Получи документы

Краеведение в системе патриотического воспитания

Мулиат Хамзетовна Куек
Краеведение в системе патриотического воспитания

«Краеведение в системе патриотического воспитания»

Подготовила:

Куек Мулиат Хамзетовна

учитель общественных дисциплин

МБОУ «СОШ №5им. Н. Ю. Куека»

а. Кунчукохабль

Теучежского района

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами. Патриотизм олицетворяет неразрывность с его историей, культурой, достижениями, потребность в достойном, самоотверженном служении Родине. Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине.

Публикация «Краеведение в системе патриотического воспитания» размещена в разделах

Патриотизм…Любовь к своей Родине…Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитании обучающихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения дополнительного образования детей, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой Родины. Целью краеведческой работы является научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания. Патриотическое воспитание обучающихся начинается с познания малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, пения жаворонка в поднебесье. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки, песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это моя малая Родина. Родная республика, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Дети должны твердо знать, то, что происходит сейчас, станет когда – то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что – то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий. Любовь к родному краю, желание видеть родной аул все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное – они помогут учащимся на доступных, близких примерах их окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Краеведческое образование способствует духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации. Интерес к краеведческой работе проявляют ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и малой родины. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представлявшие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения, участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно – просветительской работе, возрождению народных традиций, помощь ветерана войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая свои гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. История республики, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю аула, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием аула, предположить перспективы развития.

История возникновения нашего аула вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые. Изучение краеведения помогает развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства. Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е. быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Основные направления деятельности по краеведению состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов связанных с историей района, аула, в сборе информации об истории аула, подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родной республики для учащихся на уроках во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного аула, районная газета «Теучежские вести», краеведческая литература.

В настоящее время в нашей школе сложилась система краеведческой работы. При организации краеведческой работы с детьми используются разные формы и методы работы.

Учебное. Это организация и проведение краеведческих уроков. Проведение уроков осуществляется в 5-9 классах. Также в предметной области географии и истории блочно вводится местный краеведческий материал.

Внеурочное. Это занятия в группе. Участники этой группы не только занимаются сбором и систематизацией краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи народа, через фольклорные праздники и конкурсы – концерты, ярмарки. Кроме того, ребята создают творческие художественно – поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «История моей школы», «Дорогие мои земляки», «История родного аула», «Мой вклад в экологию родной республики», «Боевой путь моих земляков». Ежегодно проводятся акции «Рядом живут ветераны», месячники для пожилых людей. Так, в этом году гостями нашего концерта были ветераны труда. Все выпускники нашей школы проходят службу в армии. Три человека выполняли интернациональный долг в Афганистане, один был участником ликвидации последствий аварии электростанции в Чернобыле в 1986 году. Указом президента РФ В. В. Путина наш выпускник, Панеш Олег Хамзетович, награжден орденом Мужества 11 ноября 2003 года. Многие наши земляки были участниками боевых действий по восстановлению конституционного строя в Чечне, которые награждены орденами Мужества, медалями «За отвагу», «За боевое содружество», «Почетный сотрудник МВД РФ» и другие. В день вывода советских войск из Афганистана ежегодно проводится Уроки Мужества. Проводятся Дни Памяти, вечера встречи воинов-афганцев, выпускников школы. Эти встречи для учеников школы – настоящие уроки мужества и патриотизма, которая постоянно работает в школе. Воспитание патриотизма и гражданственности всегда непрерывно связывалось с развитием духовности, нравственности. Ежегодно ученики школы принимают участие в конкурсах: «Овеянные славою флаг наш и герб», 1 место в районном смотре – конкурсе «Уголков Боевой Славы», за активную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, Нехай Аминет, ученица 9 класса стала призером в заочном конкурсе исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в 2020 году по направлению «Великая Отечественная война» по теме «Великая Отечественная война в истории моего аула», Жачемук Фаризат, ученица 9 класса стала призером в заочном конкурсе исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» в 2020 году по направлению «Великая Отечественная война» тема работы «Роль ветеранов Великой Отечественной войны –педагогов Кунчукохабльской школы в воспитании подрастающего поколения», Тлепцерше Милана, ученица 9 класса стала призером в заочном республиканском краеведческом конкурсе «Старая фотография», посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Внеурочная краеведческая работа – это и поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические занятия, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Наши ученики каждый год участвуют во всероссийском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос». Ежегодно вместе с родителями, учителями, ветеранами учащиеся участвуют в возложении венков к мемориальному памятнику нашего аула. Учащиеся хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное общее дело и непосредственно участвовать в нем. На внеурочных занятиях проводятся циклы бесед, посвященных символике страны. Патриотическое воспитание обучающихся характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение обучающихся в непосредственную патриотическую деятельность : поиск материалов о подвигах родных и близких, героев – земляков, помощь в оборудовании экспозиции Уголка Боевой славы, участие в патриотических церемониях, патриотических квестах.

Результатом серьезной краеведческой работы является школьный Уголок Боевой славы. Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьным уголкам. Уголок Боевой славы – это не только достояние школы, это достояние всех. Школьный уголок – историческое прошлое нашего аула. Он работает под моим руководством. В нем собран богатый материал по истории аула, по истории школы, по знаменитым выпускникам, по истории аула в годы Великой Отечественной войны. Сейчас Уголок расширяется: пополняются новыми экспонатами, исследовательскими работами, фотоальбомами, фотографиями. Все это располагается на стендах, выставках, многочисленных фотографиях, отражается в сочинениях и исследовательских работах учащихся.

Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ. Ребята нашей школы провели исследовательскую работу по сбору материалов и нашли братское захоронение нашего земляка - аульчанина погибшего в Крыму в 1942 году, Панеша Хачмафа Малаховича. Родные побывали на братской могиле и оказали помощь в возведении памятника. Вместе с ним на братской могиле похоронены:

• Нагорный И. Я.

• Тощенко А. Д.

• Ясский М. И.

Наши учащиеся являются участниками акции «Обелиск», посвященный дню Победы в Великой Отечественной войне; «Памятник воинам – землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы», во всероссийской «Вахте Памяти», Жачемук Фаризат, участница конкурса литературного творчества 111 Всероссийского героико-патриотического фестиваля детского и юношеского творчества «Звезда Спасения», Куек Кантемир участник Всероссийского конкурса эссе 2021 к 76-летию победы в Великой Отечественной войне, в тематическом направлении «Вклад моей семьи в общее дело для достижения Победы в Великой Отечественной войне» по теме «Герои моей семьи».

Посетители уголка Боевой славы: жители аула, выпускники и гости школы с большой благодарностью отзываются о работе уголка. Первоклассники, только поступающие в школу, приходят в Уголок Боевой славы, чтобы в первый раз услышать о том, как интересна история нашего аула и школы. Выпускники, прощаясь со школой, приходят сюда, чтобы принести какой – нибудь экспонат на память о себе.

Я пришла к выводу, что изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Результаты патриотического воспитания покажет жизнь, но первые выводы можно сделать сегодня. Это интерес детей к краеведению, к изучению истории родной республики. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родной республике. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своему аулу, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.

Таким образом, краеведческая работа реализуется через внеклассную и внешкольную деятельность мероприятий, через школьный Уголок Боевой славы как центр патриотического воспитания, посредством участия в Интернет-проектах, научно-практических конференциях, конкурсах.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Оформление панно для уголка патриотического воспитанияОформление панно для уголка патриотического воспитания Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей оформления небольшого панно. Так получилось, что в связи.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России»Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России» Уголок патриотического воспитания, является неотъемлемой частью предметной среды в группе. Цель патриотического уголка - воспитание любви.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение в системе патриотического воспитания
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 08:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведение в системе патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Мулиат Хамзетовна Куек на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД