Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Парфенова Елена Александровна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

«Изучайте прошлое,

если хотите предугадать настоящее»

Конфуций.

Эти слова древнекитайского философа Конфуция как нельзя лучше отражают суть самого воспитательного процесса : если хочешь воспитать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, культуре, к своему народу начинай с изучения своей истории.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Сегодня материальные ценности превозносятся над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В нравственном воспитании детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, с которых в жизнь ребёнка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и добротой.

В образовании детей дошкольного возраста большое внимание родители обращают на познавательное развитие, подготовку ребёнка к школе. Родители не жалеют на это времени и денег, а вот на совместные прогулки, чтение книг совместного времени не остаётся. Так кто же даст детям уроки нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрыми, чуткими, честными? Значит, нам педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств у детей и привлечь к этому родителей.

Именно поэтому, стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.

Актуальность

Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Дети, подростки и молодые люди в наши дни нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем. Необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. Из этой национальной базисной культуры произрастает национальные ценности, которые формируют как личность, так и общество.

Наша основная цель – введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, что тем самым способствует обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования в условиях модернизации всей системы образования.

Приобщение к Отечественной культуре позволяет решать следующие задачи: Формировать уважительное отношение к культуре своей страны, родного края; воспитывать чувство законной гордости предками и созданной им культуры. Формировать у детей представления о себе как о будущих гражданах России, достойных продолжателях и хранителях ее культурных традиций. Формировать нравственные ценности и идеалы с опорой на святоотеческие традиции. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие литературы, произведений искусства и явлений природы. Способствовать своевременной и гармоничной социализации ребенка, развитию навыка продуктивного сотрудничества взрослого и ребёнка, умения строить партнерские отношения со сверстниками.

Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду, так как дошкольный возраст– период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому в образовательном пространстве должны быть созданы все условия для наполнения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок.

Каждый детский сад пользуется программой которая является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учётом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Также существуют парциальные программы.

Эти программы являются добавлением к базисным программам и направлены на углубление работы по какому-нибудь направлению или разделу базисной программы. Среди парциальных программ, в которых используются средства русской традиционной культуры, можно выделить программы художественно эстетической, экологической, патриотической и краеведческой направленности.

«Наследие» М. Ю. Новицкая, Е. В. Соловьева. Цель программы: введение детей в традиционную русскую культуру.

«Истоки» авторский коллектив – научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством Л. А. Парамоновой. Вопросы, связанные с воспитанием культуры межнационального общения, акцентируются в работе с детьми старшего дошкольного возраста : приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а так же к явлениям других культур (в историческом и географическом аспектах.

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Формирование у детей дошкольного возраста (3-7лет) базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью народа, его характером и присущим нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.

«Я - человек» С. А. Козлова. С помощью программы удается развить в ребенке интерес к миру людей и самому себе, положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира». Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

Обращаясь к истокам народной культуры можно выделить несколько направлений: это устное народное творчество, театрализованная деятельность, художественное творчество и прикладное искусство.

Художественное творчество и прикладное искусство.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий и примет, связанных с праздниками; изучают и запоминают новые слова, характерные для речи народа. Детей можно включить в процесс изготовления народной игрушек из глины, соленого теста и их росписи. Этим самым дети приобретают трудовые навыки и навыки вообще работы с художественным материалом. Это воспитывает у них доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное своими руками, получать радость от самого процесса дарения. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность

Устное народное творчество.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их ценности и многообразии.

Театрализованная деятельность.

Говоря о театральной деятельности можно сказать следующее- активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.

Народные художественные традиции представляют собой огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д., которые дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению.

В республике Адыгея живут, работают, растят детей люди разных народов. Общие заботы, любовь и привязанность к родной земле духовно объединяют их. Соприкосновение с народным искусством, участие в народных праздниках духовно обогащают детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Основная цель воспитания, по народным представлениям, заключается в:

формирование нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на основе приобщения к культуре своего народа и других народов;

обучение адыгейской разговорной речи детей;

приобщение к истории, культуре адыгского народа.

воспитание уважения к своему дому, к родному городу и краю, своей малой родине (на материале о родном городе, республике);

приобщение ребенка к национально-культурному наследию : образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям писателей и поэтов, композиторов, художников, исполнителей, спортсменов, знаменитых людей;

• приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков;

воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповедования.

Вся педагогическая деятельность проходит через все образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Нужно расширять знания детей при ознакомлении с национальной культурой, бытом, традициями, обычаями. Первыми произведениями, с которыми мы знакомим детей, являются колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки. Знакомя детей с той или иной сказкой, мы не только доставляем им радость, но и доводим до их сознания главную идею произведения.

Произведения национальной художественной культуры играют очень важную роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Подбирая литературу для дошкольников, нужно учитывать национальные особенности этнокультурной среды, а также потенциальные воспитательные и развивающие возможности родной литературы.

Адыгская детская литература – неотъемлемая часть многонациональной российской культуры. Она впитала в себя самобытные и яркие традиции устно – поэтического творчества адыгского народа.

Один из способов введения ребёнка дошкольника в мир национальной культуры, человеческих взаимоотношений – введение в мир «музея».

Нужно стремимся создать условия для интеграции музейного пространства в развивающую среду детского сада.

Мини – музей позволяет максимально сохранить связь дошкольника– юного майкопчанина, с тем местом где он родился и живет, своим родным городом, республикой, с присущим ему национальным и региональным самосознанием, миропониманием и готового к диалогу и восприятию других культур.

Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, организуют беседы, экскурсии, целевые прогулки по территории детского сада, по улицам и достопримечательностям города; создаем презентации, игровые ситуации.

Важным этапом в работе является знакомство с народно-прикладным искусством адыгов, обучение детей умению составлять узоры. На организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация) используют орнаменты, отбирая наиболее простые и доступные детям для воспроизведения. Орнамент является определяющим компонентом народного прикладного искусства.

Одним из ярких средств духовно-нравственного воспитания является музыка. С раннего возраста дети слышали песни: пела мать, укачивая ребенка, пела сестра, убирая дом, пела бабушка, сидя за прялкой, тихо напевал отец за какой-либо работой. В песнях всегда присутствует нравственно-эстетическое начало. Мелодичные, лиричные, шуточные песни адыгских композиторов обязательно понравятся детям.

Хорошо будет познакомить детей с адыгейскими народными инструментами. У адыгов очень много древнейших и современных, простейших и более сложных по конструкции инструментов.

Пхачич-инструмент типа трещетки, предназначенный для четкого отстукивания ритма и поддержания ровного постоянного темпа в музыке. Пытаясь играть на этом инструменте, дети сразу же подхватывают ритм простейших танцевальных мелодий.

ШыкIэпщин-один из наиболее распространенных в народе старинных смычковых инструментов. Название этого инструмента происходит от шы-конь, кIэ-конский хвост. Волосы конского хвоста использовались для изготовления струн. Наши дети не могут играть на нем, но изучают внешний вид и строение инструмента с интересом.

Пщынэ-современный, наиболее популярный в народе клавишный инструмент. Он используется в основном для исполнения танцевальной музыки. Наши дети танцуют под адыгейскую гармошку на занятиях хореографии и прекрасно знают ее звучание.

Камыль-один из наиболее древних музыкальных инструментов. Это цилиндрическая трубочка, из которой звуки извлекаются путем направленной струи воздуха. Он также предназначен для исполнения танцевальных мелодий. Дети с удовольствием пытаются играть на нем.

Народные игры - неотъемлемая часть духовно-нравственного, познавательного, физического развития детей. Здесь радость движения сочетается с духовным обогащением детей. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Народный игровой фольклор быстро и прочно запоминается, устно передается из поколения в поколение и никогда не стареет. Отобранные подвижные игры в соответствии с возрастными особенностями детей нужно включать в музыкальные и спортивные праздники.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников невозможно без соответствующей развивающей среды: этнографические уголки и мини музей детского сада, содержащие разнообразный дидактический материал по ознакомлению детей с родным городом, республикой, подлинные предметы и образцы культуры и быта, музыкальные инструменты, куклы в национальных костюмах, альбомы, планшеты на темы: «Мой город», «Культура и быт адыгов», «Адыгейский орнамент», «О природе», «Моя Адыгея», «Писатели Адыгеи - детям», «Художники Адыгеи», папки с историей о достопримечательностях города, посуда, сделанная в стиле папье – маше, атрибуты к народным играм, детская, научно-популярная литература должна быть мобильной, безопасной, доступной, трансформируемой.

Подводя итог, отмечу, что традиции и обычаи – это тот неиссякаемый источник научного и обыденного знания, открытый и доступный каждому, кто стремится понять себя и других, духовный и социальный мир, в котором мы живем.

И миссия педагога - помочь обучающемуся открыть этот живой родник духовности и нравственности, осознать и воспитать себя настоящим гражданином России.

Народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в нашей стране.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Библиотека изображений:

Публикация Духовно-нравственное воспитание дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Парфенова Елена Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 3 марта 2024 в 12:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД