Лучший педагог года

Менеджмент в образовании

Ирина Фомина
Менеджмент в образовании

Введение

Одним из направлений в работе современной системы российского образования является менеджмент. Менеджмент (управление, хозяйствование, администрирование, способность управлять, владеть, управлять) - это разработка и создание, наиболее эффективное использование и контроль социально-экономических систем. Грамотное применение компонентов системы менеджмента в различных сферах деятельности приводит к мобилизации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, а это коммерчески выгодно. Но нужен ли менеджмент в образовании?

Публикация «Менеджмент в образовании» размещена в разделах

Педагогический менеджмент - это целенаправленная педагогическая деятельность менеджеров по организации и созданию эффективной системы управления процессом подготовки специалистов. Сам процесс обучения следует рассматривать как единый педагогический технологический процесс - педагогическую технологию.

Менеджмент в образовании

Педагогический менеджмент, по мнению Валерия Петровича Симонова, представляет собой совокупность принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленных на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой учитель является, по сути, менеджером образовательного процесса (как субъект его управления, а руководитель - это менеджер образовательного процесса в целом [6].

Педагогический менеджмент имеет специфические закономерности. Эти закономерности выражаются в уникальности объекта, продукта, инструмента и результата работы менеджера.

Предметом работы менеджера образовательного процесса является деятельность контролируемого субъекта, продуктом труда является информация, орудием труда является язык, слово, речевая деятельность, результатом труда является степень подготовки, воспитания и развития объекта управления – учащихся.

Субъектами управления в системе образования выступают Министерство образования Российской Федерации, департаменты образования краев, областей, городов, а также районные отделы образования.

Объектами управления являются различные образовательные учреждения, которые, в свою очередь, также могут рассматриваться как системы. Например, общеобразовательная школа, являясь объектом управления в системе Министерства образования Российской Федерации, сама по себе является сложной динамичной социальной системой, в которой можно выделить такие подсистемы, как педагогический процесс, классная система, система воспитательной работы и т. д.

Многие особенности педагогического менеджмента определяются спецификой педагогического процесса. В частности, особенности управления образовательными системами во многом определяются воспитательной, воспитательной и развивающей функциями обучения, а также спецификой целей, методов, средств и форм педагогического процесса.

Важной особенностью педагогического менеджмента является публичный характер управления системой образования, проявляющийся в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в состав которых входят представители педагогических и студенческих коллективов, родители, общественность. Их участие в управлении создает предпосылки для развития творческой атмосферы хорошего психологического климата в образовательном учреждении.

Реальным воплощением публичного характера управления на уровне общеобразовательной организации является управляющий совет.

Закономерности менеджмента в образовании

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности. К закономерностям управления образовательными системами относят :

- эффективность функционирования системы управления воспитательно-образовательным процессом от уровня функциональной и организационной структур;

- связь между содержанием и методами управления воспитательно-образовательной работой и содержанием и методами организации педагогического процесса в образовательной организации;

- компетентность и готовность руководителей к управленческой деятельности;

- оперативность, непрерывность и ритмичность деятельности;

- гуманность ю и демократичность управления.

Принципы менеджмента в образовании

Субъект управленческой деятельности (руководитель, менеджер, педагог) в процессе управления образовательной системой ориентируется на принципы управления, определяющие требования к содержанию, структуре, организации этого процесса. Они составляют идейную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные аксиомы. Над проблемой классификации принципов управления образовательными системами работали многие авторы (Г. Г. Габдуллин, Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев,. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). В сфере образования выделят следующие группы управленческих принципов:

– общие принципы организации педагогического труда;

– принципы социального управления сферой образования;

– специфические принципы управления школой.

1. Общие принципы управления образовательной системой :

а) научность – реализация управленческой деятельности с опорой на результаты научных исследований, представленные в форме рекомендаций, теорий, концепций и др. При этом содержание управленческой деятельности должно соответствовать уровню современной теории управления и основываться на раскрытии важнейших закономерностей и принципов процесса управления образовательными системами;

б) системность и целостность. Принцип управления, исключающий предпочтение какой-либо из управленческих функций, реализующихся во взаимодействии руководителя учебного заведения с педагогическим коллективом и отвечающий таким требованиям, как последовательность, логичность, равнозначность всех функций;

в) рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности. Реализация данного принципа в управлении обеспечивается путем продуманного определения сфер подчиненности, тщательной разработки должностных инструкций, где четко определен круг прав и обязанностей каждого члена коллектива учебного заведения и границы его ответственности за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных обязанностей;

г) объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Управленческая информация – это сообщение, содержащее сведения о том, что происходит внутри организации и в ее окружении. Данная информация классифицируется по признакам:

* времени – ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;

* функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная;

* источникам поступления – внутриорганизационная, ведомственная, вневедомственная;

* целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

2. К принципам социального управления сферой образования относятся :

– демократизация и гуманизация управления образовательным учреждением, предполагающая прежде всего развитие самодеятельности и инициативы всех участников образовательного процесса – руководителей, педагогов, учащихся и их родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. При этом происходит взаимодействие, сотрудничество, соуправление в сочетании с самоуправлением;

– единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Оно предполагает, что управление образовательным заведением строится в основном на двух принципах: единоначалии и коллегиальности, которые, дополняя друг друга, создают единую систему управления. Реализация этого принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении общеобразовательным учреждением.

Единоначалие осуществляется администрацией учебного заведения, в которую входят директор, его заместители, а также начальники структурных подразделений. Оно обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса.

Коллегиальность осуществляется в двух формах – непосредственной демократии (общешкольная конференция, общие собрания, педагогической совет) и представительной демократии (совет школы, различные комиссии, комитеты). При этом коллегиальность – это личная ответственность каждого члена коллектива за порученное дело.

3. К специфическим принципам управления образовательным учреждением относятся:

а) педагогическая направленность управления – стремление руководителя оставаться учителем и в своей управленческой деятельности проявлять терпение к своим подчиненным, заинтересованное отношение к созданию ситуации конструктивного диалога, поддержки и определенной позитивной соревновательности и взаимопомощи между членами руководимого коллектива. При это для руководителя образовательного учреждения важнейшими качествами выступают знания и умения, необходимые для организации управления учебно-воспитательным процессом, которые способствуют решению задач постоянного совершенствования условий эффективного протекания этого процесса на основе соблюдения общих принципов обучения и воспитания. Это способствует умелому решению профессионально-педагогических задач обучения и воспитания;

б) нормативность. Данный принцип предполагает опору на выполнение нормативных требований образовательных программ, государственных образовательных стандартах и в ведомственных документах, поступающих из вышестоящих уровней управления образованием. Реализация данного принципа происходит через выполнение нормативных требований, содержащихся в документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в целом и каждого работника в частности;

в) единство педагогических позиций. Реализация данного принципа в педагогическом управлении - это:

– объединение всех субъектов педагогической деятельности в единое целое, которое объединено пониманием цели, способов организации деятельности, отношениями творчества и общей ответственности;

– все требования к организации педагогического процесса, содержащиеся в документах, регламентирующих его деятельность и обязательных для всех членов учебного заведения. Единство всех участников педагогического процесса будет способствовать эффективной организации управления образовательной системой;

г) сочетание интересов детей и взрослых. Данный принцип предполагает обеспечение приоритетов интересов детей, участия родителей в управлении учебным заведением в органах самоуправления.

Заключение

Таким образом, менеджмент в образовании - это комплекс технологических приемов, организационных форм, принципов и методов, направленных на повышение эффективности системы обучения. В то же время основными функциями менеджмента можно считать организацию, планирование, мотивацию и контроль учебно-воспитательной деятельности образовательной организации. Это сводит этот процесс к предоставлению всем субъектам информации о деятельности системы и планированию ее дальнейшей деятельности. Управление в сфере образования направлено на выбор оптимальных решений, а также на разработку программы развития различных образовательных учреждений. Управление образовательной организацией осуществляется в три этапа: диагностика и предварительная оценка деятельности образовательного учреждения, сбор данных и формулирование окончательных выводов о реальном положении дел и путях дальнейшего развития организации.

Литература

1. Бабанский В. К. Рациональная организация учебной деятельности //Избр. пед. труды. – М, 2007. – 327с.

2. Бертон В. Принципы обучения и его организация. – М, 2006. – 317с.

3. Давыдова Т. И, Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. - М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 74с.

4. Петрова Л. И. Основы управления педагогическими системами. - Ростов-на-Дону. : Изд. «Феникс», 2008. - 349с.

5. Симоненко В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М. : Изд. центр «Вентана-Граф», 2006 стр. - 450с.

6. Симновов В. П. Педагогический менеджмент : 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Педагогическое общество России, 1999. - 430с.

7. Яковлев В. А. Психология и педагогика управленца. – М. : 2008.- 244с.

Публикации по теме:

3D-принтер в образовании в школе 8 вида3D-принтер в образовании в школе 8 вида D в образовании: наступающее будущее В нашей школе каждый может найти занятие по душе. Для нужд детей есть швейная мастерская, и типография.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.

Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании»Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании» Всем доброго времени суток! Сегодня, хочу рассказать о важном для меня и моих коллег мероприятии. Совсем недавно, 1 марта в Нижнем Новгороде,.

Тайм-менеджмент для детейТайм-менеджмент для детей Самоорганизация это очень важный вопрос для любого взрослого. Организовать свой день так, чтобы нашлось время и для работы, и для отдыха,.

Опубликовано в разделах:

Публикация Менеджмент в образовании (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Фомина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Менеджмент в образовании
Опубликовано: 27 июня 2023 в 10:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД