Лучший педагог года

Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

Наталия Вячеславовна
Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессиональным и личным качествам педагога. Образ педагога XXI века сопровождается такими личностными качествами как любовь к детям, доброта, понимание, обаяние, ответственность, требовательность, объективность, чуткость, популярность у детей и родителей, эмоциональность, терпеливость, заинтересованность, толерантность, самокритичность и объективная самооценка. Профессиональные качества такого педагога – это наличие когнитивных способностей, адаптивный компонент, владение здоровьесберегающими технологиями, коммуникативная компетенция, социальные качества.

Публикация «Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации На данный момент приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога. Ведь очень важно быть профессионалом в своем деле,и воспитывать маленьких людей.

Такие качества специалиста после окончания педагогического ВУЗа или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Теоретической основой для выделения ключевых компетенций и функций педагогов дошкольного образования послужили труды отечественных авторов. Так, например, А. С. Белкин и В. В. Нестеров рассматривают компетенции как совокупность профессиональных полномочий, функций, которые необходимы для условия эффективной образовательной деятельности (Белкин А. С., Нестеров В. В., 2003 С. 110). Е. А. Панько (1986) основными функциями педагога ДОУ считает : развивающую (воспитывающую и обучающую, коммуникативную, диагностическую, организаторскую, материнскую (охрана и укрепление здоровья детей, коррекционную и методическую.

Одним из важных требований к профессиональным качествам педагога остается наличие у педагога высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности. Такой воспитатель должен знать: современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и мультимедийным оборудованием». «Это обусловлено тем, что в психологии развития возникли новые представления об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников, о роли месте взрослого в качестве посредника между миром культуры и формирующейся у ребенка картиной мира.

Безусловно, чтобы безупречно выполнять такие требования, педагогу следует развивать коммуникативную компетентность. Это, своего рода, двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков, а с другой стороны, коррекция, изменение уже сложившихся их форм. Потому развитие коммуникативной компетентности предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект - субъектных — продуктивных, личностных сторон общения, так и субъект - объектных — репродуктивных, операциональных составляющих.

В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связаны с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.

В своей статье, «Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения : сущность и структура», А. П. Самородова (2006, в качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения выделила : человеческие (ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала, духовные (совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка, практические (способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности, личностные (педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия).

Обобщая вышесказанное, важно отметить, что большое количество возникающих развивающих программ для детских садов требует не просто повышения квалификации воспитателя – в традиционном понимании прироста у него профессиональных знаний, умений и навыков, но изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности.

Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессиональным качествам педагога.

Таким образом, педагог должен обладать достаточным уровнем коммуникативной компетентности, гибко управлять процессом взаимодействия в ходе обучения и воспитания детей, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию. Именно от коммуникативной компетенции педагога зависит благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем.

Развитие коммуникативной компетенции педагога рассматривается как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования.

Следовательно, работа по повышению педагогической компетентности воспитателей ДОУ – это часть системы непрерывного образования педагогов, основанная на достижениях науки и практики, направленная на повышение уровня профессионального мастерства педагогов и ориентированная на достижение высокого качества педагогического процесса.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учрежденияФотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

Оформление территории дошкольного учреждения к летнему сезонуОформление территории дошкольного учреждения к летнему сезону Уважаемые коллеги,предлагаю Вашему вниманию оформление территории нашего Центра развития ребенка "Крепыш" к этому летнему оздоровительному.

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт)Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.

Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг»Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг» Последний день Недели психологии все уже ждали с большим интересом. Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный.

Библиотека изображений:

Публикация Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Вячеславовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 13 мая 2020 в 22:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД