Папки-передвижки

Исследовательская работа «Куклы наших предков»

алиева оксана
Исследовательская работа «Куклы наших предков»

Содержание

I этап — подготовительный

• Введение

• Актуальность исследования

• Проблема

• Цели

• Задачи

• Гипотеза

• Методы работы

II этап — исследовательский

1. История возникновения тряпичных кукол и использование их в крестьянском быту

2. Виды тряпичных кукол

Куклы-обереги

• Обрядовые куклы

• Игровые куклы

3. Социологический опрос

• Опрос взрослых

• Опрос детей

III этап — творческий

Технология изготовления кукол

Публикация «Исследовательская работа „Куклы наших предков“» размещена в разделах

• Технология изготовления куклы

IV этап — определение путей дальнейшего развития проекта

Заключение

I этап — подготовительный

Введение

Дети очень любят играть в куклы. Их можно заворачивать, укачивать, наряжать, шить им одежду, возить в коляске, заботиться о них, любить. Нам стало интересно, а какие же куклы были в давние времена? Мы попросили детей спросить об этом бабушек. Они рассказали, что играла в детстве куклами, сшитыми из ткани. Детей очень заинтересовала эта тема, и мы решили сделать проект о куклах, потому что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она – обязательный спутник детских игр.

Актуальность исследования : мы думаем, что тема проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.

Проблема: Знаем ли мы историю появления тряпичных кукол и их назначение?

Цели: Изучить историю старинных тряпичных кукол и их назначение. Изготовить куклу своими руками.

Задачи:

1. Собрать информацию об истории возникновения тряпичных кукол и познакомиться с историей возникновения куклы;

2. Познакомиться с видами тряпичных кукол.

3. Провести социологический опрос среди взрослых и среди детей.

4. Изучить технологию изготовления современной осетинской куклы.

5. Изготовить кукол своими руками.

Гипотеза: предположим, что, изучая историю и традиции народа, можно узнать способы изготовления и применения тряпичных кукол.

Объект исследования : тряпичные куклы.

Предмет исследования : история тряпичных кукол.

Методы работы :

1. Изучение литературы.

2. Социологический опрос.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

II этап — исследовательский

1. История возникновения кукол

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Кукла - это важный элемент в развитии любого ребенка. Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми.

Как и когда появилась кукла? Какие были куклы раньше и как с ними играли? Из чего были сделаны куклы? И как изготавливают современные куклы?

Нам также стало интересно, какие игры были популярны у наших предков, какая игрушка была излюбленным предметом детей.

И так, целью нашей работы является исследование самой распространенной игрушки: куклы.

2. Виды тряпичных кукол

По своему назначению куклы делятся на три группы: куклы-обереги, обрядовые и игровые.

Когда появилась первая кукла

В ходе исследовательской работы я узнала, что детская игрушка –очень древнее явление в культуре народов мира. Как только появился «человек разумный», а у него родились дети, он стал думать, как развлекать их. В качестве игрушек, они давали своим детям различные камушки и деревяшки. История куклы прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней.

Первые детские игрушки, дошедшие до нас, были обнаружены на территории Египта. Например, в гробницах египетских фараонов археологи нашли игральные кости. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Археологи их находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Не только в Египте, но и по всему свету археологи находят элементы народных игрушек и различные игровые предметы.

Как подтверждают археологические материалы, детские игрушки на протяжении сотен лет сопутствует и предкам осетин. Все эти находки свидетельствуют о том, что игровая культура зародилась за много веков до нашей эры. Ученые предполагают, что игра берет свое начало с раннего этапа развития человечества.

До наших дней кукол сохранилось очень мало, потому что материал, из которого они изготавливались (дерево, ткань, солома и т. д., долго не могут храниться.

У каждого народа были свои игры и игральные предметы.

Даже в самых бедных семьях с давних времен была кукла. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Отдельное исследование куклам посвятил известный осетинский историк Вилен Уарзиати «У осетин были популярны игрушки, изготавливаемые из лоскутов ткани, войлока, шерсти, теста, дерева, кожи и глины. Самыми распространенными из них были тряпичные куклы (хъаз н чынз – игрушечная невеста, чынз - невеста, гыкъына – пупс, которые имелись в каждом доме, где были дети.

Делали и тряпичные куклы, основой которых являлся деревянный каркас из двух палочек, крестообразно закрепленных и напоминающих человеческую фигуру. В большинстве тряпичные куклы изображали женщин, что подчеркивалось пропорциями кукольной фигуры. Лицо куклы делалось плоского круглого камешка, пуговицы, или старой монеты, обшитых белой тканью. На самых первых куклах вы бы не увидели лица.

То есть головка куклы была обмотана крест-накрест красными или черными нитками. Вот как это объясняет осетинский этнолог, профессор В. Уарзиати: «… кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры с ней. Иначе есть опасность односторонне оценить куклу с чисто визуальной стороны». (Уарзиати В. С. Избранные труды: Этнология. Культурология. Семиотика. – Владикавказ: Проект – Пресс, 2007, - с. 205).

Другими словами, осетины считали, что если наделить «куклу лицом, то это будет мешать развитию фантазии у ребенка. Перед его глазами будет определенное лицо с определенными чертами, а это мешает развитию воображения. Лица на куклах начали вышивать цветными нитками или раскрашивать красками сравнительно поздно.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Они шили для своих кукольных невест одежду, обувь и головной убор. Точно также шили и кукол, которые изображали мужчин.

Девочки собирались вместе, выбирали для своих игр место и там играли. Вот как описывает игры в кукол профессор Х. Дзуцев: «Ирга сопровождалась свадьбами, которые устраивали дети и где основными действующими лицами были их игрушечные куклы». (Дзуцев Х. В. Бесаева Т. З. Этнография детства у осетин, - Владикавказ, 1994. – с. 85).

Играя, дети изображали свадебную традицию осетин, и не только. У детей были специально изготовленные для игр колыбельки. Для них они сами шили одеяла, подушки, матрацы, и т. д. «Таким образом, игра в куклы превращалась в своеобразную трудовую школу», - поясняет далее Х. Дзуцев. Так, в детских играх проецировались жизнь и заботы будущей хозяйки дома (х дзары чынз, фсин).

Маленькая девочка играя с куклой, и, укладывая «ребенка» спать в колыбель, ухаживая за ней уже через игру начинала приобретать навыки материнства. Детские кукольные игры охватывали сравнительно небольшой период жизни. В условиях быта осетин игры прекращались довольно рано. Дети становились помощниками по хозяйству.

Уже с пяти лет девочке доверяли покачать колыбель, чаще это было необходимостью. Если старшие сестры и женщины в доме были заняты, девочке было поручено смотреть за малышом. Уже к 12-ти годам она превосходно умела пеленать, шить одежду, убирать, заниматься домашними женскими делами. Мне очень захотелось узнать, что чувствует девочка, когда шьёт своими руками одежду своей кукле. И смогу ли я тоже пошить платье так же.

Вы знаете, я попробовала. Сшила своей кукле современное платье из бумаги. Конечно мне помогала бабушка, но вы не представляете как это было увлекательно. Я долгое время не могла наглядется на свое изобретение.

Как я сказала раньше, девочки обращались с куклами очень бережно, стремились сохранить их до замужества. Выходя замуж (в 18-19веках в 13 лет девочек нередко выдавали замуж) они брали любимые игрушки с собой в новый дом, чтобы потом передать их своим детям. А иногда она прятала их на чердаке и тайком играла с ними.

Роль куклы в жизни детей и взрослых

Действительно, самой распространенной игрушкой народов всего мира является кукла. Но у каждого народа – своя кукла! По кукле, а точнее по ее одежде, лицу, цвету волос и т. д. легко можно определить, куклой какого народа она является. Куклы отличались друг от друга.

В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – игровые, обрядовые и обереги.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба.

Куватки –первые куклы, которые встречали только что родившегося младенца. Считалось, что число таких кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но и вредоносными. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель.

Куклу Пеленашку клали в колыбель к ребёнку до крещения, как оберег от злых духов. Только после крещения куклу убирали из колыбели. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

В подарок на именины делали куклу Ангелочка.

Колокольчик - кукла добрых вестей. У куколки три юбки. Это оберег хорошего настроения.

Желанница — кукла-оберег исполнения желаний. Такая подружка была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало.

Толстушка-Костромушка является оберегом от одиночества. Своим нарядом она демонстрирует сытое, богатое житьё. Тело толстенькое – сытая девочка, личико круглое, щечки толстые.

Когда младенец не мог заснуть по ночам и безостановочно плакал, мать, чтобы успокоить и защитить своего ребенка от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Куклу Бессонницу сохраняли в доме навсегда.

На Руси Веснянку делали молодые девушки, когда наступала весна, и дарили этих кукол друг другу. Кукла отличается весёлым задорным характером. Традиционно у неё яркие волосы необычного цвета. Веснянка – оберег молодости и красоты. Даря эту куклу, желали молодости и привлекательности, оптимизма и жизнерадостности.

Кукла Кубышка-Травница традиционно наполнялся различными травами, которые укрепляют здоровье человека, успокаивают его. Такой оберег всегда находился у постели больного, так как считалось, что Травница поможет человеку вернуть здоровье.

Обрядовые куклы

Обряд — это совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-то религиозные представления.

На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Обрядовые куклы были связаны с событиями календарного года, народными празднествами, религиозными обрядами.

Десятиручку делали в подарок на свадьбу, хотя иногда и сама невеста принималась за создание такого оберега-помощника. Её основным предназначением было : помогать молодой хозяйке управляться с домашними делами и непривычными хлопотами. Именно для этого у нее было десять рук, каждая из которых наговаривалась на определенное дело.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу Зерновушку (Крупеничку). Делали ее после сбора урожая. В основе куклы — мешочек с зернами, собранными с поля. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным.

Кукла Купавка— это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды.

Московка (Седьмая Я). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Мать любит и заботится о своих детях, сколько бы их не было.

Куклы Неразлучники изготавливались для молодоженов. Они дарились с пожеланиями счастливого совместного проживания. Обе куколки находятся на одной общей руке. Их невозможно разделить. Они всегда вдвоем.

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. Коляду оставляли в доме на год.

В масленичную неделю куклу Домашняя Масленица вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя на блины. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой.

Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса. Первый покос издавна считался в деревнях праздником. Кукла делалась без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они не имели никакой магической функции. Их могли делать даже в виде зверей или птиц. Они делались сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «Полено». Представляла она собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

Малышок – голышок. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.

Для детей постарше изготавливали тряпичных кукол, которых называли Барынями. Суть образа барыни в непререкаемом авторитете как главной женщины в домашнем хозяйстве.

Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме.

Кукла «На выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Шили куклы «На выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.

Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Современная осетинская кукла

В ходе своего исследования узнала, что традиционная осетинская кукла кардинально поменялась со временем, национальная кукла сегодня - не игрушка. И сегодня это – один из самых популярных сувениров, который можно увезти из Северной Осетии. Эти куклы одеты в национальные осетинские костюмы. Это костюмная художественная кукла, очень нарядная и красивая. Она дает прикоснуться ко времени, ее нельзя раздевать – одевать, она не игровая.

У кукол сегодня разные лица, разный возраст. Она по-прежнему остается важным элементом национальной культуры.

Создатели авторских и сувенирных кукол-это современные художники, наследники старых осетинских мастеров и мастериц. Их куклами не просто любуешься и восхищаешься – кажется, они дышат и живут. У каждой – свой характер, своя душа. Вот застенчиво улыбается, потупив ресницы, осетинская невеста в богатом национальном свадебном наряде – разг мтт, о вот гордо выступает с ритуальным зеркалом в руках скифская жрица в белоснежной вышитой золотом накидке.

Создание каждого такого маленького шедевра – это сложный и кропотливый труд. У каждого мастера свои секреты, своя методика. И среди тех из них, чьи имена обрели известность уже далеко за пределами родной Осетии можно назвать - художницу и дизайнера Земфиру Дзиову, Азу Таутиеву, Залину Цахилову и др.

К примеру, куклы Залины Цахиловой (фирма «Асик») сегодня украшают дома многих знаменитостей мира: Анджелины Джоли, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Ирины Хакамады, а у Александра Хлопонина есть целая коллекция кукол Кавказ. Среди кукол фирмы «Асик есть крошечные модели, это куклы – елочные игрушки, есть экземпляры, фигура и лицо которых делается скульптором, а одежда и украшения изготавливают мастера.

Богатые кукольные традиции осетин продолжает сегодня коллектив старейшего на Северном Кавказе северо-осетинского театра кукол «Саби». В нем более 77-ми лет существует единственная на Северном Кавказе мастерская по изготовлению кукол. Мастера-кукольники из Северной Осетии создавали героев не только к спектаклям «Саби», но и для постановок ТЮЗов соседних республик. В мастерской театра «Саби могут сделать любую куклу – марионеточную, тростевую, перчаточную, или маску героя.

Если вернуться к нашим истокам, то мы увидим, что именно тростевые куклы с элементами шуточного ряжения бытовали у осетин. Можно привести в пример кукольные представления сказителя Дзугутова Бибо, жившего в конце 19-века в селении Старый Батакоюрт, известного в народе, как «Куырм Бибо».

В последние годы кукольное искусство вошло в моду настолько уверенно, что мастер-кукольник Аза Таутиева даже открыла во Владикавказе курсы по изготовлению кукол из полимерной глины. Куклы, или, как называет их сама мастерица, «куклята» Азы Таутиевой очень популярны. Она выполняет их из пластики, а потом одевает, снабжает ресничками, косами, усами, бакенбардами – в зависимости от пола и возраста. Аза говорит, что своих кукольных героев она находит в реальной жизни, например, на лавочках у домов в родном селе. Прототипами ее кукол часто становятся старики. Уникальность кукол Азы Таутиевой заключается в том, что в них воспроизведены мельчайшие детали строения человека.

Всего за два года своей деятельности мастеру-самоучке удалось создать около ста кукол. Работа над одной куклой может вестись от недели до месяца в зависимости от размера и сложности ее выполнения. Самая маленькая кукла Азы помещается на ладони – это младенец с ресницами и редкими волосами. Много кукол Аза делает на заказ с изображением чиновников, как Северной Осетии, так и соседних республик.

А коллекционные куклы от Земфиры Дзиовой – настоящее произведение искусства. Над каждой из них их создательница работает долго и кропотливо, чтобы вдохнуть в бесформенный материал жизнь и индивидуальность. Конечно, куклы Дзиовой не для детских игр – о них мечтают взрослые коллекционеры. Земфира Дзиова живет во Владикавказе. Куклами она увлекается с детства, с тех пор, когда в пять лет ее бабушка научила делать ее первую куклу.

Несмотря на то, что Земфира Дзиова – профессиональный художник, любовь к кукле она пронесла через всю жизнь. Она самостоятельно осваивала это искусство, сама выработала технику, испробовала много материалов, но остановила свой выбор на керамике и самозатвердевающем пластике.

Коллекционные куклы от Земфиры Дзиовой удивляют филигранной отделкой. Каждая такая кукла – это два-три месяца кропотливой работы мастера. Больше всего у Земфиры Дзиовой кукол, которые воплощают времена года (серия «Времена года»). Впрочем, она не работает в одном стиле, а любит фантазировать. Кроме того, у нее есть серия кукол национальной тематики.

3. Социологический опрос

Опрос взрослых

Мы решили провести социологический опрос среди взрослых. Было опрошено 14 человек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. У Вас были куклы в детстве?

2. Какими были Ваши куклы?

3. Вы делали кукол своими руками?

4. Из чего делали кукол?

5. У Вас сохранились самодельные куклы?

• На первый вопрос 14 человек(100%) ответили «да».

• На второй вопрос 6 человек (44%)ответили «магазинные из пластмассы и тряпичные», 4 человека(28%)«магазинные из пластмассы и фарфора», 4 человека (28%)«тряпичные».

• На третий вопрос 14 человек (100%) ответили «да».

• На четвертый вопрос 7 человек (50%)ответили «из тряпок», 4 человека (28%)«из тряпок и бумаги», 1 человек (7%)«из пластилина и бумаги», 1 человек (7%)«из соломы, тряпок и бумаги», 1 человек (7%)«из цветов и тряпок».

• На пятый вопрос 5 человек(36%) ответили «да», 9 человек(64%)«нет».

Вывод: все в детстве играли в куклы и мастерили их своими руками.

Опрос детей

Мы провели социологический опрос и среди девочек нашей школы. Было опрошено 14 девочек. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Любишь ли ты играть?

2. Играла ли ты когда-нибудь в куклы?

3. Есть ли у тебя куклы?

4. Любишь ли ты играть в игрушки, сделанные своими руками?

5. У тебя есть игрушки, сделанные своими руками?

6. Слышала ли ты о том, что существуют тряпичные куклы?

7. Есть ли у вас дома тряпичные куклы?

8. Хочешь ли ты научиться сделать тряпичную куклу?

Результаты социологического опроса девочек приведены в таблице.

Таблица.

Вопросы

Ответы

да нет

1. 12 чел. (86%) 2 чел. (14%)

2. 14 чел. (100%) -

3. 9 чел. (64%) 5 чел. (36%)

4. 12 чел. (86%) 2 чел. (14%)

5. 8 чел. (57%) 6 чел. (43%)

6. 14 чел. (100%) -

7. 5 чел. (36%) 9 чел. (64%)

8. 9 чел. (64%) 5 чел. (36%)

Вывод: наши воспитанники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому мы решили поделиться своими навыками, которые приобрели во время знакомства с литературой по теме. Предложили своим воспитанникам и их родителям во вторую половину дня изготовить куклу. Все согласились.

III этап — творческий

Технология изготовления кукол

После того, как вс заинтересовались тряпичными куклами, мы перешли к следующему этапу работы над проектом, к изготовлению игровых кукол своими руками. Ребята очень удивились, когда узнали, что для изготовления куклы нам не понадобятся иголки и ножницы. Общее правило для всех кукол из ткани - это то, что их нельзя резать и шить! Они изготавливались методом скручивания ткани, формирования узлов и связывания нитками.

Первая кукла своими руками - обереговая кукла Веснянка.

Веснянка — это веселая, задорная куколка, которую делали на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий жизнерадостный образ. Обязательным их атрибутом была длинная коса радужных оттенков, та самая коса, про которую в народе издавна говорили – девичья краса. Поэтому косу куклы непременно украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи. Располагали куклу и перед входом в дом и над кроватью. Крепили за косу.

Технология изготовления обереговой куклы «Веснянка»

Для выполнения работы необходимо :

Порядок работы, каждое действие по изготовлению куклы педагог комментировала и показывала, как правильно нужно закреплять детали, чтобы куколка получилась ладной и аккуратной. Необходимый материал (цветные и белые лоскуты ткани, нитки, ленты) были приготовлены заранее. Последовательно, шаг за шагом, ребята связывали детали будущей куклы, используя традиционные технологии изготовления обереговых кукол. Ребята были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями.

Мы на своём опыте почувствовали, какое отношение было к игрушкам у наших предков, как их берегли. Нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души.

Потом мы решили изготовить осетинскую куклу.

В работу активно включились родители наших воспитанников

Мы посетили краеведческий музей Кировского района.

А так же ознакомились с основными методами изготовления кукол. Кукла нашего времени так же, как и много лет назад, изготавливается вручную. Куклы данной фирмы «Асик» изготавливаются в основном на фарфоровом каркасе, наряды шьют из бархата, велюра, парчи, кружевной ткани, расшивают национальным орнаментом.

Волосы делают из шелковых нитей, лица разрисовывают художники. Костюмы в точности воспроизводят осетинский национальный свадебный наряд. Обувь шьют из той же ткани, что и одежду. Куклы – мальчики тоже одеты в национальные костюмы, в папахах их меха, в кожаных сапогах - ичигах.

В завершении нашей работы всем захотелось посмотреть работы мастеров, которые создают неповторимые орнаменты национальных костюмов кукол. Далеко за пределами нашей республики известно имя заслуженного работника культуры РСО – Алания, модельера Изольды Гогичаевой.

В ее мастерских расшиваются костюмы многих знаменитостей. Каково же было мое удивление, когда я увидела созданные под ее руководством куклы! Это настоящие произведения искусства! На создание каждой детали куклы, будь то шаль, или ремень – уходит столько человеческого терпения и мастерства! И неудивительно, что эти куклы не задерживаются в стенах мастерской.

В завершении изготовили своих кукол

IV этап — определение путей дальнейшего развития проекта

Мы получили огромное удовольствие от проекта. В дальнейшем планируем продолжить работу по этой же теме, потому что в русской и осетинскойй культуре существует большое разнообразие тряпичных кукол и хочется продолжить наше исследование и изготовить их разные виды.

Заключение

Итак, подводя итоги, еще раз обратим внимание на то, что игры – самое древнее культурное наследие народов всего мира. У всех народов есть свои игрушки, но есть так же игрушки, которые присутствуют у всех этносов без исключения – это куклы.

Куклы были самой популярной игрой и девочек – осетинок. Благодаря игре в куклы (чындзыт й хъазт, девочки изучали традиции и обычаи своего народа, прекрасно их воспроизводили в этих играх, а также приобретали навыки материнства. Кукла способствовала развитию у детей рукоделия, фантазии, художественного мастерства.

Благодаря тому, что игрушки создавались самими детьми, они бережнее относились к своему труду, а впоследствии, ценили и чужой труд.

Сегодня радикально изменилась внешность и содержание осетинской куклы. Сегодняшние куклы – произведения прикладного художественного искусства. Сама кукла иногда копирует человека вплоть до морщин, ногтей на руках и ногах, ресниц.

В ходе работы воспитанники узнали много нового и интересного об истории и создания куклы, ее назначением и познакомились с технологией изготовления современных осетинских кукол, встречались с творческими и увлеченными людьми.

Но все таки, мы убедились, что на игрушку куклу не влияет время и она по - прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с обществом.

Публикации по теме:

«Ратные подвиги предков» (детская творческая работа)«Ратные подвиги предков» (детская творческая работа) Разрешите представить нашу с дочкой-школьницей совместную работу на конкурс "След войны в моей семье" (2014 год).. Среди моих родных.

Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет)Экскурсия в Борский краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Старинный уклад жизни наших предков» (фотоотчет) «Экскурсия в Борский краеведческий музей «Знакомство с экспозицией: Старинный уклад жизни наших предков». Фотоотчет. Цель: Посетить музей,.

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Мыльная история»Исследовательская работа «Мыльная история» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.12.2021 по 17.12.2021).

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Куклы наших предков»
Опубликовано: 18 января 2024 в 15:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД