Получи документы

Как учить ребёнка рисовать

Харькова Елена
Как учить ребёнка рисовать

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ

ХАРЬКОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

МДОУ – ДЕТСКИЙ САД № 44 «КОЛОКОЛЬЧИК»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ С МАЛЫШАМИ

Любой малыш от года до трех лет в ходе развития рисования проходит несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ЗНАКОМСТВО С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ – КАРАНДАШАМИ, КРАСКАМИ, МЕЛКАМИ И ДРУГИМИ.

Публикация «Как учить ребёнка рисовать» размещена в разделах

На первом этапе рисования мы даем возможность малышу поэкспериментировать с красками или с карандашом, но при этом не даем заданий что-то изобразить.

Однако, посмотрев на случайно получившийся рисунок ребенка, мы можем придать смысл тому, что у него вышло: «Ой, смотри, дым идет»! (говорим, показывая ребенку на каракули в виде кругов и штрихов). Или: «Это у тебя дождик идет кап-кап-кап-кап» (если малыш чертит карандашом сверху вниз)

ВТОРОЙ ЭТАП. МАЛЫШ ПОДРАЖАЕТ ВЗРОСЛОМУ В РИСОВАНИИ

Малыш в этом возрасте еще не может поставить себе задачу как взрослый ( пример такой задачи для взрослого: «Буду рисовать зайчика»). Даже если ребенок 2 лет и поставит перед собой такую задачу («Хочу нарисовать снег», то он быстро ее потеряет и вместо на снега на рисунке получится то, что получится :).

Поэтому игровую задачу и задачу для рисования продумывает и ставит ребенку взрослый, он показывает, что и как можно нарисовать, передает малышу способы действий с изобразительными материалами.

На этом этапе чаще всего взрослый заранее готовит фон и придумывает тему для рисования, а малыш дорисовывает фрагменты на этом фоне.

ПРИМЕР 1: В рисовании на тему «Салют» взрослый рисует заранее во время сна ребенка (чтобы он не видел) ночной город, а потом предлагает ему готовый фон. После праздника и наблюдения салюта в небе взрослый предлагает малышу изобразить салют, и малыш тычком кисточкой делает в небе «салют» — такой же, какой он видел на небе. Ниже представлена примерная схема — алгоритм такого рисунка.

ПРИМЕР 2: Учим малыша раскрашивать и создаем игровую ситуацию. Взрослый рисует на белом листе бумаги автомобиль и дорогу. Говорит, что дорога белая и нужно ее почистить от снега. Малыш раскрашивает дорогу серым или коричневым цветом («расчищает снег» для того, чтобы по дороге смог проехать автомобиль).

Именно на этом этапе взрослый показывает малышу способ применения кисточки и карандаша.

Самые первые приемы рисования кисточкой — это рисование примакиванием и рисование тычком. Важно, чтобы мы в показе каждое свое действие в рисовании сопровождали речью и чтобы эти действия и речь были ритмичными Например, примакиваем кисточку и говорим «кап» на каждую получившуюся каплю дождя. Кап-кап-кап-кап — получается ритм дождя и ритмичные движения кисточкой рукой по листу бумаги. Ребенок подражает взрослому.

Часто на этом этапе можно на первых порах использовать прием «рука в руке», то есть взять ручку малыша в свою руку и рисовать сначала вместе. Взрослый направляет своей рукой ручку ребенка. Потом постепенно мы ручку ребенка отпускаем, и он начинает действовать сам.

ТРЕТИЙ ЭТАП. МАЛЫШ МОЖЕТ НАРИСОВАТЬ ОБРАЗ ПО СВОЕМУ ЗАМЫСЛУ ИЛИ ПО ПРОСЬБЕ ВЗРОСЛОГО ИЛИ ИГРУШКИ

На этом этапе мы обучаем малышей рисовать кругообразные линии, т. к. они самые сложные для маленького ребенка. Например, он уже может нарисовать зайку, мячик, снеговика. Этот этап приходит ближе к возрасту трех лет.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Можно выделить условно несколько видов игровых занятий по рисованию с малышами раннего возраста.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МАЛЫШЕЙ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С НИМИ, С ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, ЛИНИЕЙ

Рисование малышей начинается не с изображения мячика, птички, дорожки или какого-то другого объекта из его жизни. Оно начинается с экспериментирования ребенка с самим материалом – красками или карандашами – и познания свойств и качеств красок.

Рассмотрим, как же лучше познакомить малыша с новыми для него предметами — карандашом и красками, кистью.

Знакомим малыша с красками как с новым предметом

Прежде чем что-то изобразить малышу важно познакомиться с красками как с необычным новым предметом — просто поводить пальчиком с краской по листу бумаги и познать, что, оказывается, краска оставляет на бумаге след! И следы эти могут быть разные – и точечки (ставим пальчик вертикально, и полосочки (ведем пальчик по бумаге вниз и получаем «дорожку», и даже загогулины самых причудливых форм!

Дайте возможность малышу смешивать разные краски, пробовать их наносить на гладкую и на шершавую бумагу и наблюдать отличия.

Конечно, такое знакомство пройдет у малыша не за один раз. Ему потребуется некоторое время и помощь взрослых чтобы обследовать новый предмет со всех сторон.

Если ребенку не дали прожить этот период, то тогда возникает такая ситуация. Когда взрослый сразу же дает в руки малышу новый предмет и начинает объяснять приемы рисования и хочет научить чему-то ребенка, то малыш его не слушает, он поглощен новым предметом, тянется к краске, хочет попробовать ее на зуб, не слушается, капризничает. Ведь его исследовательские потребности не были удовлетворены. Когда же малыш уже знаком с данными предметом, то он с удовольствием начинает познавать, что оказывается, с его помощью вот что можно делать! И готов с Вами пробовать рисовать новыми для него способами.

Знакомим малыша с карандашом как новым предметом

Перед тем, как начать рисовать карандашом, малыш сначала знакомится и с карандашом как с предметом – он может его катать, пытаться сделать из карандашей лесенку или ставить их вертикально, специально ронять со стола и снова класть на стол и снова ронять, рвать карандашом бумагу, стучать карандашами как палочками друг о друга.

Нельзя запрещать такие обследовательские действия малышу. Наоборот, надо их поощрять, поддержать познавательные действия ребенка. Обычно этот первый «обследовательский» этап ребенок проходит с 1 года до 2 лет. Чем раньше попадут ему в руки карандаш или краски, тем раньше закончится этот этап.

Делаем важный вывод для начала наших занятий рисованием с самыми маленькими :

Вывод 1. Самые первый вид занятий для всех малышей — это знакомство с изобразительными материалами. Это объясняется тем, что у всех детей сначала наблюдается первый этап — возникает интерес к материалу (карандашам, краскам, мелкам, — и только после его удовлетворения развивается интерес к рисованию определенных объектов, воплощению жизни в линии и цвете. Если мы заранее не познакомили малыша с краской и кисточкой и надеемся, что он тут же начнет рисовать задуманную нами картинку – то чаще всего ничего не получится. Ребенок будет вместо рисования обследовать новые для него интересные предметы. И это нормально и закономерно для его возраста.

Вывод 2. Очень важная наша задача на этом этапе рисования детей – в игре незаметно для малыша помочь ему разглядеть в его случайно получившихся изображениях что-то похожее на жизнь. Например, в нарисованных малышами точечках увидеть летом — дождь, а зимой – снег, а может быть и… одуванчики на лугу (в зависимости от сезона и от впечатлений ребенка в жизни, в зеленых овалах «опознать» и назвать ребенку огурцы, а в красных кружках – мячики, в зеленых вертикальных штрихах – травку, а в разноцветных пятнах на черном фоне – салют. И только после этого малыш начнет сознательно изображать на листе бумаге то, что он видит в жизни.

СВОБОДНОЕ РИСОВАНИЕ МАЛЫШЕЙ

Дети рисуют сами что хотят, как хотят и сколько хотят.

Наша задача – обеспечить им для этого творческую среду (например, закрыть стол клеенкой или постелить на полу пленку, дать краски, карандаши, мелки. И после рисования вместе с ребенком и с его посильной помощью навести порядок и всё убрать на место.

Нужно учесть, что «среднестатистический» малыш в возрасте с 1 года до 3 лет обычно начинает уставать после 10-15 минут любого занятия в сидячей позе, в том числе и рисования. Поэтому если Вы увидите признаки утомления, то можно переключить малыша на что-то другое (пойти на прогулку, почитать книжку, поиграть в подвижную игру с игрушками по мотивам его рисунка).

Малыш рисует что-то конкретное вместе со взрослым. Взрослый помогает и направляет, задает игровой сюжет, показывает ребенку приемы рисования, правильный захват пальчиками кисточки и карандаша и т. д.

сказал, что наш способ рисования – единственно верный и лучший для любого человека? Ребенок имеет полное право изобрести свой способ рисования!

В детских садах и в детских центрах создание развивающей среды для развития рисования ребенка планируется обычно так: 2 обучающих игровых занятия по рисованию, затем третье – рисование по замыслу малышей. И снова 2 обучающих занятия и после них – третье рисование по замыслу ребенка или его экспериментирование с красками. Плюс ежедневно в свободном доступе у детей каждый день есть краски и карандаши чтобы рисовать по замыслу.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

С маленькими детьми можно использовать достаточно разнообразные способы рисования. Например:

рисование тычком,

рисование примакиванием,

рисование штампами

рисование линий (вертикальных и горизонтальных,

рисование круговых линий,

рисование пальчикам — отпечатки пальчика на бумаге

Какие темы и сюжеты по рисованию вертикальных линий карандашом и кистью мы можем предложить ребенку:

• Рисуем заборчик для петушка (спрячем петушка от лисички,

• Рисуем, как растет на лужке зеленая травка движениями сверху вниз,

Дождик капает из тучки на лужок и на цветочки: кап-кап-кап-кап,

• Рисуем железную дорогу для поезда, на котором к нам в гости приедет зайка, можно рисовать с группой детей и соединить все рисунки в длинную общую железную дорогу по комнате или по залу,

• Падают капли — сосулька весной растаяла: кап-кап-кап.

• Нарисуем к воздушным шарикам ниточки,

• Осенью падают, падают листья на землю – Оп! Упал! Оп! Упал! (рисуем вертикальной линией траекторию падения листочка вниз)

• Рисуем колючки у ежика.

• У зайчат сломалась щетка для уборки. Помогаем ее починить :).

Одновременно на первом этапе мы учим малыша правильно держать кисточку и пользоваться красками.

Как правильно держать кисточку:

• Кисточку держим сразу за металлическим наконечником (ребенку объясняем, что это такая красивая блестящая юбочка у Волшебницы Кисточки, и мы ее не трогаем).

• Захватывается кисточка тремя пальчиками. Она находится между большим и средним пальцем, а сверху дополнительно удерживается указательным пальчиком.

• Рука при проведении линий не лежит на рисунке, а находится на весу (иначе рукой мы можем размазать краску по бумаге и испортить и рисунок, и одежду).

Кругообразные движения рукой — это самый сложный для ребенка вид линий и движения рукой. Обычно малыши способны освоить кругообразные движения с 2, 5 лет и ранее этого возраста мы им такие задания не предлагаем.

Идеи для игровых занятий по обучению рисованию кругов и овалов :

• клубочки для котят («намотаем нитки на клубок»,

• рисуем солнышко и лучики к нему,

• цветочки (взрослый рисует стебли, а ребенок на них рисует цветки,

• идет дым из трубы в деревне,

• вкусные сушки или баранки для бабушки или другого персонажа,

«помешиваем кашку» (Сорока – ворона,

• снежный ком,

• снеговик,

• мячики,

• часы,

• колеса для машин, для игрушечной тележки,

• неваляшка,

• цыпленок,

• жуки в траве.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Для Вас, родители. «Как учить детей уважать старших?» «Как учить детей уважать старших?» «С годами люди становятся мудрее» - очень часто мы слышим от наших родителей, людей старшего поколения.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?»Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?» Эта консультация может быть полезна для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей. Часто бросается в глаза, как ходят.

Рекомендации для родителей «Как учить ребенка» Когда ребенок начинает говорить, то вы должны ему помочь своими действиями. С первых дней, как только ребенок будет пытаться с вами говорить,.

Стихи по теме «Профессия 6», направлены на ознакомление ребёнка с пользой профессии, с личным участием ребёнка в событиях Уважаемые педагоги, в настоящей публикации рассматривается три профессии: машинист поезда, овощевод, пекарь-кондитер. Направленные на объяснение.

Фотоотчет «Вместе учить ПДД веселее!»Фотоотчет «Вместе учить ПДД веселее!» Правила дорожные детям знать положено! Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге, по-прежнему, остаётся одной из важнейших.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Как учить ребёнка рисовать (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Харькова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Как учить ребёнка рисовать
Опубликовано: 13 октября 2020 в 20:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД