Получи документы

Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними

Валерия Федотова
Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними

«Медиация : распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними»

1. Конфликт в образовательной среде.

Термин конфликт происходит от латинского «conflictus» (столкновение, имеет значение столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, определенных действий. Конфликт имеет разнополярные значения, такие как негативное явление, ведущее к неблагополучию, и конструктивное поле для деятельности. Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации.

Публикация «Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними» размещена в разделах

Любой конфликт, возникающий в образовательной среде, носит педагогическую направленность, поскольку он затрагивает достижение основных образовательных целей и задач.

Конфликт в образовательном учреждении — это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса. Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников.

2. Виды возникающих конфликтов среди и с участием несовершеннолетних.

Конфликты, возникающие между несовершеннолетними и с их участием могут быть следующих видов: между педагогом и учащимся, между учащимся и учащимся, между личностью и группой, между двумя «противоборствующими» группами.

Распространенным видом конфликта «Учитель — ученик» является непонимание между педагогом и обучающимся. Очень часто ученики думают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию. Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению.

Конфликт «Ученик - ученик» характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

3. Инструменты для решения конфликтных ситуаций в образовательной среде.

На сегодняшний день существуют следующие инструменты для решения конфликтных ситуаций в образовательной среде:

Восстановительная медиация («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда») – программа, при реализации которой конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий восстановительной медиации создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда).

• Круг сообщества – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, межэтническими конфликтами, для под- 10 держки пострадавших и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить смыслы и цели того, что их волнует, с учетом культурных и ценностных ориентиров. Важнейшей особенностью «кругов» является привлечение к обсуждению проблемы заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение, а также способствует поддержке позитивных изменений в сообществе.

• Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) – программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации (или социально опасного положения) для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи. Вероятность выполнения семьей собственного плана значительно выше, чем планов, разработанных специалистами.

• Профилактические восстановительные программы – программы по ситуациям, имеющим риск развития (эскалации) конфликта или совершения правонарушения, в рамках которых участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений. В ходе программ реализуются принципы восстановительного правосудия (восстановительной медиации – в соответствии со стандартами восстановительной медиации).

«Школьно-семейный совет» – рассчитан на работу с комбинированными конфликтами и на привлечение не только педагогических работников и специалистов образовательной организации, но и самих обучающихся и их родителей (законных представителей); реализуется по запросу администрации образовательной организации и заявке в школьную службу примирения (медиации).

4. Зафиксируйте, для чего Вам нужна служба медиации и кто должен в нее входить, какие функции она выполняет.

Так как главная цель медиации в дошкольном учреждении – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т. д.). Служба медиации нужна для мирного решения проблем и конфликтов, снижения уровня агрессии в детском саду и сохранения добрых отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Руководителя службы примирения назначает заведующий МДОУ на добровольной основе. В состав службы медиации входят также медиаторы, которые посещали цикл консультативно-тренинговых занятий. Информацию о случаях конфликтных ситуаций служба примирения (медиации) в дошкольной образовательной организации получает от администрации, педагогов и родителей воспитанников. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. Администрация МДОУ содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими учреждениями. Служба примирения МДОУ взаимодействует с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования, КДН и ЗП.

Функциями службы медиации в ДОУ являются :

- помощь в разрешении конфликтов между взрослыми участниками образовательных отношений;

использование метода кругов сообществ на родительских собраниях и собраниях трудового коллектива;

информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;

обучение воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) и других участников образовательных отношений цивилизованным методам урегулирования конфликтов.

Таким образом, служба примирения является средством профилактической и просветительской работы

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Фотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском садуФотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском саду 14 ноября 2019, мы ездили на стажёрскую практику, в МБДОУ ЦРР – детский сад «Рябинка», тема которой была «Использование игровых технологий.

Фотоотчёт об Августовской педагогической конференции «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы»Фотоотчёт об Августовской педагогической конференции «Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы» Фотоотчёт об Августовской педагогической конференции "Единое образовательное пространство: стратегии, практики, ресурсы" 25 августа в городе.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Отчет воспитателя за 2019–2020 учебный год (повышение квалификации, распространение опыта работы) За отчетный период в рамках самообразования по повышению квалификации и распространению педагогического опыта участвовала - на муниципальном.

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду «Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду». «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок-музыкантом.

Опубликовано в разделах:

Публикация Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валерия Федотова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Медиация: распространение восстановительной практики в работе с несовершеннолетними
Опубликовано: 23 июня 2023 в 13:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД