МААМ-картинки

«Коррекция тревожности в психофизическом развитии дошкольников»

Оксана Алексеева
«Коррекция тревожности в психофизическом развитии дошкольников»

Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Это период, когда закладываются основы всех сторон личности, когда дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения с взрослыми и сверстниками.

В настоящее время растет количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Такие дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи.

Публикация «„Коррекция тревожности в психофизическом развитии дошкольников“» размещена в разделах

Эти дети не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Это тревожные дети. Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, школьные неврозы.

Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. С каждым годом таких детей становится все больше и больше.

Наше дошкольное учреждение № 121 комбинированного вида, т. е. имеются общеразвивающие и специализированные группы с нарушением речи. Проводя исследования детской тревожности среди детей дошкольного возраста, результаты показали, что и в нашем детском саду имеются дети с высокой тревожностью. Более тревожными являются мальчики, особенно в специализированных группах.

Можно выделить две основные группы причин возникновения тревожности :

- биологические, связанные, скорее всего с типом нервной деятельности;

- социальные, связанные с детско-родительскими отношениями. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагогов и родителей передается ребенку. В своей практике я заметила, что тревожность детей возрастает в том случае, если взрослые не удовлетворены своей работой (или безработные, жилищными условиями, материальным положением, личными взаимоотношениями. Или преобладает авторитарный стиль воспитания, который не способствует спокойствию ребенка.

Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются : снижение самооценки, неуверенность в себе, страх ошибиться, сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность и т. д. Признаки тревожности могут усиливаться в предшкольный период и продолжаться в начальных классах школы. Поэтому моя работа была направлена на коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста. Я составила цикл тренингов по коррекции тревожности. Тренинги включали в себя:

- арттерапевтические техники рисования;

- психогимнастику;

- игротерапию;

- музыкотерапию;

- телесно-ориентированные техники.

Для себя я выделила три основных направления работы:

1) Повышение самооценки и уверенности ребенка в себе;

2) Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

3) Развитие навыков владения собой в трудной ситуации.

Тренинги проводила подгруппами, по 4-6 человек. Подгруппы были смешанные, небыло разделения на детей из общеразвивающих групп и специализированных с нарушением речи.

Работа велась не только с детьми, но и с педагогами. Проводились консультации по теме: «Тревожность детей», ««Счастливый билет» в будущее»; диагностирование «Тревожность в коллективе», тренинги «Профилактика тревожности в психофизическом развитии детей», «Коррекционная работа с детьми в условиях детского сада». Педагоги были ознакомлены с множеством игр и упражнений по профилактике и коррекции тревожности детей, которые используют как на занятиях, так и в повседневной жизни. Организация эмоционально-положительного отношения к тревожным детям, создание спокойной, дружелюбной обстановки в группе, подбор посильных заданий на занятиях, вовлечение детей в процесс общения таким образом, чтобы они сами могли дозировать степень своего в нем участия. Отсутствие негативных оценок со стороны педагога – все это заметно снижает уровень тревожности у детей и облегчает их жизнь в условиях детского сада.

Параллельно велась работа и с родителями. Проводились консультации подгрупповые и индивидуальные по темам: «Если у вас тревожный ребенок …», «Как общаться и играть с тревожным ребенком» и т. д. Весь теоретический материал мы закрепляли на тренингах, которые были направлены на улучшение детско-родительских отношений.

На первых занятиях были сложности в том, что дети с трудом шли на контакт. Сначала я старалась расположить детей к себе, войти в их доверие. Была эмоциональной, корректной, шутила, хвалила их. Дети постепенно раскрывались и стали более раскрепощеннее. У детей, с которыми велась целенаправленная коррекционная работа, отмечалась положительная динамика: снижение тревожности, исчезновение не желательных форм поведения; появление способности выполнить такие виды деятельности, которые раньше были им не доступны. Появилась более позитивная и адекватная оценка.

Повышение самооценки и развитие инициативности у тревожных детей гармонизируют их личностное развитие и снижают риск проявлений тревожности в детском саду и за его пределами.

Публикации по теме:

ПоздравляюПоздравляю 27 сентября мы будем отмечать праздник ДЕНЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВСЕХ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Коррекция тревожности в психофизическом развитии дошкольников»
Опубликовано: 23 октября 2014 в 15:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД