Лучший педагог года

Конспект занятия «Мастера и народные умельцы»

Алия Хайретдинова
Конспект занятия «Мастера и народные умельцы»

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира и расширения кругозора "Мастера и народные умельцы"

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская.

Публикация «Конспект занятия „Мастера и народные умельцы“» размещена в разделах

Цель: способствовать формированию уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

Задачи:

1. Познакомить и расширить знания детей о родном крае – Поволжье, о народах и национальностях, проживающих в нём (русских, татар, мордвы, чувашей, посредством ознакомления с народными костюмами, традициями, народным бытом, пословицами и поговорками.

2. Закрепить знания о головных уборах женщин и девушек народов Поволжья.

3. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук.

4. Формировать навыки практического применения информации при продуктивной деятельности (украшения женских головных уборов, обогащать речь детей.)

5. Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.

Предварительная работа: презентация, прослушивание национальных песен, чтение стихов знакомство с людьми, живущими в центре Европейской части России – народом Поволжья, рассматривание национальных костюмы, головных уборов, разучивание игр, пословиц и поговорок, украшение головного убора народа Поволжья.

Оборудование и материалы: мультимедиа, слайды с изображением представителей разных национальностей, костюмы, головные уборы, орнамент народов Поволжья (русские, татарские, мордовские, чувашские).

Ход занятия:

Дети входят в зал под мелодию песни «Родной край».

(Презентация на экране) ИКТ

- Ребята сегодня к нам пришли гости.

- Давайте мы с вами поздороваемся

–Здравствуйте

- Исэнмесез.

- Сегодня мы отправимся в мастерскую народных умельцев, где и встретимся с мастерами. Давайте мы возьмемся за руки и покажем, какая большая и великая у нас страна, поднимем наши руки вверх. Посмотрите вот она какая наша огромная Родина.

-Красивыми городами, селами, полями, лесами, реками, озерами и. д., и еще наша Родина очень дружная.

-Давайте подарим друг другу самую добрую улыбку.

-Ребята как вы думаете, а что такое Родина?

(Это место где человек родился, вырос, наш город, село, родной дом, где сделали первые шаги, произнесли первое слово, Родина как и родителей, невозможно выбрать и т. д)

-Родина – это ребята прежде всего самые близкие люди, ваша семья, это ваш город, улица, это наша природа, которая нас окружает.

-А что бы вам было еще понятнее, предлагаю прослушать стихотворение о Поволжья. (С. Динар)

Поволжский край, моя земля

Родимые просторы!

У нас и реки и поля

Холмы, леса и горы

Народы, как одна семья

Хотя язык их разный,

Но дружбой мы своей сильны,

И мы живем прекрасно!

-Для всех нас Родина – это наша Республика Татарстан.

- Много людей разных национальностей проживает в нашей республике, у каждого народа свой язык, свои традиции, обычаи, блюда, своя национальная одежда.

- Какие народы проживают в Поволжья?

(Башкиры, Марийцы, Мордва, Поволжские татары, Русские, Удмурты, Чуваши)

Игра «Отгадай орнамент». Использование ИКТ

- Ребята давайте вспомним орнаменты народов Поволжья.

-Посмотрите на экран и отгадайте к какому народу принадлежит данный орнамент?

(Ответы детей)

-Такие интересные и разные орнаменты люди используют при украшении одежды.

( Сюрпризный момент: Гости на пороге)

Стучаться. Входят взрослые в национальных костюмах.

- Здравствуйте.

- Исэнмесез. Я татарка…

- Здраствуйте. Я русская….

-Салам лийже. А я чувашка…

-Салам лымашю Я мордовка…

- Мы очень рады, что к вам пришли.

Воспитатель: -Посмотрите ребята какие нарядные, красивы костюмы и необычные головные уборы у наших гостей.

С использованием ИКТ

Русская: -Сегодня мы специально для вас оделись, нарядились и хотели бы рассказать о нашей национальной одежде, женский костюм — это рубаха и сарафан. Поверх рубах надевали сарафан — то строгий, прямой или пышный, объемный, женский костюм завершали душегрея, либо шугай. Поверх рубах носили нарукавники представляющие собой плечевую одежду типа кофточки из различных тканей с богатой отделкой. В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Девичий головной убор выглядел на голове в виде кокошник. Кокошник – одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения ребенка. Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом, имели право надевать лишь молодые женщины и молодушки, только что вышедшие замуж. Кокошники делали из дорогих материалов, основу покрывали шёлком, бархатом расшивали бисером, золотыми нитками, жемчугом, бусами, драгоценными камнями, тесьмою.

Татарский костюм - это, прежде всего, свободные рубахи - кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешмет. Женские головные уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чяч тянкясе).

Мордовским национальным женским костюмом являлась рубаха пан туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах. Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Головные уборы у женщин называвшиеся панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы, украшались яркой вышивкой где присутствовала разные линии и фигуры.

В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Рубаха богата украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук – запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Девичий головной убор – тухья представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками. Чувашские женщины носили разного рода платки (туттар). Чувашский национальный головной убор (Тухья, сурпан). Особый интерес из старинных головных уборов представляет девичий головной убор – тухья. Тухья – шапочка – шлем из ткани или кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической шишечкой наверху.

Воспитатель: - Какие разные и красивые костюмы у наших народов. Давайте еще раз повторим названия головных уборов (гости по очереди выходят называю головные уборы, дети хором повторяют)

(калфак- татарка, кокошник- русская, панго- мордовка, тухья - чувашка)

Воспитатель: -В старину все носили головные уборы. По головному убору женщин Поволжья можно было судить о возрасте хозяйки, её социальном статусе, определить место проживания. Головные уборы носили защитную и ритуальную функцию.

Игра «Закончи пословицы и поговорки», с использованием ИКТ

Русская: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки народов Поволжья. - Да.

Вы готовы. Тогда все внимание на экран.

(Выходят пословицы и поговорки)

Русские:

-Сделал дело – гуляй смело.

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

-Друг познается в беде.

-Жизнь прожить — не поле перейти.

Татарские:

-Алмаз остаётся алмазом, даже если бросить его в грязь.

Добром за добро платит каждый, добром за зло – настоящий человек.

-Соседская курица индюком кажется.

-Чужая душа – бездонное море.

Мордовские:

Вовремя сказанное слово дороже золота.

Где молния, там гром.

Где огонь, там дым.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не прыгнув в воду, не научишься плавать.

Плохому человеку – все плохие.

Слово – не мел, скажешь – не сотрешь.

Чувашские:

Красота на время, доброта навеки.

Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Мать – святыня, с ней не спорят.

Правду все хвалят, а лжи никто не верит.

Чужая пища кажется вкуснее.

Слово равно золоту.

Воспитатель: - Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы и поговорки народов Поволжья сближают людей разных национальностей, делают их дружнее и толерантнее.

Татарка: -Рэхмэт балалар, как много разных пословиц вы знаете. И в каждой из них хранится народная мудрость.

Татарская народная игра «Тубетейка»

Чувашка:- А пришли мы к вам не пустыми руками, а куклами нашей национальности, у них красивые костюмы, но у них нет головных уборов.

- Им сшили головные уборы, но не успели их украсить. Нам помощники нужны

- Ребята поможем нашим гостям. Да.

-Мы с радостью согласны.

Русская: - Спасибо, что согласились нам помощь. Приглашаем вас дети на наши подмастерья. Занимайте ваши рабочие места.

Воспитатель: - Прежде чем украсить головные уборы нужно придумать ваш узор, для этого все необходимое лежит у вас на столах. Посмотрите, вспомните какие орнаменты нужны будут для украшения, например татарского узор и. т. д

(Дети начинают оформлять головной убор по своему желанию).

Презентация.

- После того, как мы потрудились, украсили головные уборы. Я предлагаю вам отдохнуть.

- Выходим из рабочих мест, делаем:

Физминутка «Без инде хэзер зурлар»

Без инде хэзер зурлар.

Куп эшли безнен куллар.

Без идэн дэ юабыз,

Без керлэрдэ уабыз,

Чайкатабыз, борабыз,

Элэбез, каптырабыз.

Голлэргэ су сибэбез.

Менэ шундый унган без,

Менэ шундый булган без.

Воспитатель: - Молодцы, а теперь приступаем к второму этапу, все узоры нужно теперь закрепить.

Молодцы, ребята. Какие головные уборы вы сделали?

– Калфак, Кокошник, Панго, Тухья.

-Ваши головные уборы получились красивыми и нарядными! Расскажите, как и чем вы украшали их. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мастера.

-Давайте их покажем нашим гостям.

- Поставим наши готовые головные уборы сушиться около кукол.

Итог:

- Что общего вы заметили в костюмах людей разных национальностей? (Растительный орнамент, яркость красок, изящество и красота, искусство, смысловое содержание народных костюмов, похожие элементы в костюмах)

- Что вам понравилось, что запомнилось?

- Наша Родина родной дом для многих народов, и важно, чтобы всем жилось хорошо в нем. Как вы думаете, как этого добиться?

- Да, надо жить дружно, уважать обычаи всех народов.

Песня на мордовском языке в исполнение гостей с детьми.

Публикации по теме:

Конспект ООД в старшей группе «Дымковские мастера»Конспект ООД в старшей группе «Дымковские мастера» Цель: Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей.

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группыКонспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Задачи:.

Фольклорный праздник для детей подготовительной группы «Мастера и умельцы России»Фольклорный праздник для детей подготовительной группы «Мастера и умельцы России» Цель: расширять знания детей о духовной жизни народа России через слушание народной, национальной музыки, исполнении частушек, песен, танцев.

Сценарий досуга «Народные умельцы»  (подготовительная группа) Цель: создание интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству. Задачи: закрепить знание детьми отличительных особенностей.

Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка»Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка» Цель: Знакомство с промыслами Липецкого края. Задачи: Закрепить представления о разнообразии романовской игрушки; Формировать умение лепить.

Конспект ООД с детьми 6–7 лет по программе «Социокультурные Истоки», «Мастера и рукодельницы». Воспитатель – Киселева Наталья Валентиновна ННОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №6, февраль ННОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Фотоотчет «Народные мастера»Фотоотчет «Народные мастера» Дети с ясельного возраста любят играть с народными игрушками. Когда я спросила у старших дошкольников, рассматривающих альбом с изделиями.

Народные умельцы, наши традиции! Фото репортаж с фестиваля «Хотмыжская осень»!Народные умельцы, наши традиции! Фото репортаж с фестиваля «Хотмыжская осень»! Это - ковка! И это - ковка!А это - столько мелких кованных предметов, которые можно было выбрать здесь, у столика, по своему вкусу и желанию.

Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе «Мы — мастера городецкой росписи»Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе «Мы — мастера городецкой росписи» Роспись деревянных досок городецкой росписью Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе Тема: «Мы - мастера городецкой росписи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мастера и народные умельцы»
Опубликовано: 19 ноября 2022 в 12:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД