МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая работа в детском саду

Светлана Волощук
Коррекционно-развивающая работа в детском саду

Для эффективности и целесообразности реализации данного направления педагогической деятельности нужно определится с направлениями коррекционо- развивающей работы.

Исходя из направлений коррекционно-развивающей деятельности детского сада, определенных ФОП ДО детский сад должен обеспечить:

- квалифицированную помощь в освоении программы детям, испытывающим трудности в ее усвоении – это дети с социальной дезадаптацией, часто болеющие дети, дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и поэтому не посещающих детский сад систематически;

Публикация «Коррекционно-развивающая работа в детском саду» размещена в разделах

- адаптацию образовательной программы под индивидуальные особенности детей-инвалидов или детей с ОВЗ;

- адаптацию образовательной программы под интересы и возможности одаренных детей.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа строится дифференцированно в зависимости от имеющихся у воспитанников особенностей развития (в познавательной, речевой, эмоциональной, коммуникативной или регулятивной сферах) и должна предусматривать индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения.

Для выявления причин неблагополучия и уточнения представлений родителей о развитии ребенка (особенности восприятия, развития, проявления склонностей или одаренностей) наиболее логичным представляется составление социального паспорта семьи. Он может составляться воспитателем как после посещения семьи, так и из бесед с родителями о режиме ребенка, о формах и способах воспитания, проведения досуга;

Следующим этапом реализации коррекционных мер является разработка и реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения специалистами ДОУ совместно с педагогом.

Продумывая виды работ, формы контроля по реализации поставленных коррекционно-развивающей работы, педагоги вынуждены искать такие формы организации детей, которые бы позволили реализовать задачи коррекции поведения, речевых, психо-моторных и коммуникативных нарушений, учитывающих нагрузку в детском саду на детей и педагогов.

Одним из таких действенных инструментов является народный праздник. Праздник - это социальное явление, специфическая жизнедеятельность людей, призванная обеспечивать развитие культуры народа. Он играет значимую роль в процессе социализации личности, создает условия для самообразования, раскрытия индивидуального потенциала ребенка, его становления, а также – это эффективное развивающее и коррекционное средство в работе с детьми. Так как традиции проведения народных праздников богаты играми, преданиями и поветриями, насыщены устным народным творчеством.

Для того чтобы праздник нес в себе воспитательно-развивающую, коррекционно-образовательную функцию, праздник не должен быть зрелищем. Он должен быть значимым событием в жизни ребенка. Для этого необходимо учитывать его сложную структуру:

- предпраздненство – подготовка к празднику,

- совместное общественное гуляние, и

- попраздненство – выведение из праздничной гульбы в будничную жизнь.

Каждый из этих структурных единиц несет в себе не только смысловую нагрузку, но и педагогическую.

Так, в период подготовки к праздничному событию, взрослый разучивает с детьми подвижные народные игры с закличками, считалками, пестушками. С помощью сказок, веселых потешек, прибауток, скороговорок, закличек, песенок, дразнилок, богатых эпитетами, сравнениями и метафорами помогают детям овладеть родным языком и накопить запас слов. А замысловатые загадки, пословицы, приговорки, перевертыши и считалки – незаменимый инструмент для развития психических процессов и функций. К тому же малые народные формы способствуют развитию просодической стороны речи. Именно ритмичность, повторение способствует формированию у детей достаточного дыхания, нормального темпа и отработанного ритма речи, характерного тембра, научаются варьировать интонации.

Еще одной значимой традицией праздника является дарение подарков. Дарение – это способ коммуникации, акт проявления своих чувств и одновременно самопрезентация, подарок – это текст, который может и должен прочитать одариваемый. Обмен подарками предполагает открытость, взаимность и доверие друг к другу.

Совместное общественное гуляние, позволяет детям идентифицировать себя с социумом, а инсценировка помогают перевести эти яркие и выразительные средства фольклора в активный словарь.

И, конечно, по окончанию события должно быть действо, позволяющее переключиться на будничный ритм жизни. Это: приведение в порядок помещения, обсуждение пережитых эмоций.

Не секрет, что усилия педагога могут достичь своих целей только в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. И вот тут педагоги-практики сталкиваются с двумя проблемами:

- во-первых, дети, которые в силу разных причин долго не посещают детский сад, не участвуют в подготовке к празднику и поэтому на самом празднике выполняют роли зрителей, а не соучастников. Они попросту выпадают из образовательного процесса. А планы специалистов по реализации индивидуальных маршрутов остаются номинальными.

- во-вторых, многие родители не знакомы с традициями народных праздников, поэтому дома праздничное гуляние подчас превращается в застолье, а не в воспитательно-развивающее событие. Иными словами, цели воспитательно-коррекционной работы, которые определили специалисты детского сада, становятся нереализованными и эфемерными.

Для вовлечения родителей в коррекционно- развивающий процесс многие педагоги используют проектную деятельность, индивидуальные консультации. В последнее время набирают популярность акции в социальных сетях детского сада или группы и интерактивные пособия. Благодаря развитию интерактивных способов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, педагоги могут продолжать полноценно реализовывать образовательный процесс и держать на контроле динамику коррекционной работы, а при необходимости внести коррективы и уточнения.

Таким образом, продуманная структура организации праздничного события, слаженная работа специалистов детского сада с родителями воспитанников позволяет решать задачи воспитания и образования каждого ребенка, определенные образовательной программой, но и учитывать его индивидуальные возможности, а также запросы его семьи.

Публикации по теме:

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Консультация «Работа с тканью в детском саду»Консультация «Работа с тканью в детском саду» Консультация. «Шить или не шить? - вот в чем вопрос» Вовремя беседы с учителем начальных классов моих бывших выпускников было отмечено,.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Развивающая среда в детском саду. Вторая частьРазвивающая среда в детском саду. Вторая часть Предлагаю вашему вниманию нашу развивающую среду. Состояние РППС обеспечивает реализацию образовательных программ, учёт национально-культурных,.

Предметно-развивающая среда в детском садуПредметно-развивающая среда в детском саду Приходя в детский сад, к двери группы, родители видят какая тема проекта на данный момент. На каждой двери групп, находится кармашек, куда.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Работа с полочкой красоты в детском садуРабота с полочкой красоты в детском саду Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели.

Развивающая предметная среда в малокомплектном детском садуРазвивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Развивающая среда. Уголок для родителей в детском садуРазвивающая среда. Уголок для родителей в детском саду Стенд для родителей. Воспитатель Ковтун Е. И. Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Коррекционно-развивающая работа в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Волощук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа в детском саду
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 13:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД