Получи документы

Консультация для родителей «Как учить ребенка читать?»

Оксана Лапина
Консультация для родителей «Как учить ребенка читать?»

Современные родители хотят видеть малыша умным, ода­ренным, способным покорить воображение близких, знако­мых, умением читать и счи­тать чуть ли ни с младенче­ства. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребе­нок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и пи­сать?

Публикация «Консультация для родителей „Как учить ребенка читать?“» размещена в разделах

Прежде всего, ребенок дол­жен уметь правильно соотно­сить между собой слуховые, произносительные и графи­ческие образы звуков. В этом сложном синтетическом про­цессе одновременно принима­ют участие разные психичес­кие способности ребенка. Пе­ речислим их:

Зрительное, пространствен­ное восприятие помогает узна­вать и отличать буквы между собой, ориентироваться на ли­сте бумаги, определять направ­ление слева направо, сверху вниз.

Зрительное внимание, па­мять способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материа­ла, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие (рече­вой слух, внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их по­следовательности.

Кинестетическое (мышеч­ное) восприятие формирует произносительные образы зву­ков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку :

услышать и правильно по­вторить звук, определив пра­вильность его произнесения;

соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;

правильно подобрать бук­ву к звуку, который он сам теперь произносит или произ­носит про себя;

напечатать букву и правиль­но прочитать.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;

выделять слог из слова;

выделять слово из предложения;

соединять звуки в слог;

составлять из слогов слово;

составлять из слов предложения.

Конечно, учить читать и печатать буквы ребенка должен специ­алист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ре­бенка.

Учить ребенка читать и печатать можно с раннего возраста.

Для успешного обуче­ния приведу несколько сове­тов.

1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и на­зывают — гласные. При про­изнесении гласных звуков воз­дух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся соглас­ные. Попробуйте пропеть, про­тянуть звуки [п], [н]. Эти зву­ки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, что­бы их не пели, не кричали, их так и называют — согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки — Б [б], П [п], М [м], а не Мэ, Пэ.

2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять за­данный звук из потока дру­гих звуков.

Задания и вопросы

— Хлопни, когда услы­шишь звук [а] среди других звуков

—Хлопни, когда услы­шишь в слоге заданный звук.

—Найди и назови картин­ки, в названии которых ты ус­лышишь заданный звук.

—Хлопни, когда услы­шишь в слове заданный звук.

—Какой один и тот же звук ты услышал bq всех про­изнесенных словах?

—Кто больше назовет слов на звук [а]?

—Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что рас­скажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом?

И так со всеми звуками.

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обо­значает этот звук, мы видим и пишем [А-А-А].

Задания и вопросы

—Какой звук я произнес­ла?

—Как ты определил, что это звук [а]?

—Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?

—Давай, слепим ее из пла­стилина, нарисуем, выложим из палочек.

— Сколько и каких пало­чек нужно для буквы А.

— Одинаковой длины или разной?

Найди и покажи эту букву среди других букв.

— Зачеркни все буквы А. И так со всеми буквами.

4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком.

Задания и вопросы

—Произнеси слово авто­бус.

—Какой первый звук в этом слове? Звук [а].

—Какой это звук? Глас­ный.

—Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы поло­жим квадратик в нашем сло­ве? В начале слова.

5. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.

Задания и вопросы

—Послушай и скажи, оди­наково ли звучат эти соглас­ные звуки [п] — [пь], [т] — [ть].

—Как произносятся пер­вые звуки? Твердо.

—А как вторые? Мягко.

Можно послушать, как про­износятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка — перышко.

Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как травка, обозначим их ка­ким цветом? Зеленым.

Поиграйте с этими звука­ми. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом — мяг­кий (лук — люк).

6. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка.

Задания и вопросы

—Послушай звуки, закрыв ушки ладошками [п]—[б]; [т]-[д]; [с]-[з].

—Когда произносишь пер­вый звук с закрытыми ушка­ми, что слышишь? Ничего.

—Мы знаем, что он соглас­ный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук.

—Когда произносишь вто­рой звук с закрытыми ушка­ми, что слышишь?

—Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы зна­ем, что этот звук согласный, твердый, а теперь мы узнали, что он звонкий, как колоколь­чик.

Когда ребенок научится слы­шать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

7. Покажите ребенку раз­ницу в произнесении слов и отдельных звуков.

Задания и вопросы

— Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держат­ся» друг за друга: «Меня зо­вут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассы­паются.

Обучение чтению начинает­ся с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сра­зу второй — АП».

При открытом слоге: «Сло­жи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй — ПА».

8. Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], они, кроме [ч], [щ], — твердые. Когда они «дружат» с гласными звука­ми [и], [е], [ё], [ю], [я], кроме [ж], [ш], [ц], — мягкие.

Без гласных не получится слога, а без слога не получит­ся слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Вместе с ре­бенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем са­мым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

Запомните:

звуки [ж], [ш], [ц] — все­гда твердые;

звуки [ч], [щ]— всегда мягкие.

звук [й] — мягкий соглас­ный.

9. Все гласные второго ряда [е] [ё] [ю], [я] произносите

кратко, не растягивая.

Поиграйте в игру «Волшеб­ные звуки» и покажите ребен­ку, как с помощью гласных согласные из твердых превра­щаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком пер­вые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитан­ного.

Обучая детей чтению, учи­тывайте очень важный мо­мент — развитие мелкой мо­торики необходимо для ус­пешного обучения ребенка письму.

Публикации по теме:

Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами»Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами» Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами Рекомендации для воспитателей и родителей. После того, как ребенок освоит все буквы.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как читать сказки детям» Консультация для родителей на тему: «Как рассказывать сказки детям дошкольного возраста?» Сказка – это сокровищница словесного творчества.

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу»Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.

Консультация для родителей «Когда начинать детей учить рисовать?» Приступить с ребёнком, рисовать можно уже с 2-3 х. лет, в этом возрасте ваш ребёнок, несомненно, уже созрел, и готов к рисованию, по созданию.

Консультация для родителей «Зачем детям учить стихи наизусть»Консультация для родителей «Зачем детям учить стихи наизусть» Консультация для родителей: «Зачем детям учить стихи наизусть?» Моя воспитанница Маша читает стихотворение Е. Ф. Трутневой «Утром мы во двор.

Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?»Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?» Конечно, универсального ответа и рецепта нет, очень многое зависит от душевного и духовного состояния воспитателя. В их числе – родители,.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для родителей «Как учить ребенка читать?» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Лапина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Как учить ребенка читать?»
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 13:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД