Получи документы

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Конь — верный друг казака»

Анна Зайченкова
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Конь — верный друг казака»

Цель: расширение представлений детей о роли коня в жизни казака.

Программное содержание:

формировать представления детей о коне, как о части казачьей культуры и традиций;

развивать у детей познавательный интерес к традициям быта своих предков;

закреплять навыки аккуратной аппликации (работа с клеем, кистью, салфеткой);

расширять словарный запас детей посредством разучивания пословиц, стихотворений, речевых игр;

формировать умение отвечать на вопрос полным ответом;

воспитывать уважение к традициям казачества;

Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы „Конь — верный друг казака“» размещена в разделах

воспитывать любовь и бережное отношение к лошадям, чувство заботы и ответственности за приручаемое животное.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, презентация, аудиозаписи казачьих песен, декорации "Казачий двор", фигурки лошадей с жеребятами, иллюстрации с изображением коней разных мастей, подкова, деревянные кони-скакалки, нитки разных цветов (белого, черного, коричневого, серого, клей, прищепки, для аппликации, салфетки, макет луга.

Предварительная работа: слушание сказок, песен, разучивание пословиц и поговорок о коне, чтение познавательной литературы "Конь - верный друг казака", оформление альбома "Породы лошадей", пальчиковая гимнастика "Кузнец", рассматривание фотографий, презентации, подвижные игры "Конь ретивый", "Кони", игровое упражнение "Конь меня в дорогу ждет".

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть. Организационный момент, приветствие.

Звучит казачья песня "Конь боевой".

Воспитатель: Ребята, понравилась вам эта песня? О ком в ней поется?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Что интересного вы видите в зале?

Дети замечают стол, на котором "пасется" табун лошадей.

Звучит казачья песня "Ой, при лужку, при лужке…"

Воспитатель: Кто это пасется на лугу?

Дети: На лугу пасутся лошади со своими детенышами.

Воспитатель: Да, это целый табун лошадей. Как называют детеныша лошади?

Дети: Детеныша лошади называют жеребенок.

Воспитатель: А папу жеребенка?

Дети: Папу жеребенка называют конем.

2. Основная часть. Беседа.

Воспитатель:

В хрипенье сабельных атак

Круша лихого супостата,

Казак, про то, что он казак

Веками помнил зло и свято.

А синий Дон все тек и тек,

И тек над ним полынный запах

И возвращались на восток

Не все, кто уходил на запад

Но возрождалась сила вновь,

И не скудела степь клинками,

Дон на коней сажал сынов

И нарекал их казаками.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такие казаки?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Хотите узнать об этом побольше? Это было очень давно, когда ни вас, ни меня на белом свете не было. Были тогда люди вольнолюбивые, гордые, независимые. Решили они найти такое место, где им жилось бы привольно. Понравился им наш край за его просторы. Земля здесь была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В реках водилось много рыбы. Поселились люди здесь и жили свободно, построили много станиц по всей земле Донской. И прозвали их казаками, что по-татарски значит "вольные люди". Но на нашу родную землю часто нападали враги. Помогал в бою казаку верный друг, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Любит он в росе купаться,

Кушать сено и брыкаться:

Дали прозвище – Огонь –

Это самый лучший …

Дети: Конь.

Воспитатель: Да, верно, это конь.

Раздается стук в дверь, входит казак, кланяется.

Казак : Здравствуйте, люди добрые! Пустите, пожалуйста, отдохнуть да коня напоить, накормить — скакал долго, конь устал.

Воспитатель: А вы кто такой?

Казак : Я казак, возвращаюсь к себе домой, в станицу.

Воспитатель: Ой. как хорошо! А мы как раз говорили о казаках. А что это за люди?

Казак : О, это люди храбрые, удалые, умеют они и воевать славно, и жить ладно, а помогает им в этом - верный друг и товарищ - конь. С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней сильных, выносливых, верных. Маленьких казачат начинают обучать езде на коне с трех лет. А через некоторое время дети уже умеют во время езды на коне и шашкой махать, и стрелять.

Воспитатель: Конь казаку необходим. Раньше, когда люди еще не изобрели боевых машин, танков, ружей, воевали казаки, сидя на конях, рубили врагов шашками, стегали нагайками. Казаки – смелые, сильные, отважные защитники своей Родины. И конь – это верный друг казака, в бою помощник верный.

Казак : Как выдумаете, просто ли воевать на коне?

Дети: Нет, не так просто, нужно удержаться в седле и ещё надо держать оружие.

Казак : Вы правы, на коне воевать, ой как непросто! И казаку подготовка нужна, и коня обучить надобно. А как же это сделать?

Дети: Для этого нужно долго тренироваться.

Казак : Мастерство езды на лошади называется джигитовка. В процессе обучения казаки учились быстро садиться на коня, скакать задом наперед и даже стоя. У каждого казака был свой конь, а получали его маленькие казачата еще в 4 – 5 лет. Не зря говорят, что казак с конем – и ночью и днем. И это, ребята, действительно так. Ведь в неспокойное время жили казаки – воевать им часто приходилось.

Воспитатель: А бывало такое, что в бою казак получал тяжелое ранение. Как вы думаете, кто помогал казака вынести с поля боя?

Дети: Конь помогал вынести казака с поля боя.

Воспитатель: В бою, если казак был ранен и падал, то конь останавливался, подходил и опускался, чтобы раненый мог забраться на него. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая его от гибели.

Казак : Казаки не только воевали на конях. Во время праздников кони также были незаменимы – казаки показывали свои умения обращения с конями и назывались такие представления конские ристания. А вы любите праздники?

Дети: Да.

Казак : Когда-то очень давно существовал конский праздник. В этот день кони отдыхали, их кормили в полную сыть (давали им столько корма, сколько они могли съесть, купали в реке или озере, заводили в воду и специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли и меняли подковы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое подковы?

Дети: Нет.

Казак показывает подкову.

Казак : Подкова – это обувь для лошадей. Как вы думаете, для чего нужна обувь?

Дети: Чтобы защитить ноги, чтобы гулять по улице в любую погоду.

Казак : Для лошадей тоже придумали обувь. По форме она повторяет форму копыта лошади. В ней есть отверстия для гвоздей. Кузнец делает подкову из железа, а затем прибивает подкову на копыта лошади. Теперь она может очень долго скакать, не разбивая своих ног.

Воспитатель: Ой, как хорошо придумано! Мы знаем стихотворение про подкову.

У нашей лошадки - обновы,

На каждом копыте - подковы.

Лошадка бежит или шагом идет

На каждом копыте подкова поет.

А песенку эту кузнец напевал,

Когда для лошадки подковы ковал.

Казак : Еще в народе считается, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью избы и верили, что в доме будет удача и счастье, что подкова от всех бед оградит. А хотите, я вам подарю подкову на счастье?

Дети: Да, хотим.

Казак : Ну тогда берите, да обязательно прибейте перед входом в свою группу.

Воспитатель: Спасибо вам большое, мы обязательно прикрепим эту подкову, она будет нас охранять, беречь.

Казак : А еще казаки на крышах своих домов устанавливали деревянных коньков, чтобы они охраняли дом от неприятностей.

Физминутка "Конь ретивый"

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и сыграем в игру "Конь ретивый". (Дети стоят в кругу, два ребенка внутри круга "скачут" на конях внутри круга. Все произносят слова:

Кто ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой?

Это конь, это конь,

Конь ретивый, долгогривый.

Кто коня того поймает,

С нами весело играет.

Дети внутри круга останавливаются, а те, кто стоят рядом, "ловят" наездников и меняются ролями. Игра повторяется.)

Казак : И вот собирались кони все вместе, паслись на лугах, ели сочную траву. Подумайте, как казаки могли найти свою лошадь среди остальных лошадей.

Дети: Казаки могли найти свою лошадь по окраске, по внешнему виду: хвосту, ушам и т. д.

Казак : Все правильно. А еще казаки своим лошадям давали имя. Вы слышали имена лошадей?

Дети: - Нет.

Казак : - Звездочка, Орлик, Лакомка, Ленок - вот такие красивые и ласковые имена старались давать им люди. Называют коней и по масти (по цвету) - Гнедко, Сивка, Серко, Черный. Часто называют их именами людей -Лада, Булат. А лошади запоминали свое имя, голос хозяина. И стоило сказать казаку : "Звездочка!", тут же лошадь отвечала "Иии-го-го".

Практическая работа детей. Аппликация.

Казак : А у меня для вас маленький подарок. Я приготовил для вас фигурки лошадок. Им так хочется скорее попасть на зелёный луг, искупаться в реке. Вы им сможете помочь?

Дети: Да, сможем.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие части тела есть у коня?

Дети: У коня есть туловище, грива, хвост, две пары ног.

Воспитатель: Какая грива будет у вашего коня?

Дети: Грива у коня будет густая, красивая, длинная, гладкая, мягкая.

Воспитатель: Какие ноги должны быть у коня?

Дети: Ноги у коня должны быть длинные, сильные, крепкие.

Воспитатель: А какой хвост вы сделаете своему коню?

Дети: Хвост длинный, короткий, мягкий.

Воспитатель объясняет последовательность действий:

1. На одну половину лошади наклеить гриву и хвост из ниток, затем приклеить вторую половину.

2. Для изготовления ног использовать две прищепки – передние и задние ноги.

Дети выполняют аппликацию.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Какие красивые лошади у вас получились! Давайте вы сами придумаете им имена. Давайте "выпустим" своих коней на лужок, полюбуемся на них.

Дети выставляют поделки на макет луга.

Воспитатель: Поблагодарим нашего гостя за рассказ. Очень много интересного мы сегодня узнали о вашем друге - коне, о казаках.

Казак : И вам спасибо за ласку, за внимание, за хлеб-соль. Пойду я к коню, ведь недаром у нас, казаков, говорят, что:

Казак без коня, что солдат без ружья.

1-й ребенок: Бесконный - не казак.

2-й ребенок: Казак сам не поест - а коня накормит.

3-й ребенок: Казаку конь себя дороже.

4-й ребенок: Казак с пеленок на лошади.

5-й ребенок: Казак дружбу соблюдает : в беде коня не покидает.

6-й ребенок: Коня гладь не рукой, а овсом и мукой.

7-й ребенок: Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.

Казак : Прощевайте, люди добрые! Обязательно приеду к вам еще!

Казак уходит.

Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем и еще поиграем.

Дети стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с текстом.

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой Пышной, сказочно красивой. Быстро я в седло вскочу,

Не поеду – полечу!

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок,

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой. (руки за спиной сцеплены в замок)

(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

(покачивания головой, затем наклоны в стороны)

(подскоки на месте)

(руки полусогнуты в локтях перед собой)

(подскоки на месте)

(махи одной рукой)

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас лошадей, целый табун. Какая лошадь вам больше всего нравится? А какая, по вашему мнению, выполнена аккуратнее, чем остальные?

- Молодцы! Ваши лошади самые красивые. Я думаю, что любой казак захотел бы иметь у себя таких замечательных лошадей.

Воспитатель: Что интересного вы сегодня узнали из нашей встречи? Что вам больше запомнилось?

(Ответы детей.)

Публикации по теме:

«Виртуальное путешествие со сказочным героем» Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе«Виртуальное путешествие со сказочным героем» Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе Цель: формирование знаний о родном поселке. Задачи: Образовательные Расширять представления детей о родном поселке, вызвать интерес к различным.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Тропа науки» в старшей группеКонспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Тропа науки» в старшей группе Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Задачи: Образовательные - Формировать.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «Пасхальное яйцо»Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «Пасхальное яйцо» Цель:Формировать у детей желание изготавливать подарки для родных своими руками. Задачи: Знакомим детей с понятием - "Семья" на примере.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир театра»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир театра» Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебный мир театра» Цель: развивать выразительность.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект итоговой интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «В лесу»Конспект итоговой интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «В лесу» Тема: «В лесу»Конспект подготовила воспитатель : Зотова Ирина Аркадьевна -1 категория Интеграция образовательных областей: познание, физическое.

Конспект НОД «Конь в жизни казака» (старшая группа)Конспект НОД «Конь в жизни казака» (старшая группа) Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском.

Конспект НОД по лепке «Конь для казака» (старшая группа)Конспект НОД по лепке «Конь для казака» (старшая группа) Цель: Научить детей изображать лошадку. Задачи: Передавать характерную форму частей животного. Учить объединять вылепленные части в одно.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Весна идет, весне дорогу» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: систематизировать знания детей о характерных признаках весны. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: – закреплять с детьми признаки весны; – формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Конь — верный друг казака»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 20:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД