Получи документы

Картотека кратковременных наблюдений

Елена Чебан
Картотека кратковременных наблюдений

Карточка №1

Наблюдение за дождем

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения: Художественное слово (загадка):

«Нет ног и рук, а говорят: «Он идет!» И по крышам гремит, в гости просится».

Основной этап:

Ребята, понаблюдайте за дождем и прислушайтесь, как он шумит, как его капли стучат по крыше, веранды.

Публикация «Картотека кратковременных наблюдений» размещена в разделах

Вопросы: Какой он, сильный или слабый? Если он сильный, то как он называется? Какое небо во время дождя? Каким небо ещё бывает во время дождя? Полезен ли дождь? Нравится ли вам дождь? Можно ли дождь назвать красивым? Почему?

Народные приметы: «Перед дождем все насекомые укрываются в щелях, трещинах».

Обобщение: Что мы сегодня наблюдали? Посмотрите ещё раз на дождь. Он теперь также сильно идет? Что может произойти после дождя?

Подвижная игра: «Дождливая и солнечная погода».

Карточка №2

Наблюдение за ветром

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (загадка):

«Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица».

Основной этап: Вопросы: Как можно определить ветер?

Исследовательская деятельность: Давайте с помощью ветречковопределим есть ли на улице ветер. Пояснение: Ветер –это движение воздуха. Ветер бывает сильным, слабым, теплый, холодный. Если есть ветер –это ветреная погода, если нет ветра –безветренная.

Вопросы: Ветер какой, холодный или теплый? Как вы узнали, что он теплый?

Сильный или слабый?

Как можно еще узнать, что на улице ветер? А вам нравится ветер? Какой? Почему?

Пословица: «Ветер без крыльев летает».

Обобщение: Что такое ветер?

Какой сегодня ветер? Как вы узнали? Вот и определили какая сегодня погода.

Подвижная игра: «Слабый и сильный ветер».

Карточка №3

Наблюдение за солнцем

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (загадка):

«Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет».

Основной этап: Вопросы: Посмотрите на небо и скажите, есть сегодня солнце? Если сегодня есть солнце, то это какая погода? На что похоже солнце? А вам нравится солнце? Можно сказать, что оно красивое? Почему?

Пояснение: Солнце –это ближайшая к нам звезда в Солнечной системе. Солнце от нас находится очень далеко, оно дает нам тепло с помощью своих лучей.

Исследовательская деятельность: Давайте посмотрим на солнце. Что происходит? С помощью чего мы можем посмотреть на солнце? Оденьте солнцезащитные очки. Теперь вы можете смотреть на солнце?

Народные приметы: «Солнце садится в розовый закат – к хорошей погоде. В красный закат – к ветру и ненастью».

Поисковая деятельность: Если мы сядем в тени на лавочку, то какая она будет? А теперь давайте сядем на лавочку, которая стоит под солнцем, какая она? Значит, что солнце делает? (греет).

Обобщение: Что такое солнце? Сегодня солнечная погода? С чем можно сравнить солнце? Можем ли мы смотреть на солнце? Почему? А с помощью чего мы можем посмотреть на солнце?

Слушание песни: «Солнце и туча».

Карточка №6

Наблюдение за облаками

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (стих):

«Облака, облака – кучерявые бока, облака кудрявые, целые, дырявые, легкие, воздушные, ветерку послушные».

Основной этап:Посмотрите на небо и скажите. На небе есть облака? Если есть облака, то как эта погода называется? Какие бывают облака? (кучевые, грозовые, перистые, слоистые). На что похожи перистые облака?Пояснение: Кучевые облака называютсятак потому что держатся на небе кучами.

Какие облака самые большие? (слоистые) Какие облака нам посылают дождь? (грозовые) Какие облака сейчас на небе? Какие они красивые, на что похожи? Вам нравятся облака? Почему? Какие облака нравятся?

Поисковая деятельность: Найти облако, похожее на объект живой и неживой природы.

Приметы: «Если облака плывут высоко - к хорошей погоде, низко - к дождю».

Обобщение:За чем мы сегодня наблюдали? Какие сегодня облака? Какая существует примета? Какие еще бывают облака?

Подвижная игра: «Облачное небо».

Карточка №5

Наблюдение за самокатом

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (стих):

«Мне купили самокат

В детском магазине.

Буду ездить в детский сад

На своей машин.

Пояснение: Самокат – наземное средство передвижения, в основном двухколесное. Несмотря на его название, катится не сам. Ему нужно придать ускорение, удерживать равновесие, поворачивать руль, тормозить. Катание на самокате хорошо сказывается на здоровье.

Вопросы: Из каких частей состоит самокат? Для чего нужен руль? Тяжело ли ездить на самокате?Нужно ли знать ПДД, чтобы управлять самокатом?

Расскажите их.

Вам навиться самокат? Чем? А какие детали вам нравятся больше всех?

Примета:«Если снится трёхколёсный велосипед, значит добиться поставленной цели».

Обобщение: Зачем мы наблюдали? Что нового узнали?

Подвижная игра: «Велосипедист»

Карточка №4

Наблюдение за воробьем

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Организационно-мотивационный этап. Художественное слово (стихотворение):

«Воробей в песке купался, чистил перышки с утра, а народ все удивлялся: «Быть дождю?

Так ведь жара!» Ведь примета есть такая: «Воробей в пыли купается». Каждый житель точно знает: дождь сегодня намечается!»

Основной этап: Посмотрите, кто прилетел на участок к нам? Что делает воробей?

Какой окраски воробей?

Чем питается воробей?

Красивы ли воробей? Чем он вам нравится? Каким цветом клювик? Перья?

Давайте понаблюдаем за воробьем

Пояснение: Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Воробьи встают очень рано, когда ещё темно и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. На ночь воробьи собираются в стаю и ночуют друг с другом, чтобы не замерзнуть.

Обобщение: За кем сегодня наблюдали? Как вы можете описать увиденного воробья? Что вы запомнили о воробье?

Подвижная игра «Ласточки и орел».

Карточка №7

Наблюдение за камнями

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (загадка):

«Вода не размочит

Не ест его пламень.

Нож, саблю наточит,

Зерно мелет».

Основной этап:

Вопросы:Ребята, есть ли на нашем участке камни? Посмотрите, какого цвета камни? Потрогайте камни. Они одинаковые или разные?

Чем они отличаются? Чем камни похожи? А на ощупь они одинаковые? Где вы ещё можете видеть такие камни? Из-за чего появляются много камней?

Нравятся ли вам камни, которые у вас в руках? Почему?

Поисковая деятельность: Найти на нашем участке необычные камни по цветы и размеру.

Исследовательская деятельность: Рассмотреть камни через лупу. Что видно? (трещины, узоры, кристаллики).

Обобщение:За чем мы сегодня наблюдали? Опишите один из камней, который вы нашли. Чем он вам понравился?

Подвижная игра «Ящик ощущений».

Трудовая деятельность: сбор камней на участке и выкладывание из них композиций.

Карточка №8

Наблюдение за бабочкой

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (загадка): «Шевелились у цветка, все 4 лепестка, я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел».

Исследовательская деятельность: Поймать бабочку с помощью сочка и рассмотреть бабочку.

Пояснение: В мире существует много бабочек. От других насекомых бабочек отличает, четыре больших крыла с яркими рисунками.

Окраска и рисунок крыльев – важнейший признак бабочек.

Вопросы:Назовите части тела бабочки? Каким цветом крылышки? Какой формы узоры на крылышках? Как передвигаются? Чем питаются?

На что похожи бабочки? Можно ли брать бабочек в руки?

Нравиться ли вам бабочка? Чем нравится? Что можно сказать про нее?

Примета: «Встретить яркую бабочку – к удаче».

Обобщение: Зачем мы наблюдали? Что нового узнали о бабочке?

Подвижная игра: «Бабочки»

Карточка №9

Наблюдение за елью

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:Художественное слово (загадка):

«Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим: стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем.»

Основной этап: Посмотрите на ель. Вопросы: Как выглядит ель? Что у не есть? Можно ли сказать, что ели красива? Чем она красива?

Исследовательская деятельность:Потрогайте иголки ели. Какие они? Понюхайте иголки ели? Чем пахнет? (хвоей).

Пояснение:Ель – это хвойное дерево. Ей полезно дышать, не будешь болеть. Иголки не опадают осенью, а остаются у нее на всю зиму. Она цветет весной, ее плоды - шишки. Есть ли на нашей ели шишки?Семена служат кормом для птиц (дятел, клёст) и грызунов (мышь, белка).

Пословицы: «Хоть изба елова, да сердцу здорово».

Обобщение: За чем сегодня наблюдали?Что нового узнали о еле? Трудовая деятельность: полив ели.

Карточка №10

Наблюдение за муравьями

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения: Художественное слово (загадка): «Он несет соломинку, к маленькому домику.

Всех букашек он сильней, наш трудяг?»

Основной этап: Исследовательская деятельность: возьмите лупу и посмотрите на муравья.

Вопросы: Что у муравья есть? (шесть лапок, есть голова, грудь и брюшко, усики).

Пояснение: Муравьи –это спасатели леса, они уничтожают вредных насекомых, которые обгрызают листву и кору с деревьев. За помощью к муравьям обращаются даже птицы, ведь муравьи чистят им перья от мелких паразитов с помощью особого вещества –муравьиной кислоты. Вопросы: Где живет муравей? Давайте отпустим его к своим друзьям. Посмотрите, как передвигаются муравьи? Чем питаются муравьи? Муравьи сильные насекомые? За чем муравьям усики? Можно ли сказать, что муравей красивый и сильный? Почему? Пояснение: Они с помощью усиков получают информацию о запахе, вкусе, и сообщают о ней своим собратьям. Приметы: «Муравьи перед дождем прячутся в муравейнике». Обобщение: За кем сегодня наблюдали? Что узнали нового? Какую пользу приносят муравьи?

Подвижная игра: «Муравьи в домике».

Карточка №11

Наблюдение за радугой

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (загадка):

«Дождь кончается – Она появляется, семицветная дуга. Под названием?».

Вопросы: Посмотрите на небо и скажите, есть на небе радуга? Какого цвета радуга? Кто сможет назвать по порядку цвета? Вам нравится радуга? Почему? Пояснение: Цвета в радуге всегда расположены в одном и том же порядке. Вопросы:После какой погоды появилась радуга? Примета: «Вечерняя радуга – предвещает хорошую погоду, а утренняя – дождливую погоду». Поисково-опытническая деятельность:С помощью стекла пропустить свет на любую поверхность и тем самым получить все цвета радуги. Обобщение:За чем наблюдали? Сколько цветов на радуге? Перечислите цвета радуги? От чего появляется радуга? Как самим можно сделать радугу? Задание: «Нарисовать на асфальте цветными мелками радугу.»

Карточка № 12

Наблюдение за одуванчиком

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (загадака):

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в желтый сарафанчик

Нарядился … (одуванчик)

Основной этап: Посмотрите на одуванчик и скажите.

Вопросы:из каких частей состоит одуванчик? Какого цвета одуванчик? Какой формы? Нравится ли вам одуванчик? Почему? На что похож?

Пояснение: Основное цветение одуванчика – начинается в мае, в это время он выглядит очень красиво, желтый и пушистый, со множеством лепестков. Исследовательская деятельность:

Аккуратно потрогайте и скажите.

Какой на ощупь? На что похож одуванчик?

Пояснение: Одуванчик нужен пчелам, именно с него они собирают первый нектар для меда. Они считаются лекарственными растениями. Одуванчик – это лекарственное растение, растет по всей территории нашей страны.

Примета: «Если одуванчики раскрыты, то этот день будет ясным». Пояснение: в июне – июле одуванчик превращается в бело пушистый цветок, его пушинки похожи на что? (зонтик).

Вопросы: Если мы дунем на него, что произойдет? Где по падают эти зонтики, что произойдет?

Обобщение: За чем мы наблюдали? Что узнали?Одуванчик, какое это растение?

Подвижная игра: «Пчелы и одуванчик»

Карточка №13

Наблюдение за грозой

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (загадка):

«Нашумела, прогремела, все промыла и ушла. И сады и огороды, всей округи полила».

Основной этап: Вопросы: Что за явление было на улице? Что вы можете рассказать о грозе? Можно ли сказать, что гроза красивая? Почему?

Пояснение: Гроза – красивое, но очень опасное явление природы. Там, где встречается теплый и влажный воздух с сухим и холодным, образуется грозовая туча.

Вопросы: Какие правила безопасности вы знаете, когда на улице гроза?

Приметы: «Если днем становится очень душно и безветренно, может быть гроза».

Обобщение: Что наблюдали? Что нового узнали о грозе?

Подвижная игра: «Дождливая и ясная погода».

Карточка №14

Наблюдение за туманом

Цель: Продолжать развивать интерес детей к миру природы. Развивать эстетические чувства, Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать.

Ход наблюдения:

Художественное слово (загадка):«Сквозь густую пелену, ничего я не пойму. Дом, деревья, водоем, серый гость накрыл плащом».

Основной этап: Исследовательская деятельность: На скамейке мы положим бумагу и посмотрим, что с ней в конце прогулки произойдет.

Вопросы: Посмотрите на туман. Мы хорошо видим, что за ним? Какой бывает туман? (густой, серый, утренний, предрассветный, легкий, непроглядный) На что похож туман? (дым, пар, облако). Посмотрите на туман и опишите его.

Почему возникает туман? Можно ли сказать, что туман это красиво? Почему?

Пояснение: Туман – это мельчайшие частицы воды, которые испаряясь с теплой поверхности, поднимаются вверх и встречаются там с более холодными. Во время тумана воздух очень влажен. Подышите носом.

Вопросы: Если туман исчезнет, что появится на деревьях? (капельки росы). Может ли туман быть опасен?

Примета: «Если утром туман ложится на землю, то погода в этот день сухой и ясной».

Обобщение:за чем наблюдали? Что нового узнали? Что произошло с листом бумаги?

Подвижная игра: «Туман, замри»

Публикации по теме:

Картотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на июль месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на июль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на январь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на октябрь в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на октябрь в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека.

Картотека наблюдений в осенний период Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.

Картотека наблюдений в зимний период Наблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки, Разукрасила.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Картотека кратковременных наблюдений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Чебан на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека кратковременных наблюдений
Опубликовано: 1 июня 2023 в 17:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД