Лучший педагог года

Мастер-класс» «Повышение компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Анастасия Миронова
Мастер-класс» «Повышение компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Мастер – класс

с участием родителей

«Повышение компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

учитель – логопед

Миронова А. М.

г. Вилючинск, 2021

Пояснительная записка

Публикация «Мастер-класс“ „Повышение компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи

- повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у дошкольников и побудить желание заниматься с ребенком в домашних условиях.

- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

- активизировать педагогический потенциал родителей.

-обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории :

- родители, которые предъявляют повышенные требования к речи ребенка.

- родители, которые не обращают внимания на нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.

Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе позволяет стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Цель мероприятия:

Привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи мероприятия:

- познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

Оборудование: презентация, смайлики, буклеты, индивидуальные зеркала, ватные диски, коктельные трубочки, пластиковые стаканчики, воздушные шары, бабочка из папирусной бумаги, вертушка, пластиковые губы для развития воздушной струю

Сценарий мастер - класса

I. Организационный момент: (СЛАЙД 1)

Логопед: - Добрый день уважаемые родители! Я рада вас видеть!

Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер – класс. Познакомлю вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Предлагаю вам совершить путешествие. Мне очень хочется, чтобы это путешествие запомнилось всем улыбками, хорошим настроением, а самое главное-полезными знаниями, полученными в ходе мастер- класса. Ну что мы начинаем!

(СЛАЙД 2 И МУЗЫКА НА ПАРОВОЗЕ) Путешествовать мы с вами будем вот на этом паровозике (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»). Для начала предлагаю сделать не большую разминку.

- а вот и первая станция.

Станция «Разминка» (СЛАЙД 3)

Логопед:

Игра «доскажи словечко»

У меня игра для вас,

Я начну стихи сейчас,

Я начну, вы продолжайте,

Хором слово добавляйте!

Поднимаем выше руки

Произносим громко… звуки

Звук становится приятен

Лишь тогда, когда … понятен

Буквы видеть, звуки слышать,

И писать, произносить,

Помогает нам без бед

Наш учитель … логопед

Для язычка нужна нежная пластика –

Артикуляционная … гимнастика

Чтобы четко говорить

Нужно с пальцами … дружить

Будем вместе мы беречь

Нашу правильную … речь.

А мы приближаемся к следующей станции. (СЛАЙД 4)

Станция «Теоретическая

Логопед:

известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Профилактика речевых нарушений – это система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и является неотъемлемой частью логопедической работы.

Важную роль в профилактике речевых нарушений играет совместная работа педагогов и родителей.

(СЛАЙД 5) Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности: (СМОТРЯТ СЛАЙД) Я ПАРУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГОВОРЮ)

- затрудняется развитие познавательной деятельности;

- снижается продуктивность запоминания;

- повышенной утомляемостью;

- дети с трудом овладевают мыслительными операциями;

- нарушается практически все формы общения и межличностного взаимодействия;

- существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющее ведущее значение для общего психического развития и становление личности ребенка.

Поэтому для повышения эффективности системы профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо, чтобы она осуществлялась специалистами, педагогами ДОУ и родителями.

(СЛАЙД 6) Основные направления работы по профилактике речевых нарушений :

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики;

- развитие речевого дыхания;

- формирование фонематического слуха.

В результате систематической работы по вышеперечисленным направлениям у детей происходит : (СЛАЙД 7) ЧИТАЮ СО СЛАЙДА

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые родители, поближе познакомить вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Буду рада, если предложенные рекомендации для занятий с ребенком в домашних условиях окажут положительное воздействие на развитие речи.

Мы приближаемся к следующей станции

Станция артикуляционная (СЛАЙД 8)

Логопед:

Чтоб ясно быстро, четко

И легко заговорить

языком придется много

И активно шевелить.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

- А сейчас предлагаю проделать артикуляционную гимнастику, но она будет нетрадиционной очень полезной и вкусной.

Для гимнастики можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии.

1. «Мармеладные упражнения». Необходимо один конец такой же мармеладки сжать губами, а другой конец натянуть рукой. Задача ребёнка – постараться подольше удерживать мармеладку губами.

2. «Упражнения с соломкой». Ребенок удерживает соломку на верхней губе языком. Можно обыграть: «Появились усики!»

3. «Упражнение с мини- сушками» Надев мини-сушку ребенку на кончик языка, просим удержать ее под счет до 10.

4. «Упражнения с виноградом» Предлагаем ребенку поиграть в футбол. Для этого он перекатывает во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, вишню, сухарик, крупную круглую карамельку и т. д.

Но вот мы уже приближаемся к следующей станции.

Станция «Пальчиковая» (СЛАЙД 9)

Логопед:

Много могут пальчики-озорные мальчики:

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить,

Человечков, дом, зверей. Поиграем поскорей!

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание ребенка с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Я предлагаю вам тоже выполнить пальчиковую гимнастику

1. Упражнение «Листочек» (с использованием листа бумаги)

Мы листочки сомнем

Наши ручки разомнем,

А теперь мы их расправим.

Будут ровные у нас,

Наши листики сейчас.

2. Дорожки

- Ну а нам пора продолжать свой путь

Станция дыхательная (СЛАЙД 10)

Логопед:

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо –

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Очень благотворно влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола.

- Я предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.

(родители выполняют упражнения используя предложенное оборудование)

Упражнения для речевого дыхания

1. «Смешарики проголодались»

2. Бутылочки

3. дорожки

Вот следующая станция.

Станция «Послушные ушки» (СЛАЙД 11)

Логопед:

Жизнь была бы страшно скучной

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук.

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим.

Мы слова и мысли слышим.

Слышим даже тишину,

Мир без звуков был бы грустный.

Серый, скучный и «невкусный».

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляются различения слов, близких по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или подобрать слова с заданным звуком, различать на слух слова, произнесенные неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги.

И начнем мы с вами играть именно с этих игр:

- на развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Предлагаю поиграть в одну из них.

«Исправь ошибки Незнайки».

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произносимые неправильно.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова дает вкусное молоко.

Рошадь жует сочную траву.

Кочка ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

«Хлопки».

Цель: развития слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Я сейчас буду называть вам слова, как только назову слово обозначающее животное, вы должны хлопнуть в ладоши. При произнесении других слов, хлопать нельзя. Тот, кто ошибается, выходит из игры.

«Поэт» (логопед читает двустишие, выделяя последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных).

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (рубашка, перина, подушка)

Две сестрички, две лисички отыскали где- то… (щетку, ложку, спички)

Говорила мышка мышке: до чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису, белку)

Опустела мостовая и уехали… автобусы, трамваи, такси).

Заключительная часть

(СЛАЙД 12) Наш паровозик возвращает нас в детский сад. А это значит, наше путешествие подошло к концу надеюсь, оно вам понравилась,

(СЛАЙД 13) Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Хочется поблагодарить всех за активное участие.

Цель мероприятия:

Привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи мероприятия:

- познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОД (ТРАД) Авторы пальч. гим:

Чернова,темофеева

- анкетирование

- род. собрания

- консультации- индив. беседы

- речевые праздники

- информация в группах

НЕ ТРАДИЦ

-досуговые

-познавательные

- наглядно- информационные

-познавательные

Авторы дых гимн

Стрельникова,щетинин.

Технологии с детьми:

1. тех. логопедического обследования (Волкова,Чиркина)

2. тех. коррекциизвукопроизношения (Филичива,чиркина,шаховская,ткаченко)

3. тех. формирования речевого дыхания (стрельникова, белякова)

4. тех. развития лек- грам строя речи (нищева,филичева,ткаченко,чиркина)

5. тех. разв связной речи (Ефименкова, ткаченко)

В практической деятельности с детьми технологии:

1. тех проблемного обучения (создание проблемных ситуаций)

2. тех развивающего обучения (взаимодействие детей с окруж. средой)

3. тех. сотрудничества

4. тех. дифференцированного обучения (при работе учитиываю ур. реч. развития)

5. игровые технологии (игрв на занятиях) нетрадиц и иновационные

6. здоровьесберегающие тех (сказкатерап,песочная терапия,кинезиология,логоритмика)

7. информационные технологии (компьютерные игры,видеопрезентации видеозанятия)

ПАЛЬЧИК ГИМН

1. Упражнение «Листочек»

Мы листочки сомнем

Наши ручки разомнем,

А теперь мы их расправим.

Будут ровные у нас,

Наши листики сейчас.

2. Дорожки

Список литературы

1. Н. Г. Алтухова «Научитесь слышать звуки». СПб. : Издательство «Лань», 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература

2. Крупенчук О. И Научите меня говорить правильно! – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 г.

3. Краузе Е. Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Издательство: Корона – Принт, 2008 г.

4. Стребелева Е. А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие - 2-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2004 г

5. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М. : Просвещение, 1989 г.

6. В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Издательство: Центрполиграф 2005г.

7. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебный комплект по логопедии. / Под ред. Профессора Т. Б. Филичевой - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс» «Повышение компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 02:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД