Получи документы

Проект «Легенды и сказания родного Верхоянья»

Елена Слепцова
Проект «Легенды и сказания родного Верхоянья»

Проект :

«Легенды и сказания родного Верхоянья»

В проекте «Национальной доктрины образования» в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Публикация «Проект „Легенды и сказания родного Верхоянья“» размещена в разделах

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Знакомя детей с легендами и сказаниями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В эпических жанрах отражается самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Необходимо детям с дошкольного возраста изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: Сказки, песни, легенды, сказания – это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальный,так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество мы не только овладеваем родным языком, но и, осваиваем его красоту, лаконичность, приобщаемся к культуре своего народа, получаем первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности – актуальная задача современного образования.

Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта,самосознания нации,а также выражением нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Богатый, красочный и разнообразный мир якутской природы, жизнь ее обитателей мы находим в легендах и сказаниях, слушая,произведения устного творчества,знакомясь с легендой и сказаниями, мы приобретаем новые знания о жизни,о труде людей, о смелых, ловких, сильных людях, о названиях гор, рек и др. Знакомим с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и собственное творчество,ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений. Легенда как произведение искусства ценна непосредственным воздействием на нас. Эмоциональное,понятное повествование,где содержание естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается нами. Одной из важнейших задач,стоящих перед нашим обществом в настоящее время,является его духовное, нравственное возрождение которого невозможно осуществить,не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадными количеством поколений и закрепленный в произведениях устного народного творчества. Легенды, сказания исторические рассказы – распространенный среди якутов фольклорный жанр. Это живой массовый жанр, отличный от других жанров устного поэтического творчества. Первым легенды и сказания жителей Верхоянского улуса начал собирать и изучать еще И. А. Худяков, известный этнограф и фольклорист, отбывавший политическую ссылку в городе Верхоянске в 60-70-е годы 19 века.

Цель работы: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников на основе легенд и сказаний Верхоянского района для приобщения детей к культуре своего народа.

Задачи:

1. Расширять представления детей о многообразии произведений устного творчества.

2. Пробудить интерес к культуре своего народа.

3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

4. Формировать у детей положительную отзывчивость.

5. Развивать творчество, фантазию, наблюдательность,воображение.

6. Совершенствовать технические умения и навыки в рисовании,лепке,аппликации.

Предварительная работа:

1. Записать легенды и сказания старожилов Верхоянского улуса.

2. Разработать сценарии «Уьуйээн киэьэтэ» для приобщения детей к культуре своего народа

3. Составить сборник легенд и сказаний Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа

4. Создать по легенде мультипликационный фильм.

Методологической основой проекта являются исследования Серошевского В. Л «Якуты»; исследования Худякова И. А «Краткое описание Верхоянского округа» ; Иванова М. С-Багдарыына Сулбэ;Эргисэ Г. У. «Саха былыргы сэьэннэрэ уонна кэпсээннэрэ»; Ксенофонтова Г. В. «Эллайада» о фольклоре якутов ;работа Волкова Г. Г. о педагогике любви.

Новизна исследования: составлен сборник легенд и сказаний Верхоянского улуса для приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа, создан мультипликационный фильм.

Практическая значимость: возможность применения воспитателями сборника легенд и сказаний Верхоянского улуса и сценария развлечения, показ мультипликационного фильма в дошкольном образовательном учреждении.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком. Как видно из вышеизложенного, в легендах и сказаниях интерпретированы основные вехи ранней истории якутского народа. В их сюжетах и образах мы находим элементы раннего представления человека об окружающем мире, этические нормы поведения и житейские правила. Эти жанры якутского фольклора в наше время уже не функционируют в «чистом виде». Легенды и предания, в которых образной и яркой форме отражены различные факты и события из жизни народа, бытуют самостоятельно. И все они обретают новую жизнь в литературе и искусстве.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с легендой и сказаниями, дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о смелых, ловких, сильных людях, о названиях гор, реки др. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений. Со слов сторожил г. Верхоянска собрала легенды и сказания, в сборник вошли пятнадцать легенд и сказаний : о добре, о красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с легендами и сказаниями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Актуальность проекта :

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается мною не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Основные принципы работы по приобщению дошкольников к культуре своего народа:

• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;

• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;

• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;

• принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников осуществляется через различные виды деятельности воспитательно–образовательного процесса. • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

• Знакомить детей с легендами и сказаниями включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал народа.

• Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.

Детей ознакамливаю с легендами и сказаниями в фольклорном кружке: «Дьэ, эрэ ноо!». В том числе, течении года были проведены следующие мероприятия: развлечение «Уhуйээн киэьэтэ», был создан мною по легенде «Куустээх Аапый» мультипликационный фильм.

Такие развлечения и вечера становятся прекрасным зрелищем, которые надолго остаются в памяти детей. Любовь к природе, родному краю, к своему народу, к его языку и искусству, чувство гордости и восхищения творческим гением и мудростью народных масс – все это имеет огромное эстетическое влияние, объединяет детей как подлинных наследников всего прекрасного.

Итак, знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщится к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.

Выдающийся этнопедагог Г. Н. Волков писал: «Золотое правило нравственности гласит:

«Без памяти (исторической) – нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет воспитания,

Без воспитания – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа как исторической личности»

Это правило требует детальной расшифровки в будущем: культура и воспитание – в центре, тем более есть культура воспитания, которая дает выход к традициям – традиционная культура воспитания. Что же касается личности, то она и результат воспитания.

В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Появятся удивительные возможности дать почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитать на прогрессивное развитие.

Одним из истоков развития детской литературы в Якутии явилось богатое устное народное творчество. С незапамятных времен героической эпос – Олонхо, народные предания и легенды, песни, сказки являлись для якутских детей источником знаний о прошлом и настоящем своего народа, учебником родного языка. Ясная образная форма произведений фольклора, наличие гуманистических и благородных идей делали их доступными и понятными детям с самого раннего возраста.

И потому не случайно, что первыми якутскими писателями активно используется все богатство родного фольклора, который выступает своеобразной школой мастерства для начинающих, подсказывая сюжеты и тематику первых произведений для детей. В результате на начальном этапе развития якутской детской литературы наблюдаются характерные для фольклора художественные формы, словесно – изобразительные средства и сюжеты фольклора, а также прямая обработка произведений фольклора.

Однако устное народное творчество не было единственным источником зарождения детской литературы. Как известно, устное народное творчество у центральных, южных и северных якутов различно. Это зависит от мест обитания, условий проживания, занятия населения, показывает различия в освоении территорий проживания.

Первым легенды и сказания жителей Верхоянского района начал собирать и изучать еще И. А. Худяков, известный этнограф и фольклорист, отбывший политическую ссылку в городе Верхоянске в 60-70 годы 19 века. В 1923 – 1924 годах 20 века в этих краях побывала этнографическая экспедиция под руководством известного ученого – фольклориста Г. В. Ксенофонтова. Затем в 40- годах сюда специально приезжал известный фольклорист А. А. Саввин и собрал богатейший материал, но к сожалению, опубликованы не были. Только в изданной в 1960 г книги Г. У. Эргиса «Саха былыргыы сэьээннэрэ уонна кэпсээннэрэ» были напечатаны несколько легенд и сказаний старожилов Верхоянского района записанных в то время. Дело продолжают работники районного управления культуры под руководством начальника управления Стручкова В. П. Их первая книга под названием «Уьуйээннэр» вышла в п. Батагай в 2006 году.

В краткой литературной энциклопедии говорится: «Фантастика легенды возникает на почве социально – утопических или религиозных стремлений народа и связано с попытками объяснить явления природы и общественная жизнь. Хотя многие легенды отличаются высокими поэтическими достоинствами, на первое место обычно выдвигается их познавательная или нравственная функция. Поэтому бытования легенды всегда обусловлено определенным кругом космологических, географических, социально-политических и других представлений. Текст фольклорной легенды отличается неустойчивостью и может быть сюжетно завершенным или отрывочным, эпизодическим».

Остроумны, поучительны, полны художественных находок и, снести восприятия мира и сказки и легенды Верхоянского улуса. В произведениях наблюдаются стремление к более глубокому проникновению в психологию людей, к художественной простоте, отвечающей эстетическому вкусу читателей.

Богатый, красочный и разнообразный мир якутской природы, жизнь ее обитателей мы находим в легендах и сказаниях. Слушая, произведения устного народного творчества, знакомясь с легендой и сказаниями, мы приобретаем новые знания о жизни, о труде людей, о смелых, ловких, сильных людях, о названиях гор, реки и. т. д. Знакомимся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений.

Легенда как произведение искусства ценна непосредственным воздействием на нас. Эмоциональное, понятное повествование, где содержание естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается нами.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение которого невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадными количеством поколений и закрепленный в произведениях устного народного творчества.

Через устное народное творчество мы не только овладеваем родным языком, но и, осваиваем его красоту, лаконичность, приобщаемся к культуре своего народа, получаем первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности – актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным,эстетическим.

Таким образом, у каждого народа свои сказки,легенды и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Знакомя детей с легендами и сказаниями,мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В эпических жанрах отражается самобытность народа,богатый материал для воспитания любви к Родине. Необходимо детям с дошкольного возраста изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Публикации по теме:

Детский экологический проект «Природа моего Родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский экологический проект Яковлева Н. В. «Мир окружающий.

Фотозарисовка «Легенды парков Несвижского замка»Фотозарисовка «Легенды парков Несвижского замка» Фотозарисовка "Легенды парков Несвижского замка" Парк Антония. Он очень парадный, с поляной, симметрично расположенной относительно.

Коми легенды и предания Васа – водяной, дух-хозяин воды. Многочисленные Васа, по представлениям коми, четко подразделялись, как и духи лесные, на духов-хозяев воды.

Проект «Сказки и легенды дальневосточной тайги» Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему» «Сказки и легенды дальневосточной тайги» Автор проекта:.

Проект по экологии «Природа родного края глазами детей»Проект по экологии «Природа родного края глазами детей» Проект по экологии «Природа родного края глазами детей» Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интел-лектуального,.

Проект «Сибирские сказания» Актуальность Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Познавательно-творческий проект «Сибирские сказания» Актуальность: В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с.

Проект театрализованной деятельности «Мифы и легенды Жигулевских гор». Верблюд-гора .

Проект «Знакомство с культурой и традициями родного края» Проект на тему: «ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РОДНОГО КРАЯ» Вид проекта: творческий Продолжительность проекта: январь – май 2019.

Экологический проект «Птицы родного края» Актуальность Первостепенная задача разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, так.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Легенды и сказания родного Верхоянья» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Слепцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Легенды и сказания родного Верхоянья»
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 01:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД