МААМ-картинки

Краткосрочный проект «Как на масляной недели» в старшей группе

Надежда Трушина
Краткосрочный проект «Как на масляной недели» в старшей группе

Краткосрочный проект в старшей группе (5-6 лет).

Тема: «Как на масляной недели…»

Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта :

Публикация «Краткосрочный проект „Как на масляной недели“ в старшей группе» размещена в разделах

Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

А так же, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель:

Формирование маленького гражданина посредствам приобщения детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям. (Празднование «Масленицы»)

Задачи:

расширить представления детей о русском народном празднике

Масленица его обычаях и традициях;

обогатить духовный мир детей, через ознакомление различными

формами русского народного фольклора;

привлечь родителей к совместному участию проектной деятельности;

развивать творческие способности, интерес к совместной деятельности;

развивать духовно-нравственные и патриотические качества: доброту, великодушие, чуткость внимание и понимание друг к другу;

Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников.

Новизна проекта- заключается в привлечении и не посредственном участие родителей совместно с детьми в данном проекте, что позволит сформировать у детей не обходимые представления, знания о народном празднике «Масленица».

Формы реализации проекта, через образовательные области:

Познавательное развитие:

НОД

беседы

дидактически игры

совместная деятельность

загадывание загадок.

Речевое развитие:

Чтение стихотворений и художественных произведений

Разучивание закличек, русских народных песен, игр

Обыгрывание сценки «Блины».

Социально – коммуникативное развитие:

Тематические беседы

просмотр мультимедийной презентации

просмотр мультфильмов

рассматривание репродукции картин.

Художественно – эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность

Прослушивание русской народной музыки

Создание творческих работ детей и родителей

Совместная деятельность (праздник) детей и их родителей.

Физическое развитие:

Подвижные игры, хороводные игры, народные игры -забавы.

Методы:

Наглядные;

Словесные;

Игровые;

Практические.

Планируемые результаты:

Получат новые знания о народном празднике Масленице;

Проявят интерес к народным традициям, культуре, истории своего

народа.

Познакомятся с различными формами народного фольклора;

Научатся активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной игровой и продуктивной деятельности.

Родители проявят интерес к образовательному процессу ДОУ, развитию творчества, знаний и умений у детей;

Этапы реализации проекта.

1 этап - Подготовительный:

Анкетирование родителей «Народные праздники дома», беседа – опрос детей, родителей по теме проекта.

определение цели и задач проекта;

ознакомление и привлечение совместному сотрудничеству родителей

к проектной деятельности (рекомендации по проекту);

Разработка содержания проекта, составление плана работы;

Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие, конспект, мультфильмы, презентация, репродукция картин);

Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

Подбор материалов, костюмов для продуктивной деятельности;

Заучивание закличек, песен, стихов;

Подготовка к празднику Масленице;

Разработка содержания плана основного этапа проектной работы.

2 этап - Основной:

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»

День недели Совместная деятельность с детьми Цель

Знакомство детей с народным праздником масленица

Первый день Масленицы

«ВСТРЕЧА»

1. Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица».

2. Беседа «Что за праздник Масленица?

- чтение стихотворения «Масленица»

- презентация «Масленица идет».

3. Рассказ о праздновании первого дня:

- прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка»; заучивание масленичных закличек, потешек, частушек, пословиц, наигрышей.

4. Продуктивная деятельность:

- Рисование «Масленица»

Домашнее задание для родителей: «Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье. Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к народной культуре.

Второй день Масленицы «ЗАИГРЫШ»

1. Рассказ о праздновании второго дня.

2. Просмотр презентации «Обрядовые куклы-обереги»

3. Продуктивная деятельность:

- совместное изготовление вместе с детьми кукол - масленичек.

4. Подвижные, народные игры и забавы во время НОД по физической культуре: «Блины», «Лепешки», «Масленичные ворота», «Горелки», «Третий лишний», «Петушиный бой»

4. Просмотр м/ф «Смешарики. Масленица», «Ишь ты, Масленица, «Крылатый, мохнатый, да масляный»

5. Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»

Третий день масленицы «ЛАКОМКА»

1. Рассказ о праздновании дня «Лакомка»

2. Беседа «Значение и символика блинов»

3. Беседа о семейной традиции выпекать домашние блины на Масленицу

4. Художественно – творческая деятельность:

- рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)

6. Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины» и стихотворения: Д. Кузнецова «Блины», масленичных закличек.

7. Продуктивная деятельность : выпечка блинов

8. Игровая сценка «Блины»

9. Изготовление атрибутов к празднику.

Домашнее задание. Подготовка к выпуску сборника рецептов «Блинный пир, на весь мир» совместная деятельность детей и родителей. (выпечка блинов)

Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

Четвертый день масленицы «РАЗГУЛЯЙ МАСЛЕНИЦЫ»

1. Рассказ о праздновании дня «Разгуляй»

2. Просмотр видео материала «Масленица гуляет, все на праздник созывает».

3. Развлечение «Веселый карнавал» с играми, потехами, песнями, плясками».

катание с горки на ледянках, ватрушках, постройка крепости, «Петушиный бой», «Перетягивание каната»

6. Изготовление атрибутов к празднику.

Домашнее задание для родителей и детей: семейные вечерние посиделки «Мы за чаем не скучаем»; изготовление листовки с рецептами блинов для обмена между семьями воспитанников.

Пятый день «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»

1. Рассказ о проводах масленицы и прощеном воскресении.

2. Итоговое мероприятие «Широкая масленица» Массовое гуляние «Проводы Масленицы» на участке детского сада с игры с пением, забавами, сжигание Чучело.

- Чаепитие с блинами

Создать радостную атмосферу праздника.

Пробудить интерес и приобщить детей совместно с родителями к народным традициям.

3 этап - Заключительный:

Оформление выставки продуктивной деятельности :

поделки кукол «Оберег»,

рисунки «Тарелочка для блинчиков», «Госпожа Масленица»

Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;

Итоговое мероприятие. Массовое гуляние «Как на масляной недели…»

Чаепитие «За самоваром не скучаем – блины, оладьи уплетаем!»

Ожидаемые результаты:

Дети имеют первичные представления о празднике Масленица, о народных играх, обрядах;

Умеют изготавливать кукол-масленичек (кукол - оберегов);

Знают заклички, пословицы, стихи, песни, хороводы о празднике Масленица;

С интересом участвует в народных играх;

Проявляют интерес к народным традициям, культуре, истории своего

народа;

Познакомились с различными формами народного фольклора;

Научились активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной игровой и продуктивной деятельности;

Родители активно включились в образовательный процессу ДОУ;

Создана методическая копилка по теме проекта.

Приложение 1

1 день «Встреча»

«Что за праздник масленица»

Цель: знакомство детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Задачи:

.— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.

— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

— Развивать координацию речи с движением.

— Развивать внимание, любознательность.

— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.

Вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворений, прослушивание русских обрядовых песен и рассматривания слайдов на тему Масленица.

- Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.

Ход занятия

1. Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему «Масленица».

2. Чтение стихотворения «Масленица»

3. Презентация «Масленица идет»

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

Пеките блинцы!

(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

Мажьте масленее

(поглаживают друг другу ладони)

Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)

Подайте блинца!

(протягивают руки вверх ладонями)

Игра «Блины»

(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:

1. «Блин комом» - все подпрыгивают.

2. «Блин с маслом» - все приседают.

3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.

4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.

5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)

Стихотворения, поговорки, заклички, частушки по теме «Масленица»

Домашнее задание для родителей: «Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье.

Приложение 2

2 день вторник «Заигрыш»

Беседа «О праздновании второго дня масленицы»

Совместная деятельность «Изготовление куклы – масленички из салфеток»

Цель: знакомство с техникой изготовления кукол из салфеток.

Задачи:

1. Изучить новые приемы работы.

2. Приобрести новые умения и навыки при работе с бумагой.

3. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

4. Просмотр презентации «Обрядовые куклы – обереги»

Изготовление аналога обрядовых кукол – оберега.

Физкультминутка

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно.

(Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

3. Практическая работа:

Народные игры, игры- забавы, хороводные игры.

Хороводная игра ОЙ, БЛИН ЗОЛОТОЙ!

Русская народная игра «Звонарь»

Русская народная игра «Ручеёк»

Подвижные игры :

Снежный тир,«Петушиный бой»

Эстафета “Блины”,«Воздушный блинчик», «Перенеси блины»

Дидактическая игра ;«Какие бывают блины?», «Попади снежком в ледяную крепость»

Просмотр м/ф «Ишь ты, Масленица», «Крылатый, мохнатый, да масляный»

Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»

3 день

Беседа о праздновании третьего дня масленицы, семейные традиции выпекать блины на масленицу.

Игра: «Блины и лепешки», игра–кричалка «Блины – Лепешки», «Испеки блины»

Загадки!

Хороводная игра «Блинок»

Продуктивная деятельность : выпечка блинов

Игровая сценка - экспромт «Блины»

Для проведения этой веселой игровой сценки поставить 4 стула и рассадить в таком порядке: ДЕД с БАБКОЙ посредине, БЛИН около БАБКИ, СОСЕДКА около ДЕДА. Участникам объяснить правила: каждый раз, как будут слышать имя своего персонажа – делают соответствующие движения.

Действующие лица и движения персонажей:

БЛИН - оббегает вокруг стульев, как бы танцуя лезгинку,

СОСЕДКА – грозит пальцем деду

БАБКА – «я тута»

ДЕД – ставит руки «в бок», хмурится

Домашнее задание. Подготовка к выпуску сборника рецептов «Блинный пир, на весь мир» совместная деятельность детей и родителей. (выпечка блинов).

4 день

Беседа о праздновании четвертого дня масленицы.

Игра: "Петушиный бой", «Гори, гори ясно», «Карусель»,«Шумовой оркестр»

Рассматривание игрушек народных мастеров. Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)

Пятница -5 день

Беседа о праздновании пятого и последующих днях масленицы

Суббота - "Посиделки".

В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.

А для ребятишек продолжались масленичные забавы : катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".

Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари,а сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Сегодня мы с вами пойдем на праздник и тоже будем прощаться с «Масленицей»

Как у наших у ворот собирается народ.

Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.

Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети собираются на праздник.

Публикации по теме:

Фотоотчёт. Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочный космос»Фотоотчёт. Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочный космос» Сегодня у нас закончилась неделя краткосрочного исследовательского проекта, в старшей группе - "Загадочный космос. " Цель которого была,.

Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар»Краткосрочный исследовательский проект в старшей группе «Удивительный сахар» Воспитатель: Муцулханова Ламара Усмановна МАДОУ ДС " Калинка" Даже известное известно немногим. Аристотель (384–322 до н. э.) древнегреческий.

Краткосрочный проект «Неделя книги» в старшей группеКраткосрочный проект «Неделя книги» в старшей группе Проект «Неделя книги»в старшей группе (информационно-творческий, краткосрочный)Название проекта: «Неделя книги». Возраст детей: старшая.

Краткосрочный проект «Робототехника в ДОУ» в старшей группеКраткосрочный проект «Робототехника в ДОУ» в старшей группе АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Кировский район» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №411 Краткосрочный.

Краткосрочный проект в старшей, подготовительной группе «Лето красное»Краткосрочный проект в старшей, подготовительной группе «Лето красное» Краткосрочный проект в логопедической группе «Лето красное» Актуальность: лето — очень хороший сезон для общения детей с природой, это.

Краткосрочный проект в старшей группе «Как хлеб на стол пришел»Краткосрочный проект в старшей группе «Как хлеб на стол пришел» 16 октября отмечается Всемирный день Хлеба. Хлеб. что может быть важнее! Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших,.

Краткосрочный проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел»Краткосрочный проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Как на масляной недели» в старшей группе
Опубликовано: 8 января 2024 в 02:19
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный проект «Как на масляной недели» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Трушина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД