Папки-передвижки

Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста»

Семашкова Вера Николаевна
Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста»

Идея. Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных функций речи, как центральному звену в воспитании культуры речевого общения дошкольников. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. По словам А. М. Горького – чистота речи является важным элементом в общей культуре человека. Культура речи обеспечивает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Публикация «Проект „Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Особенности проекта :

по составу участников: детско-взрослый;

по виду: творческий;

по типу: познавательно-развивающий;

по сроку реализации: долгосрочный;

Участники проекта :

• дети;

• воспитатели;

• учитель-логопед;

• родители;

Результат: презентация проекта в форме развлечения.

Основная цель проекта :

Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи проекта :

• Ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов.

• Формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.

• Проводить работу по освоению ребенком собственно речевых норм.

• Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.

В основу проекта были положены следующие принципы:

Учет возрастных особенностей старших дошкольников

У детей к 5-6 годам складывается внеситуативно-личностная форма общения со взрослыми и детьми;

К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы с некоторыми этическими стереотипами.

Принцип комплексного подхода, который предусматривает выделение задач работы над развитием культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками, решаемые с помощью разнообразных форм, методов и приемов.

Принцип использования различных форм, методов и приемов работы, способствующие воспитанию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. При работе с детьми необходимо сочетать словесные методы и приемы с наглядными и практическим, что находит отражение в нашей технологии.

Особое внимание уделяется:

• Беседам с детьми;

• Использованию художественного слова;

• Комплиментам, как одному из видов поощрения;

• Проигрыванию игровых проблемных ситуаций и упражнений;

• Драматизации отдельных произведений.

I этап: подготовительный (предварительный, в ходе которого предусматривается работа по активизации в речи детей этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания.

II этап: этап освоения ребенком правил культуры речевого общения. Работа на данном этапе предполагает:

• введение достаточного количества этических формул в речь детей, используемых при общении со взрослыми и сверстниками, объяснение их значения;

• формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения.

Грамотное использование педагогом различных методов и приемов работы, их рациональное сочетание будет способствовать формированию навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

III этап: этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.

Перспективный план работы "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста»

Месяц Регламентированная деятельность Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями

Сентябрь 1. "Учимся представляться. Будем знакомы".

Цель:

- Помочь составить ребенку представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определенных случаях;

Методы и приемы:

Беседа, игровые упражнения на развитие чувства близости "Ласковое имя", художественное слово, проигрывание игровых ситуаций "Знакомство". Чтение художественных произведений:

Г. Остер "Будем знакомы".

Игры:

"Молчок", "Снежный ком", "Кто к нам пришел", "Вежливый котик".

Игровые ситуации знакомства.

Включение в ролевые игры детей игровых ситуаций знакомства;

Игра "Лучшее знакомство". Разговор с родителями о необходимости и важности умения расширять круг знакомств, рекомендации по использованию реальных жизненных ситуаций для обучения ребенка этикетному правилу знакомства.

2. "Говорю и понимаю без слов".

Цель:

- познакомить детей с тем, что можно общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, их настроение при помощи мимики, жестов;

Методы и приемы:

Беседа; игра на раскрепощение детей; проигрывание проблемных ситуаций, игровое упражнение. Игра "Подари движение", "Покажи настроение", "Настроение".

Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций.

Игровое упражнение "Мимическая гимнастика". Включение в ролевые игры детей игру "Придумай и покажи".

Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью мимики и жестов. Предложить воспитанникам рассказать близким об играх без слов. Придумать, как можно изобразить без слов одного из животных.

Октябрь 1. "Давайте говорить друг другу комплименты…"

Цель:

- познакомить с применением комплимента, как способа поощрения, выражения доброжелательности;

Методы и приемы:

Игровое упражнение; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций; рассматривание фотографий. Беседа с детьми.

Игры:

"Чудесные превращения", "Вежливые отгадки", "Комплимент", "Бояре", "Эхо", "Вежливый котик", "Волшебные очки".

Игровые ситуации "Озвучь картинку", др. Рисуем автопортрет "В подарок другу".

Дидактические настольные игры, игры парами, побуждающие детей к воспроизведению известных им формул одобрения.

Вместе с родителями придумать и записать в альбом детского словотворчества формулы комплиментов на:

Одобрение внешности;

Одобрение личных качеств;

Одобрение деловых качеств.

2. "Все начинается со слова "здравствуй".

Цель:

- раскрыть значение слова "Здравствуй", употребление в зависимости от партнера, времени суток вариативных слов приветствия.

Методы и приемы:

Беседа; разъяснение; моделирование и анализ ситуаций приветствия; игровое упражнение, художественное слово.

Чтение художественных произведений:

А. Кондратьева "Добрый день", А. Барто "Шла вчера я по садовой", М. Дружининой "Кто знает волшебное слово".

Игры: "Кто первым поздоровается", "Скажем, здравствуй".

Игра-драматизация "Страна вежливости". Использование этикетных формул во время приветствия.

Игра "Займи место".

Игры-драматизации стихотворений.

Использование этикетных формул приветствия в ролевых играх. Придумать маленькую вежливую сказку "Здравствуй".

Ноябрь 1. "Расставаясь, говорим мы "до свидания".

Цель:

- раскрыть значение слова "До свидания", употребление в зависимости от партнера различных форм прощания.

Методы и приемы:

Слушание отрывков из художественных произведений; моделирование и анализ ситуаций прощания; этюд на расслабление; игра-драматизация. Чтение художественных произведений "Пора прощаться".

Игра "До свидания".

Игровое упражнение "Карлсон".

Моделирование ситуаций прощания. Использование этикетных формул при прощании.

Использование этикетных формул прощания в ролевых играх.

Игра "Факиры"

Чтение художественных произведений.

Игра "Кто больше знает слов прощания" (соревновательного характера).

2. "Волшебное слово "спасибо".

Цель:

- обучить детей уместному использованию различных слов, формул благодарности.

Методы и приемы:

Моделирование, проигрывание и анализ ситуаций; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; чтение отрывков из художественных произведений, игровые упражнения. Игра-драматизация "Добрый день".

Игры:

"Походки", "У нас в гостях кукла Таня", "Вежливый котик", "Подарки"

Чтение художественных произведений.

Проигрывание ситуаций. Использование различных формул благодарности в ролевых играх.

Дидактические игры, игры парами. Предложить придумать "Вежливую сказку", нарисовать к ней иллюстрации.

Использовать ситуации собственного примера.

Декабрь 1-2. "Вежливая просьба".

Цель:

- познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партнерам по общению : незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; прием ТРИЗ "Что было бы, если…"; проигрывание ситуаций; игровые упражнения; рассматривание фотографий, иллюстраций. Чтение художественных произведений С. Маршака "Ежели вы вежливы", "Знал одного ребенка я", И. Пивоваровой "Был ослик очень вежливый, С. Погореловского "Что значит быть вежливым".

Игры-драматизации "Как Буратино стал вежливым".

"Вежливое слово".

Литературная викторина "Здравствуйте, пожалуйста, спасибо…".

Сочинение этикетной сказки. Драматизация сказки "Колобок".

Использование форм выражения просьб в дидактических, ролевых играх.

Упражнение "Пожалуйста". Обсудить в родительском коллективе вопрос о важности соблюдения вежливости в семье, ее значения для формирования у ребенка убеждения о необходимости культурно говорить.

Январь 1. "Разговор о том, как быть уступчивым".

Цель:

- объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; игровые упражнения; прием ТРИЗ "Цепочка слов". Чтение художественных произведений о дружбе.

Игра-драматизация "Катание кукол на санках".

Этюд "Кто виноват".

Упражнение "Волны", "Передай другому". Игры парами "Мозаика в парах", "Рукавички", "Рисуем домики".

Игра "Старенькая бабушка", "На мостике".

Подвижная игра "Не намочи ноги". Предложить родителям консультацию "Нужно ли уступать ребенку".

Предложить родителям отметить, осторожны ли они в высказываниях критических замечаний, делают ли они замечание ребенку в резкой форме, оскорбляют ли они ребенка, других членов семье в речевой форме.

2. "Настроение мое и окружающих".

Цель:

- обучить детей выражать свое настроение речевыми и неречевыми средствами общения, а также понимать настроение окружающих взрослых и детей.

Методы и приемы:

Дидактическая игра; слушание музыкального произведения; рисование своего настроения; беседа, этюды на выражение эмоций; рассматривание фотографий. Упражнение "Настроение",

Игра "Покажи настроение".

Этюды:

"Облака", "Любопытный", "Сосредоточенный", "Усталость", "битва", "Солнышко", другие.

Рассматривание и обсуждение фотографий, пиктограмм. Применение разученных этюдов в ролевых играх.

Дидактические игры

"Узнай, кто это", "Найди меня".

Этюд "Мои эмоции". Предложить родителям завести "Дневник настроения ребенка".

Февраль 1. "Я учусь культурно разговаривать".

Цель:

- познакомить детей с правилами культурного поведения при общении с окружающими.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; игра-драматизация; дидактическая игра. Чтение произведений устного народного творчества.

Игра-обсуждение "Взаимоотношения", "Воздушный шарик, прилетай".

Дидактическая игра "Скажи наоборот".

Драматизация сказок. Упражнения "Часы", "Лего", "Черепашки Нинзя".

Использование в свободной речи скороговорок, потешек, прибауток. Предложить воспитанникам рассказать своим близким о правилах культурного поведения при общении. Предложить родителям анкету.

2. "Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно".

Цель:

- обучить детей, общаясь со взрослыми, сверстниками говорить по понятно, красиво, чисто, выразительно.

Методы и приемы:

Игровое упражнение; артикуляционная гимнастика; упражнения на регуляцию дыхания; художественное слово. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на регуляцию дыхания.

Чтение художественных произведений с последующей беседой.

Этюд "Кому как можно подражать",

Игра-драматизация "Черепаха и заяц".

Сочинение сказок-перевертышей.

Игры:

"Конкурс хвастунов", "Испорченный телефон",

"Эхо", "Бабушка Маланья". Подвижные, дидактические игры со словами. Провести круглый стол "Развитие речевых умений вашего ребенка", предоставить рекомендации по употреблению речевых этикетных формул, неупотребление неэтичных выражений.

Март 1. "Разговор с другом" (взрослым или сверстником).

Цель:

- обучать детей умению слушать собеседника, быть внимательным к партнеру по общению.

Методы и приемы:

Игровые упражнения; моделирование и проигрывание ситуаций; слушание отрывка из художественного произведения; игры парами. Чтение художественных произведений:

В. Катаев "Цветик-семицветик", Осеевой "Три товарища",

Игровые упражнения:

"Опиши друга", "подари подарок другу", "Сравнения", "Волшебный магазин",

Игра-драматизация "Три товарища".

Совместное рассказывание сказки "Продолжай рассказывать". Игры парами,

Игры-драматизации, кукольные спектакли по желанию детей ( по подгруппам: одни дети показывают - артисты, другие - зрители).

Сюжетные творческие игры с повторением сцен Предложить родителям рассказать детям о своей дружбе. На собственном примере показать, как нужно дружить.

Познакомить родителей с социометрией

Март - апрель 1. Сострадание, утешение, милосердие, забота".

Цель:

- Учить соединять сопереживание со словесным выражением сочувствия, утешения, употребляя для этого специальные этикетные формулы.

Методы и приемы:

Беседа; художественное слово; моделирование и проигрывание ситуаций; прием ТРИЗ "Хорошо-плохо"; рассматривание иллюстраций; игра-драматизация. Использование приема ТРИЗ "Хорошо-плохо".

Знакомство и обсуждение пословиц и поговорок.

Упражнения:

"Связующая нить", "Цветок вежливости".

Игры:

"Добрые волшебники", "Царевна Несмеяна", "Утка с утятами", "На мостике", "Старенькая бабушка".

Чтение сказки "Кукушка", рассказа Р. Зернова "Как Антон полюбил ходить в детский сад". Дидактические игры, изготовление различных поделок для детей младших групп.

Игры-драматизации сказок.

Игры с детьми младших групп (взаимопосещение). Круглый стол "Формирование культуры речевого общения в семье".

Участие в выставке семейных работ "Украсим нашу группу".

Чтение художественных произведений.

Апрель 2. "Добрые дела, волшебные слова".

Цель:

- формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей.

Методы и приемы:

Рассматривание иллюстраций; беседа; сочинение сказок-перевертышей; этюд; игровое упражнение. Сочинение сказок-перевертышей, вежливых сказок.

Игры:

"Улыбка", "Комплимент", "Добрые мысли", "Воздушный шарик, прилетай", "Весенняя веточка".

Разъяснение вежливых обращений.

Моделирование и анализ ситуаций. Сделать своими руками подарки для детей младших групп, родителей.

Обыгрывание волшебных слов в ролевых, творческих играх. Предложить родителям написать мини-сочинение на тему "Я как родитель".

Консультация "Знакомство с играми, способствующими становлению у детей культуры речевого общения".

Май 1. "Якалки, плаксы, ябеды".

Цель:

- учить детей адекватному культурному общению в конфликтной ситуации.

Методы и приемы:

Игровое упражнение; прием ТРИЗ "Цепочка слов"; моделирование и проигрывание ситуаций; игра-драматизация. Чтение художественных произведений Б. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра", "Л. Квитко "Два друга".

Игры:

"Ситуации", "Морозко", "Узнай, кто это", "Волшебное зеркало". Подвижные игры,

Ролевые игры, дидактические игры, игры парами. Родительское собрание "Роль и значение воспитания культуры речевого общения в развитии личности старшего дошкольника"

Май 2. Итоговое занятие "Культура речевого общения".

Цель:

- Совершенствовать навыки использования речевых и неречевых средств общения, согласно предложенной ситуации.

Методы и приемы:

По желанию педагога. По желанию педагога, направлена на закрепление знаний детей. По желанию детей, направляя ее на закрепление полученных навыков. Индивидуальные беседы по правилам поведения родителей в процессе общения с детьми.

Результаты работы.

Данный проект предусматривает проведение работы в регламентированной, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет каждому ребенку старшего дошкольного возраста без перегрузки, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила культуры речевого общения. Таким образом осуществляется введение в словарь детей достаточного количества этических формул - слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения, объяснение их значения, формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

Публикации по теме:

Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать,.

Конспект занятия по ОО «Развитие речи и культура речевого общения» на тему «Мебель» Мебель. Конспект занятия по развитию речи в пункте коррекционно-педагогической помощи для детей 5-6 лет с НВОНР. Программные задачи: 1. Формировать.

Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» на тему «Весна» Программное содержание: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее.

Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми» При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.

Круглый стол «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками. Азбука общения» Основная часть Тема: «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками»Азбука общения Цели: привлечь внимание родителей к проблеме общения.

Культура поведения, культура общения, этикет как условие успешного развития детей дошкольного возраста Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В.

Культура речевого общения у детей дошкольного возраста Культура речевого общения у детей дошкольного возраста и ее особенностиКультура речевого общения у детей дошкольного возраста подразумевает.

Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г.

Эссе «Воспитание культуры речевого общения детей дошкольного возраста» Культура общения ребенка – это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать,.

Занятие по ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе для детей с ТНР по теме «Транспорт» Транспорт. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей специальной группе для детей с тяжелыми.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Семашкова Вера Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 19:19
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД