод

Месяц: октябрь

Отрасль: Медицина

Название профессии : Ветеринар

Отрасль: Образование и спорт

Название профессии : Фитнес- тренер

Месяц: ноябрь

Отрасль: Пищевая промышленность

Название профессии : Мороженщик

Отрасль: Лёгкая промышленность

Название профессии : Художник- модельер

Вывод: использование в работе с дошкольниками «минуток профориентации» способствует расширению и систематизации представлений дошкольников о многообразии профессий взрослых, местах работы, материалах для труда, форменной одежде, орудиях и предметах труда, трудовых действиях, личностных качествах, результатах труда, пользе труда для общества.

Непродолжительность и регулярность «Минуток профориентации» повышают эффективность работы с дошкольниками в данном направлении.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУФизкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ Консультация для педагогов Спортивные праздники, досуги, развлечения - формы активного отдыха детей. А праздник - это всегда радость,.

Журнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУЖурнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.

Фотоотчет о коллективной работе по аппликации из готовых форм с детьми старшего дошкольного возраста «Милая мама моя»Фотоотчет о коллективной работе по аппликации из готовых форм с детьми старшего дошкольного возраста «Милая мама моя» Фотоотчет о коллективной работе по аппликации из готовых форм с детьми старшего дошкольного возраста " Милая мама моя" Цель: изготовление.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Минутка профориентации как одна из форм образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2024 в 23:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД