МААМ-картинки

«Калейдоскоп мордовских подвижных игр» для детей дошкольного возраста

Петрова Елена
«Калейдоскоп мордовских подвижных игр» для детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Калейдоскоп

мордовских подвижных игр для детей дошкольного возраста.

Выполнила: воспитатель

Елена Владимировна Петрова

В рамках недели «Мой родной край» и не только, мы с детьми на прогулке играем в мордовские игры.

Публикация «„Калейдоскоп мордовских подвижных игр“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребятки, сегодня мы с вами на прогулке поиграем в мордовские игры.

Первая игра «Пятнашки», это почти такая же, как игра «Ловишки», но вместо «ловишки» играющих детей ловит «пятнашка».

Сейчас мы начертим границы, за которые вам нельзя выходить и выберем - «пятнашку», поставим в центр, а остальные разбегайтесь по кругу. Раю, раю, раю игру «Пятнашки» начинаю.

По моему сигналу «Лови» (можно свистнуть в свисток) начинаем играть.

(воспитатель не молчит, подсказывает, говорит как нужно вести себя во время игры).

Дети бегают по площадке, а «пятнашка» пытается догнать кого-нибудь и коснуться рукой («запятнать»). Тот ребенок, кого «запятнали», покидает пределы площадки. После того, как «пятнашка» сумеет «запятнать» 3—6 играющих детей, воспитатель может остановить игру и заменить его новым «пятнашкой».

Цель: развивать координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничеств.

Вариант игры: первый же ребенок, кого «пятнашка» сумел «запятнать», становится «пятнашкой», а «пятнашка» занимает его место.

Понравилась вам эта игра? Да! Тогда в следующий раз мы опять будем в неё играть. А кто нибудь из вас запомнил, как называется эта игра? Правильно. «Пятнашки» - мордовская игра.

А сейчас мы с вами поиграем в мордовскую игру «Прихлопни комара». Возьмёмся за ручки, сделаем кружочек. Я встану в центре круга. А это у меня будет комар (показывает детям). Комар будет летать. (показывает детям) А вы должны подпрыгивать на 2 ногах и суметь ладонями «прихлопнуть комара».

(Если ребенку удалось прихлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наиболее, ловких, сумевших «прихлопнуть комара»).

На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут (можно гимнастическую палку, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.

Цель игры: совершать прыжки на двух ногах или отталкиваться одной ногой, в зависимости от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром.

Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».

Ну, как ребята, понравились вам мордовские игры? Мы с вами еще не раз поиграем в мордовские подвижные игры и разучим новые.

Мордовская народная игра, которая называется «В гусей и волка» («Мацикс да врьгакС» - Мокш.).

Для пробуждения интереса к этой игре я расскажу детям мини-сказку. Воспитатель (обращается к детям) :

- Ребята! Жил-был под горой волк. Далеко от дома на лугу, паслись гуси. Хозяйка позвала гусей домой. Но волк был голодный, побежал за ними, хотел поймать. Быстро бегали гуси, ни один из них не попал волку в лапы. Итак, голодный волк вернулся к себе в логово.

- Скажите, кто быстрее бегает, волк или гуси?

Дети:

- Гуси. Воспитатель:

- Правильно!

- Хотите поиграть в эту игру?

Воспитатель:

- Послушайте правила игры.

- Под горой живет волк. (Воспитатель отводит ребенка на одну сторону площадки).

- Тя врьгаз.

- Волком будет Кирилл. Воспитатель надевает маску волка.

- Вы - гуси. Нят мацихть. Я - хозяйка.

- Гуси живут на другой стороне площадки. Гуси должны летать врассыпную, никого не толкать. Волк может ловить гусей только после слов: «Как хотите, убегите, но себя поберегите!». Пойманные гуси выходят из игры.

Игра начинается. Воспитатель:

- Гуси, выходите в поле погулять, зеленую травку пощипать. «Дети-гуси» летают, щиплют травку. Хозяйка зовет гусей домой. Идет

перекличка. Хозяйка:

- Гуси-лебеди, домой! Дети:

- Серый волк под горой! Хозяйка:

- Серый волк костер разводит, вас жарить собирается. «Как хотите, убегите, но себя поберегите!».

Гуси бегут домой, волк их ловит. Игра заканчивается.

Воспитатель в конце игры подводит итог :

- Ребята! Роль волка дети выполняли правильно, до детей дотрагивались рукой. «Дети-гуси» бегали по площадке осторожно, никого не толкнули, не обидели.

-Молодцы!

- Встанем в круг. Сделаем дыхательную гимнастику «Воздушные шары».

- Поднимаем руки через стороны вверх (делаем вдох через нос, хлопок над головой - «шарик лопнул», руки опускаем через стороны вниз, произнося «с – с - с» - «шарик спустился» (1 мин.).

Воспитатель:

- А теперь, чтобы наша осанка была красивой, выполним упражнения. 1. Упражнение «Танец медвежат».

Цель: укреплять мышцы нижних конечностей и мышечного корсета позвоночника.

- Ребята! Представьте себе, что вы - маленькие медвежата, которые решили потанцевать.

И. п. : положите руки на пояс, выполняем полуприседы. Темп средний.

2. Упражнение «Мышка и мишка».

Цель: укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку, улучшить координацию движений. Воспитатель:

- У Мишки дом огромный.

Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох, произнести «ш-ш-ш» (1 мин.).

Мышка ходит

В гости к Мишке,

Он же к ней

Не попадет.

Итог.

Воспитатель:

- Ребята! Скажите, что мы сегодня с вами делали?

- Как назывались игры?

- Какая игра тебе понравилась, Рита?

- А тебе, Кирилл? Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Мы с вами еще не раз поиграем в мордовские подвижные игры и разучим новые.

Котел

В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять двенадцать штук, которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50—60 см, диаметром 2,5 см.

Ведущий с расстоянии 2—3 м бросает небольшой мяч и яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку. Гак играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры.

Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Салки

Ямки-салки роют по размеру мяча (3—4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5- 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Круговой

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры.

Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

«В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

«В горшочки»

(«Чакшкинесэ» — эрз.)

Играющие делятся на две группы. Дети — горшки, усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин. Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Мисакчакшат? Продашь свой горшок?

Миса. Продам.

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка и бегут навстречу друг другу. Кто успевает первым прикоснуться руками к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся игрок становится водящим.

Игра начинается сначала.

Правила игры. Нельзя мешать бегающему вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым прикоснется к голове горшка. Бежать в разные стороны только после того, как дотронуться руками до горшка.

«Раю — раю»

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю — раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела? Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

«Игра в бусы»

(«Эрьгинесэ» — эрз.)

Играющие — девочки (5 — 7 человек). У каждой девочки по бусинке. По количеству играющих делаются горки из песка или земли. Очередность выбора горки и ведущей определяется с помощью палки. Каждый играющий хватается за палку рукой. Кто за кем успеет ухватиться, так и будет выбирать горку. А тот, чья рука окажется наверху, будет ведущим. Последний собирает у всех игроков бусинкии прячет их вместе в одной из горок. В это время играющие отворачиваются или закрывают глаза, чтобы не видеть, в какой горке прячутся бусинки. Затем поворачиваются и поочереди начинают выбирать себе горку. Выигрывает тот, кто выберет горку с бусинками, которые он забирает себе. Игра продолжается.

Правила игры. Когда водящий прячет бусинки, играющие не должны подглядывать.

«В базар»

(«Базарсо» — эрз.)

Играют в эту игру в чистый понедельник (первый понедельник после масленицы, около снежной кучи, где играли в карусель. Жердь от колеса отвязывают, колесо остается на колу. Для игры нужны старые лапти. Жеребьевкой выбирается продавец, который берет в руку веревку, к концу которой привязан лапоть. Продавец ходит вокруг колеса и продает лапти:

-Калт, калтрамадо! Рыбу, рыбу покупайте!

Играющие подходят к колесу и стараются взять лапоть, а продавец должен коснуться их лаптем, привязанным к веревке. Если продавцу удается коснуться кого-либо, тот встает на его место. Если же игроки растаскивают все лапти, а продавец никого не успеет задеть, его проводят через строй, и каждый участник игры хлопает его по спине своим лаптем. Затем игра начинается сначала.

Вариант: лапти можно заменить варежками.

Правила игры. Продавец может только легко касаться лаптем, но не ударять.

Литература.

1. Бурляева О. В. и др. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования»; С. 2011.

2. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. «Формирование правильной осанки», изд-во «Учитель», 2008.

3. Кочеткова Л. В. «Оздоровление детей в условиях детского сада», творческий центр, М., 2005 г.

4. Амосова Т. Ю. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой», М., 2009 г.

Публикации по теме:

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста к «Всемирному Дню защиты пчёл»Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста к «Всемирному Дню защиты пчёл» П/И «Пчёлки ЛЕТАЮТ» Все дети - пчёлки. Они встают в один угол комнаты, отгороженный стульями или шнуром – это улей, с проходом для пчёлок.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Воробышки и кот». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста Ай, дудуАй, дуду, дуду, дуду! (Руки на поясе, делаем неглубокие приседания.) Идет ворон по лугу, (Шагаем на месте, высоко поднимая колени.).

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста КОТ И МЫШИЗадачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям. Описание: Дети – «мыши».

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. 1. Подвижная игра «Ключи» Цель: развитие ловкости, быстроты реакции. Воспитатель.

Картотека подвижных игр на прогулке для детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры спортивного характера для детей 5-6 лет. 1. Подвижная игра «Мы веселые ребята» Цель игры: формировать навыки двигательной.

Картотека подвижных игр на прогулке для детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры спортивного характера для детей 5-6 лет. 1. Подвижная игра «Перебежки» Цель игры: формировать навыки двигательной активности.

Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.

Картотека зимних подвижных игр на прогулке для детей дошкольного возрастаКартотека зимних подвижных игр на прогулке для детей дошкольного возраста Зимние подвижные игры на прогулке полезны для развития двигательной активности, внимания, быстроты, ловкости, меткости, глазомера. Подвижные.

Конспекты подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Бегите ко мне!» Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Библиотека изображений:

Публикация «Калейдоскоп мордовских подвижных игр» для детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Петрова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Калейдоскоп мордовских подвижных игр» для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2023 в 13:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД