МААМ-картинки

Личностно-ориентированные технологии в позитивной социализации дошкольников

Сорокина Светлана
Личностно-ориентированные технологии в позитивной социализации дошкольников

Аннотация. Статья раскрывает роль личностно-ориентированных педагогических технологий, направленных на социализацию дошкольников. На основе педагогического опыта, наблюдений получены данные о развитии необходимых черт и качеств личности детей старшего дошкольного возраста, освоение ими норм и правил современного общества.

Ключевые слова: социализация дошкольников, личностно-ориентированные технологии.

Публикация «Личностно-ориентированные технологии в позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах

Одним из условий эффективности качественных изменений деятельности ДОУ является использование инновационных технологий.

Цель современных технологий заключается в обеспечении высокого качества образования, ориентированного на достижение определенных образовательных результатов. Одним из ведущих образовательных результатов дошкольного возраста является создание психолого-педагогических условий для успешной социализации личности ребенка. Одной из задач воспитания дошкольников – это создание комплекса условий, в которых у ребенка актуализируется потребность в общении и во взаимодействии со сверстниками, во взрослыми. Процесс взаимодействия при этом должен иметь определенную направленность, содержание которой раскрывается в контексте детской деятельности. Совместная деятельность способствует обогащению познавательного развития, способствует развитию инициативы, творчества, формирует личностные качества - эмпатию, потребность выражать и проявлять заботу о ближнем, духовно-нравственные ценности.

Достижение педагогической деятельности в области эффективной социализации выражается в способности ребенка устанавливать социальные контакты с учетом культурологических, этических и нравственных принципов, содержание которых обеспечивается в процессе совместной деятельности. Процесс социализации неразрывно связан с процессом общения ребенка в социальном пространстве. Процесс социализации является длительным, нелинейным, имеет возрастные возможности, потребности и ограничения. На этапе дошкольного возраста закладываются основы социализации. Успех достижения задач в области социализации детей определяет эффективность обучения ребенка в школе, эффективность вхождения в мир взрослых.

В своей педагогической практике я активно работаю над внедрением личностно ориентированных технологий, способствующих позитивной социализации дошкольников, разработанных И. С. Якиманской.

«Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность. Происходит «встреча» задаваемого и субъектного опыта. Своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, преобразование. Что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно ориентированная педагогика» [3].

Основа личностно-ориентированной педагогики - это взаимопонимание между ребенком и педагогом. Ребенок нуждается в поддержке. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.

Основная форма взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно-ориентированного взаимодействия не может быть не партнерской. Дети должны почувствовать свою безопасность, тогда они доверятся воспитателю, и начнется взаимный обмен информацией, теплом, любовью.

Осуществление воспитательно-образовательной деятельности ведется на основе учета личностных особенностей детей. Я использую разнообразные формы общения, диалоги, беседы на нравственные темы. Дети приобретают новые знания и умения в различных образовательных ситуациях, закрепляют их с помощью дидактических, настольных игр, изготовленных совместно с родителями, воспитателями.

Наши дети, начиная с младшего дошкольного возраста, приучены к осуществлению коллективного и индивидуального выбора занятий, форм и способов их выполнения. Центры активности в групповом пространстве расположены так, что дети небольшими группами объединяются по своим интересам. Кто-то строит здания, обыгрывает постройки игрушками; кто-то испытывает новые машинки, соревнуясь в скорости; кто-то готовит ужин для гостей, экспериментирует в центре воды и песка, рисует. Но, самыми длительными и любимыми для наших детей являются настольно-дидактические игры, лото, домино по темам ознакомления с окружающим. Тем самым, развивается речь, усидчивость, внимание, расширяется кругозор детей.

Мы оцениваем и результат деятельности, и сам процесс его достижения: как ребенок размышляет, как делает, какие эмоции испытывает.

Огромную роль в позитивной социализации, на примере нашей группы «Ручейки», начиная с младшего возраста, играют театрализованные игры, игры драматизации. Знакомясь с положительными и отрицательными героями народных сказок, дети получают первый социальный опыт. Переносят его в свой мир, мир отношений между сверстниками. У детей начинают проявляться гуманные чувства, такие как сочувствие, доброта, внимание, забота, любовь к родителям.

«Доброта воспитывается добротой, любовь воспитывается любовью, радость воспитывается радостью, терпение воспитывается терпением, благородство - благородством.» [1].

В старшем дошкольном возрасте мы начинаем использовать элементы гуманно-личностной технологии в социализации становления личности через занятия социального театра Ш. А. Амонашвили «Создание образов персонажей». «Педагогическая технология «Создание образов персонажей» на занятиях «Социального театра» призвана показать детям важность внутреннего и внешнего развития характеров персонажей. Воспитатель помогает ребятам научиться представлять себе и выражать в инсценировке физическую и нравственную стороны жизни своего персонажа (поведение, манеры, походку, манеру речи, семейное положение, цели, к которым он стремиться, мечты)» [2].

Одной из основных задач нашего детского сада является позитивная социализация дошкольника. Новые технологии социализации позволили эффективно сформировать и развить у детей старшего дошкольного возраста саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность - именно те качества, которые необходимы не только для успешной адаптации и обучения в школе, а также для жизни в современном обществе.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга первая [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Амрита - Русь, 2017. - 144с.

2. АмонашвилиШ. А. Гуманно-личностные технологии в социализации становления личности через занятия социального театра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru). v.socialnogo-teatra-shaamonashvili. (дата обращения 04.12.2020).

3. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Электронный ресурс]. - Режим досутпа: /https://docplayer.ru /30101029-Lichnostnoorientirovannoe-razvivayushchee-obuchenie-i-s-yakimanskaya.html.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Личностно-ориентированные технологии: создание ситуации успеха у ребёнка при выполнении творческих работЛичностно-ориентированные технологии: создание ситуации успеха у ребёнка при выполнении творческих работ Успешный ребёнок- какой он? Все родители хотят видеть детей успешными, а мы, педагоги, стремимся в этом помочь своим воспитанникам. В.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Личностно-ориентированные технологии: создание книжек-малышек с детьми старшего дошкольного возрастаЛичностно-ориентированные технологии: создание книжек-малышек с детьми старшего дошкольного возраста Создание книжек- малышек- традиционное, любимое занятие детей. В чём же популярность этого вида деятельности? Рассмотрим работу детей.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Тематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группеТематическая неделя «Птицы» по личностно-ориентированной технологии в первой младшей группе Тематическая неделя в первой младшей группе «Птицы» по личностно-ориентированной технологии. Воспитатель Арутюнян Л. А. Цель: Воспитать любовь.

Библиотека изображений:

Публикация Личностно-ориентированные технологии в позитивной социализации дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сорокина Светлана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Личностно-ориентированные технологии в позитивной социализации дошкольников
Опубликовано: 25 февраля 2023 в 12:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД