Папки-передвижки

Карты Тони Бьюзена как средство развития речи у детей младшего возраста

Оксана Бурейшина
Карты Тони Бьюзена как средство развития речи у детей младшего возраста

Карты Тони Бьюзена как средство развития речи у детей младшего возраста

Бурейшина Оксана Михайловна

Воспитатель МБДОУ№16

oksana5mart@mail.ru

Карты Тони Бьюзена как средство развития речи

Ключевые слова: речевое развитие, интеллект карты Тони Бьюзена, образовательные результаты, мышление.

Публикация «Карты Тони Бьюзена как средство развития речи у детей младшего возраста» размещена в разделах

Одна из основных линий развития ребенка – речь. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

Практика работы с детьми дошкольного возраста показала, что речь детей недостаточно сформирована, предложения в основном простые и неполные. Рассказы детей даже на близкую им тему, нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью, низкой речевой активностью.

Большой проблемой для неговорящих детей является отстраненность от общих игр. Дети, которые плохо разговаривают чаще всего остаются в стороне, играют молча, произносят лишь несколько слов. Посредством игры не только развивается речь детей, но и происходит социализация ребенка.

И передо мной стала задача, как решить эту проблему: какие подобрать формы и методы, чтобы помочь маленькому ребенку, разговорить свой язычок. Таким образом, возникла необходимость в поиске такого педагогического метода, который бы позволил бы максимально устранить недостатки речевого развития ребенка.

Для выявления уровня речевого развития у детей провела диагностику, основанную на методике программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Анализ диагностики показал дефициты у детей : низкая речевая активность, бедный словарный запас. Большая часть детей 56% имеют низкий уровень; 44% имеют средний уровень, но даже и эти дети нуждаются в индивидуальной работе по развитию речевых навыков.

Провела анкетирование с родителями по речевому развитию детей. Выяснилось, что многие родители не уделяют достаточного внимания этой проблеме дома. На вопрос: «Какие игры по речевому развитию есть у Вас дома, 63% ответили, что таких игр нет. На вопрос: «Как оцениваете речь вашего ребенка в целом?» 68% ответили «неудовлетворительно». «Играете ли вы с ребенком дома в игры по развитию речи?» - 47% ответили «нет».

Анализ анкетирования подтвердил еще раз правильность выбора данной тематики.

Поставила перед собой цель:

Формирование речевой деятельности детей, посредством карт Тони Бьюзена

Определила для себя задачи:

- Изучить образовательные ресурсы для определения наиболее эффективных форм и методов в формировании у детей речевых навыков посредством современных методов и технологий.

- Внедрить метод интеллектуальных карт Тони Бьюзена в собственную практику;

- установить взаимодействие с родителями, используя консультации, буклеты, мастер классы.

Начала свой поиск с изучения интернет - ресурсов, литературы и обратила внимание на методику составления - карт Тони Бьюзена. Метод мыслительных карт, который основывается на наглядно-образном мышлении ребенка.

Интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоми-нания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги надо написать тему, а затем заполнить пространство вокруг ключевыми словами и подсказками, логически соединенными линиями, что помогает ребенку строить логические цепочки, а если ребенок понимает, то он начинает говорить. Ведь малышам легче воспринимать информацию и на нее откликаться, если она выглядит в виде рисунка или картинки.

Предварительная работа началась с подбора картинок по заданной теме, для того, что бы ребенок в ходе нашей беседы мог самостоятельно подобрать кар-тинку, наклеить, опираясь на изображение, мог описать объект. С моей стороны - я задаю вопросы, а ребенок дает мне ответы. Карту мы детализировали настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Применяя метод интеллектуальных карт Тони Бьюзена первыми шагами в моей практике стал «пробник» в индивидуальной работе с детьми, по теме «Фрукты». Выбрала хорошо известную тему, чтобы ребенок мог понимать, о чем идет речь и отвечать на мои вопросы. На первом занятии, объектом было яблоко, получилось следующее описание: яблоко красное и круглое. И только с помощью карты, картинок – помощников и вопросов, ребенок рассказал о яблоке, что оно красное и круглое, растет на дереве, можно сварить варенье или компот.

Используя в своей работе этот метод, через некоторое время я усложнила работу с мыслительными картами. Во время индивидуальной работы с детьми мы теперь не только рассматривали картинки, но и совместно рисовали объект. У детей появилась возможность проявить свои творческие способности, фантазию, воображение. Например, описание объекта морковка: морковка длинная оранжевая, растет в огороде на грядке, морковку любит зайка и она продается в магазине. С каждым разом на карте появлялось все больше линий, а значит, описание предмета становилось более объемным и расширенным. По данной методике разработали карты по темам «Овощи», «Домашние животные», «Игрушки», «Зима». Используя карту, дети теперь, могли самостоятельно рассказать о предмете, вспоминая, как пришлось её рисовать, как создавались образы.

В своей группе создала условия для речевого развития детей. Оборудовала «Речевой островок», в котором, помимо художественной литературы, раскрасок, находятся карты Тони Бьюзена, различные картинки. У детей появилось право выбора, как создавать карту, пользоваться готовыми картинками, и наклеивать их, или рисовать самому. Ребята совместно рассматривают карты, рассказывают о том, что нарисовано на ней. По желанию ребенок может выбрать картинку или любой предмет в группе и с помощью воспитателя создать новую карту мышления. Так происходит активизация речевого аппарата, и общение друг с другом. По замыслу детей появились ментальные карты по теме «Цветы», «Птицы», «Пожарная машина».

Ни одно образование не будет полным без закрепления. В своей работе я прилагала все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, дети с родителями закрепляли дома. Для себя я разработала план мероприятий по взаимодействию с родителями:

- консультация «Использование интеллект – карт для развития речевой актив-ности дошкольников»;

- мастер – класс «Создание интеллектуальных карт с ребенком»;

- разработала индивидуальные карты для родителей по теме «Зима», «Овощи», Основные цвета».

Мастер – класс с родителями я провела с привлечением учителя - логопеда, которая рассказала и познакомила родителей с практической ценностью карт Тони Бьюзена. С родителями разработали карты по теме «Домашние животные». Им было дано домашние задание, совместно с ребенком составить карту по закреплению пройденного материала на тему «Домашние животные» и принести готовую работу в детский сад. Родители откликнулись на мою просьбу и на следующий день принесли готовые карты, по которым ребенок самостоятельно рассказал об объекте.

Хочу отметить, что я наблюдаю, заинтересованность со стороны роди-телей, настолько они погрузились в данную работу, что сами начали проявлять инициативу и фантазию при составлении карт. Вовлеченность родителей в этот вид деятельности составила 63%.

Провела промежуточную диагностику и получила результаты: низкий – 62%, средний – 38%. Я увидела положительную динамику в речевом развитии : дети научились самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, словарный запас стал точен и разнообразен, сформировалось умение отвечать на вопросы. По созданной карте дети составляют рассказы.

Планирую продолжить работать с картами Тони Бьюзена, ведь проблема речевого развития существует и в группах старшего дошкольного возраста и у детей с ОВЗ.

Свой опыт работы по данной теме представляла на различных уровнях:

2022г. - мастер – класс «Использование ментальных карт Тони Бьюзена в работе для развития речи детей», для педагогов ДОУ. Моей работой заинтересовались педагоги комбинированной группы и взяли этот метод на заметку для работы с детьми ОВЗ по развитию речи детей.

2022г. - представила опыт на муниципальном уровне, на ГМО, для воспитателей групп раннего и младшего дошкольного возраста по теме «Использование ментальных карт Тони Бьюзена в работе с родителями для развития речи детей», сертификат;

2023г. – провела мастер - класс по теме «Использование ментальных карт Тони Бьюзена в работе для развития речи детей», на Межмуниципальном фестивале педагогических идей «Инновации. Мастерство. Творчество» в направлении «ФГОС ДО. Новые образовательные практики». Долгий мост, Абанский район, Благодарственное письмо.

Таким образом, работая с картами Тони Бьюзена, у детей развивается умение строить логические цепочки, навыки описывать предмет, расширяется и активизируется словарный запас. Можно утверждать, что интеллектуальные карты способствуют эффективному речевому и познавательному развитию де-тей.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возрастаИгры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Игры с песком как средство развития мышления у детей младшего возраста Дети – это прирожденные исследователи. Взаимодействие ребенка с.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:

Публикация Карты Тони Бьюзена как средство развития речи у детей младшего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Бурейшина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Карты Тони Бьюзена как средство развития речи у детей младшего возраста
Опубликовано: 10 сентября 2023 в 17:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД