МААМ-картинки

Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа «Колыбельная песня»

Евстратова Елена
Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа «Колыбельная песня»

Конспект по программе:

«Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников

в условиях реализации требования ФГОС ДО»

на тему:

«Колыбельная песня» - устное народное творчество и прикладное искусство русского народа.

Воспитатель; Евстратова Е. А.

2020 г.

г. Лобня

Публикация «Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа „Колыбельная песня“» размещена в разделах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«ДЕТСКИЙ САД №2 «ПОЛЯНКА» г. ЛОБНЯ

Конспект образовательной деятельности

по «Художественно – эстетическому развитию»

(народное и декоративно-прикладное искусство)

раздел «Ознакомление с социальным миром»

Тема:

«Колыбельная песня-устное народное творчество и прикладное искусство русского народа»

( возраст детей: средняя группа, 4-5 лет)

Подготовила:

воспитатель Евстратова Е. А.

г. Лобня,

2020г.

Цель: средствами развивающей среды в группе «Уголок народного творчества»; виртуальным путешествием в мультфильм «Русская колыбельная» (отрывок, приобщать детей и развивать познавательный интерес к истокам и традициям, и истории своего народа; приобщение к народным традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах русского фольклора; создание благоприятной среды для детского творчества.

Развитие психологических процессов: внимание, память, мышление; Обогащение словарного запаса существительными; колыбель; оберег. изба.

Программные задачи:

Обучающие задачи; познакомить детей с историей возникновения колыбельной песни как с устным народным творчеством. Расширить представления детей о семейных традициях на Руси.

2. Развивающие задачи;

развивать интерес к народному творчеству как к изобразительному искусству, художественный вкус, фантазию.

развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображения с натурой (изображение природы в рисунках народного творчества);

формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

3. Воспитывающие задачи; воспитывать интерес к народному творчеству и его проявлению в рисунках, в песнях и в стихах, любовь и уважение к семейным традициям своего народа,

4. Речевое развитие: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу

5. Социально-коммуникативное развитие: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему миру

6. Художественно-эстетическое развитие: продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок; знакомство с народным прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; экскурсия в уголок «Русская изба».

Формы организации образовательной деятельности совместная деятельность педагога с детьми

Методы и приё мы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход

Активизация словаря:

Люлька, колыбель, Угомонный, Дрема, оберег, ритуал

Развивающая предметно-пространственная среда:

Оборудование: видеопроектор;

Наглядный методический материал к занятию: картинки из русских народных сказок;

Музыкальный ряд: русские народные колыбельные песни и стихи

Наглядные экспонаты (предполагаемые или реальные) : детская русская народная (детская) колыбель для куклы, кукла; погремушки; игрушка «Котик».

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся не в простое путешествие, а перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.

Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём?

Дети:(Россия).

Воспитатель: Правильно, а в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы и перенесёмся в Древнюю Русь.

Звучит фонограмма русской народной мелодии.

Воспитатель: А знаете, Русь раньше называли деревянной. А как Вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Дети: (Ответы детей.)

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. И кроватка для малыша тоже была из дерева.

А для того, чтоб малыш быстро засыпал была изобретена специальная кроватка для укачивания называемая колыбелька или зыбка (от колыбать, колыхать, качать, а песни, которые мама пела малышу, были названы колыбельными.

С древних времен колыбельные песни сопровождали человека всю его жизнь: сначала их поют малышу, потом уже став взрослым, он начинает их петь своим детям. Колыбельные появились очень давно, и будут существовать вечно. Дети восприняли их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыши засыпали, погружаясь в прекрасный мир сновидений. (Взять куклу и начать ее заворачивать в одеяло)

Звучит фонограмма колыбельной песни. (Кукла берется на руки воспитателем, и воспитатель начинает покачивать куклу на руках)

Обычно в доме такую колыбельку, изготовленную как, правило из луба подвешивали на потолке к гибкому шесту, а снизу с помощью веревки этот шест приводился в движение, что позволяло матери или няне, не отвлекаясь от повседневной домашней работы качать колыбельку с ребенком.

(Показать на колыбельке –игрушке как качается колыбель)

На Руси тема колыбели обрастала множеством мистических тайн и необычных обрядов. Прежде, чем младенец ляжет в колыбельку, в нее сажали домашнего кота. Подразумевалось, что коты отгоняют чертей и злых духов от колыбели, и коту доверяли этот важный обряд. Возможно поэтому во многих колыбельных особое значение уделялось коту.

(Взять в руки игрушку Котика и положить в колыбельку)

Баю-баюшки-баю,

Баю, Сашеньку, баю!

Приди котик ночевать,

Мою детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Основными мотивами колыбельных были благие пожелания сна, здоровья, жизни. Но также колыбельные использовались как своего рода заговоры, а иногда и как обереги. Предки считали, что колыбельная обладает особой народной магической силой для младенца. Поэтому часто в колыбель укладывали ритуальные вещи, выполняющие охранительную обережную функцию: кукол, ломоть хлеба, коготь медведя, зерна ячменя, ржи и т. д.

В старинных колыбельных часто были представлены и образы разных мистических существ, например, Сон, Дрема и Угомон (отсюда пошло слово неугомонный).

О чем же сказывалось в колыбельных песнях?

А бабай, бабай, бабай,

Ты, собачка, не лай,

И гудочек не гуди,

Нашу Маню не буди…

Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься, словно "программируя" его будущее.

Вырастешь большой,

Недосуг будет спать,

Надо работу работать,

Пахать, боронить,

В лес по ягоды бродить,

По коровушку ходить.

А если мама сердилась, то и попугать могла: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».

Искусству исполнения колыбельных учили с малолетства. "Байкать" девочки начинали своих младших братьев и сестер еще с 5 лет. Таких нянь называли "байкалы", "байкальшицы", "баюкалки".

Древние придавали большое значение колыбельным песням, для них это было целым таинством, волшебством, через что поддерживается связь малыша с окружающим миром.

Для того, чтобы защитить ребенка и призвать к нему добрые сны, люльку украшали разнообразными оберегами. Так, бортики люльки украшали резьбой и росписью, в изголовье часто вырезали солнце, в ножках - месяц и звезды. В люльку клали крестик и иконку. Над люлькой крепили игрушки - погремушки. Люльку обязательно закрывали пологом.

А чтобы малышу не было одиноко и неуютно в мире взрослых, мама через пение колыбельной показывала ему, что все хорошо, все в порядке и выражала свою нежность к малышу, приговаривая: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка и т. д.

Вот почему народные колыбельные песни есть великое достижение народной педагогики, наполненное народной мудростью и пробуждающее в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

А Вам мамочки, бабушки поют песенки на ночь? И о чем эти песенки?

Дети: Да, поют. (Рассказывают содержание песенок)

Воспитатель: Вот так и передаются из поколения в поколения старинные песни, которые мы с Вами называем теперь колыбельными.

Проблемно-поисковый этап

Воспитатель: Дети, а Вы запомнили, какие рисунки, рисовали на колыбельках и что клали в кроватку малыша. Чтоб он лучше спал?

Дети: игрушку котика, хдебушек, крестик, звездочки, солнце.

Воспитатель: Правильно, молодцы, теперь Вы сможете нарисовать рисунки на кроватках малышей.

Практический этап

Воспитатель: Дети, давайте попробуем вместе сочинить колыбельную песенку. Какие слова будем говорить и петь малышу?

Дети: Баю-баюшки баю, котик, серенький волчок, дам тебе я хлеба, налью молока, приходи наш котик.

Воспитатель: Правильно, Вы молодцы и теперь сможете помочь своим мамочкам помочь укачивать в кроватке маленьких братишек и сестрёнок.

….

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие?

Дети: ДА.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?

Дети: Петь колыбельные песни

Воспитатель: Вы устали на занятие?

Дети: нет было очень интересно.

Последующая работа

Необходимо продолжить изучать традиции и декоративно - прикладное искусство народов России для развития творческих способностей детей, любовь и уважение к семейным традициям своего народа.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

реализации педагогической деятельности

в условиях ДОУ заключается в следующем:

«Ребенок, который знакомиться и получает знания по истории развития своего народа, будет и в последующие годы сохранять и множить традиции декоративно – прикладного искусства народа своей страны; вносить свой вклад в развитие современного общества будучи взрослым человеком.»

Использованная литература:

1. От рождения до школы : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. – 3 – е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Текст русских народных песен и колыбельных

3. Материал со страниц интернета

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство»Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство» Накануне праздника Цаган Сар (Белый месяц) у нас в ДОУ состоялся конкурс «Хальмг улсин гарин эрдм» («Калмыцкое народное прикладное искусство»).

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Библиотека изображений:

Публикация Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа «Колыбельная песня» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евстратова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Устное народное творчество и прикладное искусство русского народа «Колыбельная песня»
Опубликовано: 6 февраля 2021 в 18:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД