Папки-передвижки

«Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Русская матрёшка»»

Захарова Ольга Борисовна
«Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Русская матрёшка»»

МДОУ детский сад №19

Конспект организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познание»

подготовительная к школе группа

Творческая группа воспитателей: Захарова О. Б., Забелина Л. В., Смурова Е. Г.

г. Ярославль

Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Русская матрёшка»

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Цель:

Публикация «„Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе „Русская матрёшка““» размещена в разделах

Формирование у детей интереса к русской культуре и народному творчеству.

Задачи:

-Образовательные:

1. Закрепить знания детей об истории возникновения, видах, особенностях росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской, Воронежской матрешек.

-Развивающие:

1. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к культуре России, творческие способности и фантазию.

-Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к народной игрушке.

Демонстрационный материал и оборудование:

1. Компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор.

2. Презентация «Матрешки».

3. Заготовки силуэты матрешек, пластилин, доски, салфетки на каждого ребенка

4. Иллюстрации с элементами росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской матрешек, развешенные по группе.

5. Матрешки, разного размера.

6. Сундучок с матрешкой внутри.

7. Музыкальное сопровождение - песня "Русские матрешки", «Матрешки» детская группа «Терем».

Предварительная работа:

Беседы на темы «Возникновение матрешки», «Виды матрешек», разгадывание загадок про матрешек, рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки, слушание песен про матрешек, рисование своего желания (небольшого, материального, что бы быстро сбылось: конфетку, маленькую машинку, чупа-чупс, киндер-сюрприз и др.)

Ход занятия:

1 Организационный момент

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Посмотрите, ребята. У меня есть сундучок, сундук этот подарила мне моя бабушка. Подарила и сказала: «Вот тебе, сундук добра, мне его моя матушка оставила. Береги его» Как вы думаете, дети, что в нём? А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Словно репа она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко,

Парой черных смородинок - глаз

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упираются руки в бока

А внутри ее секретик есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка)

Воспитатель достает из сундучка матрешку.

2 Основная часть

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что раньше на Руси существовало поверье, если в матрешку положить бумажку с записанным на ней желанием, то оно непременно сбудется. Как вы думаете, это правда? А хотите проверить? Помните, вчера мы с вами рисовали наши желания, давайте положим эти рисунки в мою волшебную матрешку и посмотрим, исполнятся ли наши желания.

Дети кладут рисунки с желаниями в матрешку. Воспитатель убирает матрешку в сундучок, где лежит еще одна, уже с заранее приготовленными исполненными желаниями детей.

Звучит музыка «Русские матрешки» и в группу входит Матрешка. (Воспитатель в народном костюме)

Матрешка: Здравствуйте, вы меня узнали?

Русская красавица

И повсюду славится.

У матрешки говорят-

Самый лучший наряд.

Сарафанчик расписной

Весь блистает красотой.

Под платочком коса

Ну и девица – краса!

На окошке стоит

И на всех на вас глядит.

Улыбнется. По секрету

Красивей матрешки нету!

- Ребята, а вы знаете как я появилась в России? (От японской игрушки, старца Фукурума)

- А почему я называюсь Матрешкой? (От русского имени Матрена)

- Какие самые распространенные матрешки? (Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, Воронежская)

Слайд 1

- Раз вы знаете виды матрешек, то значит отгадаете про какую из матрешек я загадаю загадку.

Я – веселая матрешка

Всех на свете краше!

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Какая это матрешка? (Загорская)

Слайд 2

- Почему эту матрешку так назвали? (Её делают в селе Загорск, рядом с Сергиево-Посадом)

- Чем она отличается от других матрешек? (Они имеют приземистую форму, “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись.)

- Какими красками пользуются Загорские мастера? (Гуашью)

Матрешка хвалит детей. Загадывает следующую загадку.

Я стройная Матрена,

Я в гости к вам пришла,

Букет цветов садовых

В подарок принесла. (Семеновская)

Слайд 3

- Какую форму имеет эта матрешка? (Она стройная, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”)

- Какие основные цвета используются при росписи данной матрешки? (Красный, желтый и синий)

- Чем еще кроме формы и цвета отличаются эти матрешки от других? (Обязательно есть фартук, на котором изображен пышный букет цветов, расписывают семеновских матрешек анилиновыми красками, они отличаются своей вместительностью – в них вкладывают до 15-18 кукол)

Матрешка хвалит детей и предлагает поиграть.

Физкультминутка "Матрешки"

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дети садятся на места. Матрешка загадывает следующую загадку.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными:

Спелыми и красными. (Полхов-Майданская)

Слайд 4

- Чем отличается наряд этой матрешки от других? (У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука)

- Что можно сказать о форме этой матрешки? (Она вытянутая)

- Какие цвета чаще используются при росписи? (Малиново-красный, зеленый, черный)

Матрешка хвалит детей и загадывает еще одну загадку.

Рубаха, черная понева,

Яркий ситцевый платок.

Откуда эта кукла,

Смело скажет нам знаток. (Воронежская)

Слайд 5

- Почему эту матрешку считают самой молодой? (Она появилась в конце 60 годов прошлого века)

- Какая форма у этой матрешки? (Она похожа на пасхальное яйцо)

- Какие цвета используются при ее росписи? (Белый, черный и красный)

Матрешка: Молодцы, ребята, вы отгадали всех матрешек. Как много вы про них знаете!

А я ведь пришла к вам не с пустыми руками, хотела подарить вам на память разноцветных матрешек, но по пути сюда встретила Бабу Ягу. Она заколдовала матрешек и забрала все краски, чтобы мы не смогли их раскрасить заново. Теперь я не знаю что делать, как раскрасить матрешек. (Матрешка показывает плоскостные заготовки силуэтов матрешек)

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Матрешке? Скажите, чем кроме красок можно раскрасить матрешек? (Карандашами, обклеить бумагой цветной или салфетками, украсить пластилином)

Воспитатель: Очень хорошо у нас как раз есть пластилин. Давайте раскрасим матрешек пластилином.

Матрешка: Ой, спасибо. А для того чтобы у вас получилось я скажу волшебные слова.

А сейчас, дорогие ребята,

На секунду закройте глаза,

Позабудьте заботы, усталость

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Кручу – верчу, превратить вас хочу в мастеров!

Матрешка поворачивает детей кругом.

Воспитатель: Пройдемте в нашу мастерскую.

Дети проходят и садятся за столы.

Матрешка:

Мастера, скорей за дело,

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети раскрашивают матрешку пластилином, делают узоры.

Во время работы детей звучит музыка «Матрешки»

Матрешка: Ребята, какие замечательные матрешки у вас получились! Спасибо вам за помощь. Ну а теперь мне пора прощаться, до свидания, до новых встреч!

Воспитатель: Ребята, вам понравилась встреча с матрешкой? Что сегодня было самое интересное? Как мы помогли Матрешке? Какие чувства вы испытываете? Какие же вы молодцы, сегодня!

Ребята, а помните, в начале я вам рассказала поверье и мы положили рисунки с желаниями в матрешку? Давайте посмотрим сбылись ли наши желания.

Воспитатель достает сундучок, из него вынимает матрешку, открывает и раздает подарки детям.

Использованная литература:

1. Берестов, В. Д. Матрешкины потешки // Берестов, В. Д. Читалочка : стихи. - М. : Малыш, 1988. - С. 8.

2. Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4. - С. 29.

3. Из истории матрешки // Семья. - 2001. - № 14. - С. 17.

4. Из истории матрешки // Левина, М. С. 365 кукол со всего света. - М. : Рольф, 2000.

5. Клиентов, А. Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А. Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.

6. Кондакова, Н. Матрешка // Новая игрушечка. - 1993. - № 3. - С. 46; 1996. - № 10. - С. 48.

7. Матрешка - дочь Фукурумы // А почему? - 1991. - № 4. - С. 10.

8. Матрена, Матреша, Матрешка. // Пионерская правда. - 2000. - 29 декабря. - С. 8.

9. Матрешки-озорницы / сл. И. Черницкой // Арсеев, И. А. Песни-игры и раскраски для маленьких. - М. : Композитор, 1993. - С. 54.

10. О полхов-майданской матрешке // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л. : Художник РСФСР, 1981. - С. 131

11. Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.

12. Русская матрешка // Каштан, Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы : учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 129.

13. Русская игрушка. - М. : Сов. Россия, 1987. - 198 с. : ил.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и природой на тему «Наша родина-Крым». Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и природой на тему"Наша родина- Крым". Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка»Конспект НОД в старшей группе «Русская матрёшка» Цель: Знакомство детей с матрёшками. Задачи: - Познакомить детей с разнообразием матрешек. - Развивать творческие способности детей, чувство.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Части суток» в подготовительной группе Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цель:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Мастер-класс «Русская Матрёшка» в подготовительной группеМастер-класс «Русская Матрёшка» в подготовительной группе Мастер-класс "Русская Матрёшка".Цареградская Анна Сергеевна. Подготовительная группа. С детьми подготовительной группы реализую проект.

Библиотека изображений:

Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Русская матрёшка»» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Захарова Ольга Борисовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Русская матрёшка»»
Опубликовано: 29 января 2020 в 22:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД