Лучший педагог года

Занятие по читательской грамотности в начальной школе по сказке М. Пляцковского «Урок дружбы»

Светлана Николаевна Курегова
Занятие по читательской грамотности в начальной школе по сказке М. Пляцковского «Урок дружбы»

Тема. Актуальность. «Михаил Пляцковский. Урок дружбы. Содержание сказки. Дружба, жадность.» Данная тема актуальна в начальной школе. Ребята приходят в 1 класс, знакомятся друг с другом, заводят друзей. Необходимо с первых дней учить детей дружить, говорить о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Подобные занятия способствуют сплочению классного коллектива, расширяют детские интересы, у обучающихся возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.

Публикация «Занятие по читательской грамотности в начальной школе по сказке М, Пляцковского „Урок дружбы“» размещена в разделах

Класс: 1

Цель: расширение знаний детей о дружбе.

Задачи:

-Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

-Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют уважительное отношение друг другу; проявляют осознания важности дружбы;

Метапредметные: у обучающихся развиты: личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; регулятивные УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; осуществляют прогнозирование, целеполагание как постановку учебной задачи; оценка деятельности); познавательные УУД ( общеучебные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной речи, логические: анализ, синтез — составляют целое из частей; строят логические цепочки рассуждений); коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; управляют поведением партнёра — контролируют; учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; работа в группах, в парах);

Предметные: демонстрируют знание о понятии «дружба»

Форма проведения: урок-игра

Учет возрастных особенностей: занятие предназначено для обучающихся 1 класса, построено с учетом их возрастных особенностей.

Технология: игровая, ИКТ

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (карточки с текстом, разрезные карточки с буквами, карточки с пословицами для работы в парах, шаблон «воробей» из бумаги) цветные карандаши.

Используемые методы и приемы: словесные, наглядные, практические методы, игровые приемы, работа в парах, групповая работа.

Подготовительная работа: несколько обучающихся подготовили сообщения о внешнем виде, повадках, питании и местах обитания воробьев.

Содержание занятия

I. Организационный момент, мотивация деятельности

-Ребята, отгадайте загадку:

Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает. (воробей) [1]

- К нам на занятие прилетел воробушек (слайд 1)

-Давайте, с ним познакомимся. Узнайте его имя: 1я буква его имени находится в алфавите между буквами Ц и Щ. 2я буква – 10 я по счету в алфавите. 3я буква его имени обозначает парный согласный звуку [Г]. (ЧИК) (слайд 2)

- Чик приготовил для вас интересные игровые задания, он хочет посмотреть, как вы работаете на уроке, что уже знаете и умеете.

II. Этап актуализации знаний обучающихся

- Ребята, а что вы знаете о воробьях?

-Давайте послушаем сообщения ребят и узнаем, где обитают и чем питаются эти птицы (сообщения обучающихся) (слайд 3)

III. Этап открытия новых знаний

1. Знакомство с произведением

- Чик хочет познакомить вас с историей. Которая с ним однажды произошла. Прочитаем рассказ М. Пляцковского «Урок држбы» (текст на карточках у каждого учащегося)

Жили два воробья — Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек все же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

— Не надо… Зачем?. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и клюй!

— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его.

Взял Чик пять зернышек и сказал :

— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы…[2]

2. Обсуждение прочитанного, выборочное чтение

-Кто герои этого рассказа? Назовите их имена.

-Что получил Чик от бабушки? Что было в посылке?

-Как он поступил с зерном? Найдите и прочитайте строчки в которых об этом говорится.

- Что произошло с зерном, когда он выбрасывал ящик? Кто нашел эти зерна?

- Что сделал Чирик? Прочитайте строки, где говорится об этом.

- Почему Чик стал отказываться от угощения? Какое чувство он испытал? Почему? Прочитайте, где говорится об этом. Приходилось ли вам испытывать чувство стыда? Когда?

- Понял ли Чик, что поступил не правильно? Прочитайте последнюю строчку в тексте. О каком уроке говорит Чик? Как называется рассказ? Почему? Подберите свое название к рассказу Пляцковского.

-Чему учит этот рассказ? А какой урок вы извлекли из прочитанного?

3. Работа с пословицами.

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

-Поработаем в парах. Возьмите карточки, соедините начало и конец каждой пословицы [3]

Старый друг лучше а имей сто друзей

Нет друга - ищи а товарища выручай

Не имей сто рублей а нашел - береги

Сам погибай новых двух

4. Работа с картинным планом

- Рассмотрите иллюстрации [2] на доске. Расположите их в правильном порядке.

- Найдите в тексте отрывок к каждой иллюстрации. Как можно озаглавить эту часть текста? Перескажите текст с опорой на иллюстрации.

5. Инсценировка (работа в группах)

- Сейчас каждый ряд подготовит сценку в соответствии с картинным планом. 1й ряд – 1ю часть текста, 2й ряд – 2ю часть текста, 3й ряд – 3ю часть.

6. Словарная работа (работа в группах)

- Возьмите разрезные карточки и составьте из них слово (ДРУГ) (слайд 4)

- Что значит «ДРУГ»? Каким словом можно его заменить? Какое слово использует автор в рассказе, вместо слова ДРУГ? Такие слова в русском языке называются синонимами.

7. Подвижная игра.

- Сейчас каждый из вас представит себя маленьким воробушком. На полу разбросаны зерна (сделаны из бумаги, на каждом написано качество характера человека. По моей команде начинайте собирать зерна, но берите только те, на которых написано качество, которым должен обладать настоящий друг. (игра)

-Прочитайте, какими качествами должен обладать настоящий друг.

- А сейчас возьмите в руки по одному зернышку и подарите тому, кого считаете своим лучшим другом.

IV. Рефлексия. Итог занятия

- Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?

- Какое задание вам показалось самым интересным? А какое задание самым сложным?

- Посмотрите, сколько друзей Чика прилетело к нам на занятие (воробышки из белой бумаги). Возьмите себе по одному. Сейчас вы будете их раскрашивать. Красным цветом - если вы считаете, что хорошо поработали на занятии. Желтым – если работали недостаточно хорошо. Зеленым – не работали на занятии. (учащиеся раскрашивают воробышков)

- Поднимите своего воробышка вверх, покажите, что у вас получилось.

- А теперь давайте их посадим на ветки дерева (нарисовано на доске)

-На верхнюю ветку посадят своих воробышек те, кто считают, что они хорошо поняли и усвоили материал занятия. На среднюю – не достаточно хорошо. На нижнюю – не поняли, не усвоили материал занятия.

Используемые ресурсы:

1. https://mamamozhetvse.ru/zagadka-pro-vorobya-dlya-detej-35-luchshix.html

2.https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-plyackovskogo/urok-druzhby/

3.https://folkmir.ru/poslovitsy-o-druzhbe-dlja-detey

Публикации по теме:

Урок изобразительного искусства в начальной школе «Дымковская игрушка: птичка из ладошки»Урок изобразительного искусства в начальной школе «Дымковская игрушка: птичка из ладошки» Цель: Привлечение интереса детей к русским народным промыслам. Задачи: -Познакомить с видом народного промысла - дымковской игрушкой..

Урок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школеУрок внеурочной деятельности ко Дню Земли «Разговоры о важном» в начальной школе Состоялся очередной урок внеурочной деятельности "Разговоры о важном", который прошел под названием "День Земли". Цель занятия: Дать понятие.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?»Урок по окружающему миру в начальной школе «Что у нас под ногами?» Тема: Что у нас под ногами? Цели: формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "под ногами"; сообщение элементарных.

Фотоотчет «Международный день грамотности в школе»Фотоотчет «Международный день грамотности в школе» Ежегодно, начиная с 1967 года, 8 сентября отмечается Международный день грамотности. Основная цель этого дня по задумке Юнеско - напомнить.

Сценарий театрализованной деятельности для детей средней группы по сказке «Курочка Ряба» элементами финансовой грамотностиСценарий театрализованной деятельности для детей средней группы по сказке «Курочка Ряба» элементами финансовой грамотности .

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Урок мира в День знаний для учащихся начальной школы на тему «ГТО» Сценарий проведения урока мира на тему: «ГТО». Здравствуйте, дорогие ребята! Поздравляю вас с замечательным праздником – Днём знаний. (слайд.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» "Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

Выполнение эскиза самовара. История тульского самовара. Урок в начальной школеВыполнение эскиза самовара. История тульского самовара. Урок в начальной школе Рисование с натуры, декоративная работа или лепка - на Ваше усмотрение. Задачи: воспитывать уважение к труду и людям труда, интерес и любовь.

Библиотека изображений:

Публикация Занятие по читательской грамотности в начальной школе по сказке М. Пляцковского «Урок дружбы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Курегова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Занятие по читательской грамотности в начальной школе по сказке М. Пляцковского «Урок дружбы»
Опубликовано: 12 июня 2023 в 16:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД