МААМ-картинки

Методические основы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Половинкина Елена Владимировна
Методические основы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Аннотация

В данной статье поднимается вопрос о целесообразности раннего обучения детей навыкам безопасного поведения, так как они становятся основой профилактики несчастных 87 случаев и детского травматизма. В статье затрагиваются основные формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению, положительно влияющие на гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка, раскрывается значимость взаимодействия с родителями воспитанников.

Публикация «Методические основы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольное образование, навыки безопасного поведения, раннее обучение, дошкольный возраст, обучение дошкольников безопасному поведению.

Ребенок дошкольного возраста отличается любознательностью, повышенной активностью в познании окружающего мира. Несомненно, эти стремления должны поощряться взрослыми, однако иной раз они становятся крайне небезопасными для ребенка. Поэтому так важно своевременно начать и системно формировать у детей основы безопасного поведения. Данная работа должна начинаться с раннего возраста и быть непрерывной на протяжении всего дошкольного периода. Это требование связано с тем, что детям дошкольного возраста не свойственна защитная психологическая реакция на опасность, присущая взрослому человеку [1].

В исследованиях по заявленной проблематике (И. А. Лыкова, Е. В. Михеева, И. П. Равчеева, Л. М. Таутиева, В. А. Шипунова) выделяют определенную последовательность действий по формированию у детей основ безопасного поведения. Изначально рекомендуется провести диагностическое обследование: выявить уровень знаний и интересов детей, определить сформированность практических умений и навыков. Полученные результаты помогут сформулировать цель и задачи работы в данном направлении [2].

Примерная цель может быть следующей: сформировать у детей основные представления об опасных для жизни ситуациях и способах поведения в них, добиться осознанности в выборе способов безопасного поведения.

Данная цель может быть достигнута при решении следующих задач:

дать детям представления об опасных и вредных для здоровья и жизни факторах окружающей среды;

формировать навыки адекватной реакции на различные жизненные ситуации;

активизировать желание и потребность в приобретении навыков безопасного поведения;

способствовать переносу и закреплению полученных знаний о безопасном поведении в культурных практиках;

формировать положительную эмоциональную реакцию и личностно - значимое отношение к правилам безопасного поведения.

При построении образовательной работы используются различные формы и методы, учитывающие как возрастные и индивидуальные особенности детей, так и их социокультурные различия, особенности семейной культуры, своеобразие бытовых условий, в которых проживает ребенок. Крайне важной является опора на уже имеющийся жизненный опыт детей, учет особенностей их поведения и предпочтений. Беседы и дискуссии с детьми позволяют выяснить, что именно они знают, а педагогические наблюдения за самостоятельной деятельностью показывают, стали ли знания личностно - значимыми и как свой познавательный опыт дети переносят на практику.

Опора на имеющийся у детей опыт поможет взрослому определить направления дальнейшей работы и способы ее организации. Также осознание имеющихся у детей знаний и представлений позволит взрослому избежать дублирования уже хорошо известной детям информации и закрепления ее в интересной и мотивирующей форме. Кроме того, педагог получает возможность спрогнозировать как и когда дать ребенку сведения, которые находятся далеко в зоне ближайшего развития [2].

Принципами построения образовательной работы по формированию основ безопасного поведения являются принцип системности, интеграции, доступности содержания, возрастной адекватности, преемственности семейного и дошкольного воспитания. В качестве методов используются как общепедагогические методы, так и специальные. К общепедагогическим относятся методы формирования сознания детей, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения, методы контроля эффективности образовательного процесса.

Специальными методами являются наглядные, словесные и практические. Они способствуют эффективному закреплению представлений о правилах безопасного поведения и последствиях их нарушения, отработке полученных представлений в специально созданных или реальных жизненных ситуациях. Обозначенное направление работы реализуется во всех видах детской деятельности и предполагает активное воспитательное воздействие. Беседы, рассказы, разъяснения, примеры как воспитание словом способствуют осознанию получаемой информации. Упражнения, приучения как воспитание делом, а также включение детей в воспитательные ситуации, поощрения и наказания, педагогическая оценка (воспитание ситуацией) способствуют принятию полученных навыков, их присвоению. Большую роль играют воспитание игрой и воспитание общением, где навыки безопасного поведения становятся собственной культурной практикой каждого ребенка [3].

Как уже отмечалось ранее, при формировании навыков безопасного поведения важно учитывать интересы дошкольников, их стремление к познанию окружающего мира. В исследованиях современных авторов (К. Ю. Белая, Л. Е. Никонова, И. Л. Саво, Р. Б. Стеркина) отмечается, что наиболее эффективной данная работа будет при соблюдении следующих условий:

если содержание знаний и умений будет сгруппировано по видам опасности и будет осваиваться детьми в заданной последовательности;

если содержание образовательной работы будет даваться детям поэтапно с тщательной отработкой знаний и умений на каждом этапе и последующим закреплении на следующем;

если педагоги и родители будут выстраивать образование детей в тесном сотрудничестве и взаимодействии.

Таким образом, планомерная и целенаправленная работа по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

Список использованной литературы

1. Гризик, Т. И., Глушкова, Г. В. Формирование основ безопасного поведения у детей 3 - 8 лет / Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. – М. : Просвещение, 2017. – 96 с.

2. Михеева, Е. В., Ильясова, А. Г. Сущность понятия «здоровье» и его ценностное содержание / Е. В. Михеева, А. Г. Ильясова // Вопросы дополнительного профессионального 89 образования педагога. – 2017. – № 1 (7). URL : https: // orenipk.ru / nauka / jour / vpo7 - 2017.htm (дата обращения 02.01.2018).

3. Чермашенцева, О. В. Обучение дошкольников безопасному поведению / О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 226 с.

© Половинкина Е. В., 2018

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические основы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 19:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические основы формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Половинкина Елена Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД