Получи документы

Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков

Гадомская Надежда
Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков

Артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений для свистящих звуков (С,СЬ, З,ЗЬ,Ц)

1.«Заборчик»– улыбнуться зубы видны, тянем уголки губ в стороны как при произнесении звука «и»,выполнять под счет до пяти, повторение 5-7 раз

2.«Трубочка» - собрать губы в трубочку, как при произнесении звука «У» зубы закрыты. выполнять под счет до пяти, повторение 5-7 раз

3.«Улыбка» - улыбнуться зубы не видны, удерживать улыбку под счет до пяти повторение 5-7 раз.

4. Попеременно заборчик, трубочка, улыбка

Публикация «Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков» размещена в разделах

5.«Почистим зубки» – широко открыть рот, водить по зубам языком (с внутренней стороны зубов) из стороны в сторону (только ни по нижним) и снизу вверх. (выметательные движения) Следить за тем, чтобы язык не выскакивал изо рта и челюсть была неподвижна.

6.«Лопаточка» - широко открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его под счет до 5-ти повторять 5 раз

7.«Сердитая кошечка»

Цель упражнения : развитие и укрепление кончика языка,

Описание упражнения:. Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка упираем в нижние зубы. Выгнуть "спинку" языка так, как будто сердится кошка и выгибает спину. Боковые края прижать к верхним коренным зубам! язык при этом широкий.

рассердилась кошечка – ставим, спряталась за заборчик – убираем язык за зубы в положении «заборчик», губы в улыбке.

8. «Желобок» - широко открыть рот, положить расслабленный язык на губу, губы округляем и они поджимают язык, заворачивая его в трубочку. Как только упражнение получиться,добавляем поток воздуха, дуем через трубочку языка, щеки не раздуваем.

9. «Положим язычок в кроватку» Рот открыть, широкий язык положить вниз, кончиком языка соприкасаться с нижними зубами. Боковые края языка прижать к нижним боковым коренным зубам, выполнять под счет до 5. Повторять 5-7 раз

10. «Катушка» выполняется упражнение как и «сердитая кошечка» - рот широко открыт, кончик языка упираем в нижние зубы, выгибаем спинку языка (катушка выкатилась) а далее не отрывая кончик языка от зубов «положим его в кроватку» - в самый низ ротовой полости, рот не закрываем. Упражнение выполняется попеременно – выкатили, уложили, выкатили, уложили (5-7 сек).

11 «Подуй на язычок» Приоткрыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, приподнять края языка, и подуть на кончик языка. Ладонью проверяем поток воздуха, он должен быть холодным, сильным и долгим.

12. «Горка» Рот широко открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Удерживаем язык в этом положении под счет до 5, повторяем 5-7 раз

13.«Накажем непослушный язычок» - открываем рот, кладём широкий расслабленный язык на нижнюю губу, шлёпаем язык губами произнося пя-пя-пя-пя

Так же можно пройтись по всему языку зубами проговаривая та-та-та-та-та

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

1. «Наказать непослушный язычок». Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: открыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

2. «лопаточка». Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

3. «Чашечка»

Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

5. «Подуй на язычок». Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. (щеки не надуваем, воздушная струя узкая, не рассеянная)

6. «Вкусное варенье.»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

7. «Гармошка». Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

8. «Фокус» (парашют).

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

9 «Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов к горлышку и обратно (как кисточкой).

Комплекс упражнений для звука [л]

Индюк

Цель: Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит). Важно! чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

Пароход гудит Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.

Самолёт гудит

Цель: Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.

Описание: Приоткроем рот, улыбнёмся и зажимая широкий кончик языка между верхними и нижними зубами длительно произносим звук [Ы],.затянув язык в рот за зубы слышится звук Л Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук [Л]. (делаем в медленном темпе, постепенно ускоряясь со временем)

Качели

Цель: Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание: Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком попеременно тянуться к носу и подбородку (либо к нижним и верхним зубам.)

Иголочка

Цель: Вырабатывать умение удерживать узкий напряжённый язык.

Описание: Откроем рот улыбнемся и выдвинем вперед узкий длинный язычок (как бы дразнимся). Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым. Внимание! Важно, что бы язык был прямым, а кончик не отклонялся, ни в стороны, ни вверх.

Лошадка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади. (рот открыт широко, челюсть не прыгает, двигается только язык)

Грибочек

Цель: Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. (рот широко открыт)

Гармошка

Цель: Закрепить верхний подъём языка, умение растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание: Это упражнение очень похоже на предыдущее. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к нёбу, и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше. Далее, не отрывая язык от нёба, открываем и закрываем рот, растягиваем уздечку

Барабанщик

Цель: Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным.

Описание: Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук [д]: д-д-д…Сначала звук [д]: произносим медленно, постепенно убыстряя темп. Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Комплекс упражнений для заднеязычых звуков К,Г,Х

1 «Накажи непослушный язычок» Цель:Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык, проговаривая та-та-та-та Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке.

Шлепаем язычок губами: «Пя-пя-пя»(язык широкий края касаются уголков губ)

2.«Лопаточка (Блинчик)».

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Губы растянуты в улыбке. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Накажем непослушный язычок».

3. «Чистим нижние зубки». Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх, «выметая, не надавливая, без усилия» выполняется 10-15 сек

4. «Прятки».

Цель: укреплять мышцы боковых краев языка, учить втягивать и выдвигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении.

Педагог говорит: «Наш Весёлый Язычок играет с нами в прятки. Посмотрите, как он прячется в домик, и сделайте так несколько раз».Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта при этом язык оттягивается назад, кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу.

5. «Язычок-борец» Цель: укреплять мускулатуру языка.

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад. Язычок-борец старается вытолкнуть соперника обратно. При этом задняя часть языка приподнимается. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «мостик» спинки языка. Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «мостик». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки, можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

6 «Змейка».

Цель: укреплять мышцы языка, учить втягивать и выдвигать язык, движения выполнять ритмично.

Педагог предлагает: «Наш Язычок покажет нам змейку. Посмотрите, как он двигается вперед, назад. Сделайте это упражнение несколько раз».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

7. «Горка»

Цель: учить поднимать спинку языка, кончик языка удерживать за нижними резцами.

Педагог показывает: «Наш Язычок построил горку. Посмотрите, какая крутая получилась горка. Сделайте и вы горку». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!

8. «Поцокивание».

Присасывание спинки языка к твердому небу. Кончик языка у нижних десен.

9. «Споем песенку»ОУ-ИЭ

Цель:. Поднимать заднюю часть спинки языка вверх при отработке звуков [О] и [У]. Умение удерживать кончик языка за нижними зубами [И] и [Э]

10 «Покашливание» просите ребенка покашляй как будто ты заболел (или как старый дедушка, кхе кхе

Публикации по теме:

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастикиАтрибуты для проведения артикуляционной гимнастики ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 летКомплексы оздоровительной гимнастики для детей 5–6 лет У детей старшего дошкольного возраста увеличивается диапазон двигательных умений и навыков, что связано с развитием физических качеств (выносливость,.

Комплексы оздоровительной гимнастики в подготовительной группе Комплекс 11. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную. Упражнения без предметов.

Комплексы оздоровительной гимнастики в подготовительной группе Комплекс 171. Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по обозначенным ориентирам. Ходьба и бег по кругу. Упражнения.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Логокубики для выполнения артикуляционной гимнастикиЛогокубики для выполнения артикуляционной гимнастики Чтобы четко и разборчиво произносить слова, необходимо укреплять речевой аппарат – для этого и нужна артикуляционная гимнастика, которая.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа» Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого.

Сказка для артикуляционной гимнастики «К бабушке и дедушке внуки приехали» (Дети уже знают артикуляционные упражнения, услышав название упражнения в сказке, выполняют его). Жили - были дедушка и бабушка. К ним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков
Опубликовано: 2 мая 2023 в 21:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексы артикуляционной гимнастики для различных групп звуков» (включая файлы) размещена пользователем Гадомская Надежда на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД