Получи документы

Конспект занятия в старшей группе «Красною кистью рябина зажглась…»

Ольга Шикунова
Конспект занятия в старшей группе «Красною кистью рябина зажглась…»

Конспект занятия в старшей группе по народному фольклору

на тему : «Красною кистью рябина зажглась. "

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством знакомства с русскими народными праздниками.

Задачи: - закрепление навыков выразительного исполнения русских народных танцев, хороводов;

- воспитание бережного, заботливого отношения к природе;

- создание радостного настроения.

Действующие лица: Взрослые, Хозяюшка, Рябина, Баба-Яга.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Красною кистью рябина зажглась…“» размещена в разделах

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные. Доброго вам здоровьица. Сегодня мы отмечаем праздник русской рябины. В народе его называют Пётр и Павел – рябинники. 23 сентября рябина становится сладкой, в этот день ветки с плодами собирают в пучки. Рябина на Руси считалась оберегом, ее сажали у дома, вешали ветки над входом. Давайте и мы тоже повесим веточку рябины.

(Хозяюшка прикрепляет над входом в музыкальный зал веточку рябины.)

Хозяюшка: А ещё рябину использовали в свадебных обрядах: делали рябиновые бусы, которые приносят счастье, защищают детей от болезней. Ягоды рябины очень полезны, они содержат много витаминов.

Плывут паутины

Над сонным жнивьем.

Краснеют рябины

Под каждым окном.

(А. Твардовский)

Осенней порой у Рябины

Есть праздничный день-именины.

Именины что-то вроде

Дня рожденья у людей.

Я к Рябине приглашаю

В гости всех своих друзей.

(Под русскую народную музыку «Во саду ли, в огороде…» входит Рябина.)

Рябина : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяюшка: Здравствуй, Рябинушка!

С именинами тебя поздравляем,

Хоровод свой начинаем.

(Дети под русскую народную песню исполняют танец-хоровод «Каравай».)

Рябина : Солнышко ты привольное,

Согрей землю-матушку,

Согрей деревце-красную девицу,

Рябинушку кудрявую.

Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

Летом ветер обдувал,

Меня дождик поливал.

Мои ягодки алеют,

Для моих друзей поспеют.

Хозяюшка: Проходи, Рябинушка, давно тебя поджидаем. В старину говорили : «С песней дело спорится».

Рябина : Будем кругом ходить-хороводы водить!

Хозяюшка: Вокруг рябинки хоровод завивайте,

Всех на праздник к себе приглашайте.

Веселее его вы встречайте,

Красных ягод для бус запасайте.

(Дети исполняют песню «Хоровод у Рябинушки» (муз. И сл. Л. Веселовой).)

Хозяюшка: Русский народ любит родную землю, бережет ее, с нежностью обращается к кудрявой рябинушке в песнях и стихах. Ребята, вы знаете стихи о рябине? Давайте расскажем их нашей гостье.

(Дети читают стихи про рябину.)

1-ребенок: Красная да сочная выросла рябина,

Мама свою дочку в праздник нарядила-

Красная косынка, красные сапожки.

Стала на рябинку доченька похожа.

(М. Садовский)

2-й ребенок: Я по парку погуляла,

Где заря растёт узнала.

Поглядела вверх-она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?

Это дерево-рябина!

(Н. Меркушова)

3-й ребенок: Что там за ягода алеет,

Когда уже прохладой веет,

И осень мчит на всех парах,

Сметая листья во дворах?

Она ещё горчит и вяжет…

Но только снег на землю ляжет,

Мороз ударит не слегка

И льдом покроется река:

Она уже на вкус иная…

И птицы, будто понимая,

Клюют замерзшие дробины

Зимой алеющей рябины.

(Н. Шумов)

4-й ребенок: Нежно гладит куст рябины

Осень влажною рукой:

Ягод красные рубины

И багряных листьев рой.

Каплет дождик непрестанный,

И сбегают ручейки

В лужу под рябиной старой.

Выбивают пузырьки

Капли.

В луже все в движенье.

Смотрит осень: «Только рябь.

Где моё в ней отраженье?

Развела такую хлябь.

Ну-ка, перестань лить, дождик,

Солнцу путь освободи.

Нарисуй меня, художник.

Фон-рябина позади».

(Л. Коротаева)

Рябина : Большое вам спасибо за добрые слова. А знаете ли вы, ребята, сколько лет живет рябина?

(Дети предлагают варианты ответов.)

Рябина : Дерево рябина живет до 200 лет. А кто из лесных животных любит лакомиться рябиновыми плодами?

(Дети предлагают варианты ответов.)

Рябина : Затрудняетесь? Тогда я вам подскажу: тот, кто любит ягоды рябины, ещё любит мед, малину. Кто это?

Дети: Медведь!

Рябина : Правильно.

Хозяюшка: Предлагаю вам поиграть в игру «У медведя во бору».

Игра «У медведя во бору»

На роль медведя выбирается один из воспитанников. Он надевает медвежью маску, садится на пенёк и делает вид, что спит. Остальные игроки встают в шеренгу с противоположной стороны зала и по сигналу ведущего идут к медведю, делая вид, что собирают ягоды. Вслед за ведущим они поют русскую народную песню:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит!

На последних словах медведь «просыпается» и пытается догнать игроков. Пойманный ребёнок становится «медведем». Игра повторяется.

Рябина : С цветением, созреванием урожая рябины связаны многие народные приметы, запечатленные в пословицах, поговорках, крылатых выражениях. А какие приметы вы знаете?

(Дети предлагают варианты ответов.)

Рябина : Молодцы, ребята, много примет про меня знаете.

Хозяюшка: А мы ещё и частушки про тебя знаем!

(Дети исполняют частушки «В гостях у Рябинки» под музыку фольклорного коллектива «Ярославские ребята».)

Рябина : А теперь ты не зевай,

Мои ягодки в корзинку собирай.

Игра «Собери ягоды рябины»

Рябина рассыпает «ягоды» (небольшие шарики из сухого бассейна красного цвета) на пол. Выбирает трех детей, дает каждому по корзинке. Звучит энергичная музыка. По сигналу Рябины воспитанники начинают собирать «ягоды». По окончании музыки сбор прекращается. Победителем становится ребёнок, собравший наибольшее количество «ягод».

(В зал на метле «влетает» Баба-Яга.)

Баба-Яга: Ах, вот ты где, Рябинушка,

Моя раскрасавица.

Я тебя растила, водичкой поила.

Росла ты возле избушки

На радость старушке.

Что же ты меня, старую, покинуть решила?

Рябина : Что ты, бабуленька-красотуленька! И для тебя рябины хватит. Вон сколько рябиновых ягод в этом году!

Баба-Яга: Вот-вот, значит, осень дождливый будет. Как я без тебя, без рябинового лекарства?

Помру ведь в расцвете лет. Люди-то жадные, всю тебя обломают. А птицы прилетят- всю исклюют, далеко унесут. Ребята, а какие птицы не улетают на юг, а тут зимуют?

Дети: Воробьи, снегири, синицы, чижи.

Баба-Яга: Правильно!

Хозяюшка: А вы знаете, что в старину, собирая ягоды рябины, на каждом дереве оставляли часть ягод для птиц?

Рябина : А теперь вы не зевайте

И со мною поиграйте!

Игра «Птицы»

Рябина читает стихотворение. Когда она называет птиц-дети машут руками, как крыльями; когда в стихотворной строке встречается слово, не обозначающее птицу, - дети топают ногами.

Рябина : Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(На слово «макароны» дети топают ногами.)

Прилетели птицы:

Снегири, синицы,

Мухи и стрижи…

(На слово «мухи» дети топают ногами.)

Баба-Яга: Что неправильно? А мухи- это кто?

Дети: Насекомые!

Баба-Яга: Ну, умные какие!

Рябина : Прилетели птицы:

Жаворонки и грачи,

Комары, кукушки,

(На слово «комары» дети топают ногами.)

Даже совы-сплюшки.

Баба-Яга: А со мной поиграть хотите?

Дети: Да!

Игра «Бабка-Ежка»

На полу лежит (или начерчен) круг. Дети встают за его внешние границы, Баба-Яга с завязанными глазами – в центр. Участники игры ходят по кругу, не заходя в него, и произносят:

В темном лесу избушка

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка-Яга живёт.

У нее глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка-Яга!

На последнем слове игроки входят в круг и касаются Бабы-Яги. В ответ она старается кого-нибудь поймать. Пойманный игрок становится «Бабкой-Ежкой».

Рябина : А теперь я задам вопрос гостям нашего праздника: какие запасы на зиму делают из моих ягод?

(Гости праздника рассказывают, что из ягод рябины на зиму заготавливают варенье, компот.)

Рябина : Дружно за руки беритесь

И в кружочек становитесь.

Я надену вам бусы рябиновые,

Следуя русскому обряду старинному.

А вы скажите мне на ушко желанье,

Чтоб сбылось оно на прощанье.

(Обращается к Бабе-Яге.)

И тебе, Баба-Яга,

Я бусы припасла.

Хозяюшка: Закончился сентябрь,

Прошло и бабье лето,

Не гаснут лишь фонарики рябин.

Мы долго будем помнить осень эту!

«Спасибо», - все Рябинушке мы говорим.

Рябина : Спасибо вам за ваши хороводы, стихи, частушки. Будьте здоровы и кушайте мои ягоды.

(Под русскую народную мелодию «Как у наших у ворот…» Рябина и Баба-Яга уходит.)

Хозяюшка: Хорошо нам с вами было,

Но пора и честь бы знать.

Надо ягоды рябины

На зиму нам запасать.

(Дети с Хозяюшкой выходит из музыкального зала.)

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина»Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина» Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина». Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних.

Конспект интегрированного занятия «Ох, красна рябина» (первая младшая группа)Конспект интегрированного занятия «Ох, красна рябина» (первая младшая группа) Конспект интегрированного занятия «Ох, красна рябина» (первая младшая группа). Программное содержание: Расширять представления о деревьях.

Конспект интегрированной изобразительной деятельности в старшей группе «Добрая рябина»Конспект интегрированной изобразительной деятельности в старшей группе «Добрая рябина» Конспект интегрированной изобразительной деятельности в старшей группе «Добрая рябина» Цель: формировать у детей интерес к знаниям о деревьях.

Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью во второй младшей группе «Цыплятки»Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью во второй младшей группе «Цыплятки» Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью во второй младшей группе. Тема: Цып- цып-цып, мои цыплятки Цель: -Познакомить.

Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе «Белоснежная зима»Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе «Белоснежная зима» Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки.

Конспект открытого занятия по рисованию тычком жёсткой кистью «Зайка беленький»Конспект открытого занятия по рисованию тычком жёсткой кистью «Зайка беленький» Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе Тема: «Зайка беленький» подготовила воспитатель Новикова Г. В. Цель: сформировать.

Конспект прогулки-наблюдения «Уже надела рябина красные кораллы» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект прогулки-наблюдения «Уже надела рябина красные кораллы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД прогулки-наблюдения.

Конспект сюжетного занятия по физкультуре в средней группе «Рябина» Задачи: 1. Учить детей импровизировать под мелодию песни; 2. Инсценировать песню с помощью различных пластических движений; 3. вырабатывать.

Конспект занятия по лепке в средней логопедической группе «Рябина для лесных жителей» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки «Тестопластика». Формировать умение изображать кисть рябины с помощью цветного теста.

Нетрадиционное рисование в старшей группе «Филин» в технике «тычок сухой кистью»Нетрадиционное рисование в старшей группе «Филин» в технике «тычок сухой кистью» Цель: воспитывать эстетическое восприятие животных через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Красною кистью рябина зажглась…»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 13:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Красною кистью рябина зажглась…»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шикунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД