Получи документы

Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей

Лариса Скороходова
Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей

Сегодня особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной

культуры педагогов системы дошкольного образовательного учреждения. В современном

обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны

владеть навыками речевого общения, и, в первую очередь, на профессиональном уровне.

Это означает, что для общения педагогу необходимы в достаточной степени

сформированные коммуникативные навыки, которые являются важнейшей частью

коммуникативной культуры.

Публикация «Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей» размещена в разделах

Основной структурной составляющей профессионализма педагога является

коммуникативная культура, которая является условием и предпосылкой эффективности

профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и

профессионального самосовершенствования. Для воспитателя дошкольного

образовательного учреждения, как субъекта профессиональной деятельности, способом

познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом

преобразования себя – коммуникативная культура. Коммуникативная культура здесь

представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и

умений, с помощью которых человек предотвращает возникновение психологических

трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового

профессионального взаимодействия.

Коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией,

психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. Отечественная

психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности.

В педагогике коммуникативная культура выступает, с одной стороны, как

характеристика профессиональной культуры педагога, с другой – как системная

составляющая образовательного процесса в педагогическом вузе. В педагогической этике

коммуникативная культура рассматривается как неотъемлемая часть этики педагога.

Ученые рассматривают коммуникативную культуру как показатель общей и

социальной культуры.

Профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических

знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это –

совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения

определенной специфической деятельности.

Характеризуя коммуникативную культуру личности во взаимосвязи с

профессиональной культурой, мы считаем, что без формирования первой невозможно

полноценное развитие личности будущего воспитателя в сфере профессиональной

коммуникации.

Анализ современных исследований позволяет рассматривать коммуникативную

культуру педагога, как культуру отношений к миру, другим людям каждым человеком

индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с

материальным миром и миром социальных отношений, которые развиваются в

деятельности и общении, направленных на формирование ценностей.

Коммуникативная культура требует определения ее структурных компонентов,

таких как: рефлексию, общительность, коммуникабельность, коммуникативные умения,

речевые умения, умения невербального общения, умения психосаморегуляции,

коммуникативные способности и т. д.

Анализ практики показывает, что в педагогической деятельности такие свойства

личности, как общительность, рефлексия, коммуникативные умения, ставшие

профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность

педагогического взаимодействия (общения). Так как общительность – это явление

многослойное, включающее в себя целый комплекс составляющих: потребность в

общении; коммуникабельность, т. е. способность испытывать удовольствие от процесса

общения; социальное родство – желание находиться в обществе людей; высокийэмоциональный тонус и потребность приносить радость, потребность в сочувствии и

сопереживании.

Следующим компонентом выступает – рефлексия, как анализ собственных

действий и состояний, и выступает при этом как ключевое развитие личности.

Также подчеркивается необходимость развития собственной индивидуальности

посредством постоянной рефлексии способов действенного самоопределения и

самопостроения.

Коммуникативные умения выступают как комплекс осознанных коммуникативных

действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности

воспитателя.

Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки воспитателей

тесно связан с решением проблемы формирования коммуникативных умений.

Воспитатель дошкольных образовательных учреждений является связующим звеном в

коммуникативном процессе (воспитатель – ребенок, ребенок – воспитатель – ребенок,

воспитатель – родители – ребенок и т. д., поэтому ему необходимы умения воспринимать,

понимать и оценивать все личностные проявления ребенка, настраивать детей на

позитивный лад, включать в различные виды деятельности и др.

Проблема формирования коммуникативных умений находится в центре внимания

многих ученых-исследователей. Ведется поиск средств для нормализации общения,

установления взаимоотношений на основе взаимопонимания между всеми участниками

учебно-воспитательного процесса.

Наибольше распространение получило определение коммуникации как процесса

передачи и обмена информацией. Коммуникация – многогранный и многокачественной

процесс духовно-психологической связи, возникающей в процессе общения между

людьми, связанными обменом информацией. Она может быть вербальной (словесной) и

невербальной (несловесной). Коммуникация может рассматриваться в качестве

межличностного общения, которое позволяет достигать наиболее высокого уровня

сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами. При этом

общение представляет собой не только акт осознанного, рационально оформленного

речевого обмена информацией, но и непосредственный эмоциональный контакт между

людьми.

Поскольку общение – это процесс, основанный на разумном понимании и

намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств, то

для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться. Ученые начали заниматься

исследованием общения еще в конце XIX – начале XX века и правомерно обращали

внимание на невербальный контекст взаимодействия, связанный с моментом обмена

эмоциональными переживаниями, отраженными не только в речи, но и в мимике и

пантомимике, которые требуют воспроизведения «огромного множества ассоциативных

связей, насыщенных образами и эмоциональными компонентами».

Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста основано, прежде

всего, на эмоциональном контакте. Рассматривая эмоциональную составляющую

коммуникативных умений, мы выделяем наиболее значимые – умения анализировать

характер эмоциональных проявлений детей, входить в ситуацию общения, устанавливать

положительные взаимоотношения с помощью интонации, мимики и пантомимики,

регулировать эмоциональное состояние ребенка.

Ученые полагают, что выделенные коммуникативные умения можно успешно

формировать в музыкально-фольклорной деятельности при следующих педагогических

условиях:

- воспитания ценностного отношения к народной культуре в процессе восприятия,

исполнения и творческой интерпретации произведений музыкального фольклора;

- обогащения знаний о фольклоре как коллективном искусстве, ориентированном на

диалогическое общение; формирования умений интонационно-вариативной передачимузыкальных образов с целью осуществления коммуникативного воздействия на

слушателя.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов показал, что коммуникативные

умения педагога исследуются в различных аспектах: при определении профессиональной

компетентности воспитателя, в структуре педагогических способностей и общения, в

процессе создания профессиограммы воспитателя дошкольных учреждений, при

освещении вопроса гуманизации отношений «взрослый - ребенок», при выявлении

особенностей взаимодействия воспитателя с воспитанниками, в процессе формирования

профессиональной готовности и компетентности воспитателя.

Исследование, проведенное по развитию коммуникативной культуры, позволяет

сделать следующие выводы, что воспитатель с низким уровнем общительности, с

отсутствием эмоциональной культуры и рефлексии, со слабо сформированными

коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения, не

способен создать культурно-развивающий потенциал среды, воздействующий на личность

обучающегося, его полноценное развитие.

Таким образом, коммуникативная культура воспитателя – это качественная

характеристика субъекта профессиональной деятельности, включающее систему

коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию

личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура будущего

педагога является основой профессионально-педагогической деятельности и определяет

ее успешность.

Публикации по теме:

Эффективные формы работы с педагогами в повышении профессионального мастерства «Эффективные формы работы с педагогами в повышении профессионального мастерства» 2 слайд В настоящее время в России идет становление новой.

Коммуникативная игра с пением «Балалайка» для детей 6–7 летКоммуникативная игра с пением «Балалайка» для детей 6–7 лет «Балалайка» Играющие образуют круг. В центре круга - ведущий с бутафорской балалайкой в руках имитирует игру на балалайке. Играющие, держась.

Коммуникативная пляска «Самый лучший праздник!»Коммуникативная пляска «Самый лучший праздник!» Добрый вечер, дорогие коллеги! По правилам форума текст нужно публиковать отдельно. Поэтому исправляюсь и напоминаю, что полный комплект.

Консультация для воспитателей «Культура поведения за столом» Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 15, п. Южный Описание материала: предлагаю вам консультацию для воспитателей.

Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры Культура речи воспитателей ДОО как основа педагогической культуры Сегодня многим известна поговорка «Слово – визитная карточка человека».

Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей ДОУ в условиях инновационной среды. Введение. Перед обновляющейся системой дошкольного образования в настоящее время, с учетом внедрения федерального государственного образовательного.

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детейСамоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Семинар-практикум для воспитателей «Звуковая культура речи» Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При подготовке к семинару воспитатели узнали, что звуки речи.

Социальное партнёрство — интегративный показатель качества дошкольного образования в ДОУ В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения является одной из важных. Родители и педагоги как никогда раньше.

Участие в конкурсе профессионального мастерства «Шаги к успеху» в членах жюриУчастие в конкурсе профессионального мастерства «Шаги к успеху» в членах жюри Конкурс педагогического мастерства «Шаги к успеху» 25 марта 2016 года в филиале ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове на специальности Дошкольное.

Библиотека изображений:

Публикация Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Скороходова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коммуникативная культура, как показатель профессионального мастерства воспитателей
Опубликовано: 30 июня 2016 в 19:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД