Лучший педагог года

Изучаем Африку (сообщение из опыта работы)

Людмила Богданова
Изучаем Африку (сообщение из опыта работы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков

Сообщение из опыта работы

Тема: «Изучаем Африку»

Старший дошкольный возраст

Воспитатель высшей категории: Богданова Л. А.

В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в общем познавательном развитии.

Публикация «Изучаем Африку (сообщение из опыта работы)» размещена в разделах

Главная цель, которую ставит перед детьми педагог – познать окружающий мир. Детей 5-6 лет интересует практически всё. Чаще и чаще, смелее и смелее ребёнок бросает свой пытливый взор на открывшуюся перспективу познания большого мира, смело пересекает «пространство и время», его всё манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддаётся осмыслению, и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Одной из задач, которую ставит перед нами программа «Детство» является знакомство не только с представителями ближайшего природного окружения, но и с жителями степей и пустынь, Крайнего Севера и тундры, морей и океанов, тропиков и субтропиков.

В повседневной жизни, рассматривая с детьми глобус, я предложила детям назвать известные им (услышанные ранее) названия материков, стран, городов, рек, гор, а затем показала, где это всё находится на глобусе. Конечно же, хотя и приблизительно, показала детям место, где живём мы.

У многих детей на слуху было слово «Африка», но что это такое они точно не знали. Их знания ограничивались сведениями из художественных произведений К. И. Чуковского «Доктор Айболит», «Бармалей» и др., Р. Киплинга «Маугли», «От чего у верблюда горб», «Слонёнок» и др.

На вопрос: «Что такое Африка, ответы детей были разрознены, неточны: «Страна, пустыня, крокодилы. обезьяны, бананы…» Но дети хотели многое узнать, наблюдался интерес к большому миру.

Африка оказалась самым подходящим материком для изучения вместе с детьми. Она включает разнообразные ландшафты, это позволяет детям познакомиться с большим количеством природных зон земли. Африка - континент контрастных ландшафтов. Здесь есть пустыни и полупустыни (пустыня мира – Сахара, горы (Драконовы, Атлас, Капские, вулканы (Килиманджаро, Камерун, водопады, саванна, джунгли.

Для занятий и последующих мероприятий я взяла большой лист бумаги. на котором от руки нарисовала примерный контур Африки. В дальнейшем вся работа шла на этой карте, всё о чем дети узнавали, наносилось на эту карту: раскрашивалось, наклеивалось, подписывалось. Дети в этом принимали самое активное участие.

Изучение Африки начали с изучения пустынь, которые занимают около половины площади. Сначала знакомила детей с неживой природой (почва, вода, климат, затем воссоздавали живую природу (растительный и животный мир) в их связях и зависимостях.

После освоения одного ландшафта (пустыня) подводила детей к познанию другого ландшафта (горы, саванна, джунгли). Так, постепенно восстанавливалась целостная картина континента.

Затем предложила детям подумать, какой же народ живёт в Африке. Выслушав детские высказывания предположения, давала детям краткую, достоверную, с научной точки зрения, информацию о народностях и государствах Африки, в форме сообщений познавательного, географического, исторического, развлекательного характера, используя наглядные средства: рисунки, фотографии и т. д.

Огромную помощь мне оказали книги серии «Страны и народы». Эти книги я использовала для рассматривания с детьми и бесед с ними.

В своей работе по решению данной задачи я использовала различные формы, методы и приёмы.

Получив разнообразную информацию из бесед, познавательных рассказов и рассказов – загадок, познавательных картинок, телепередач и презентаций, я решила все эти знания «пропустить через свои и детские руки» в разнообразных видах деятельности.

Вместе с детьми мы придумали комплекс утренней гимнастики с африканской тематикой, куда вошли ходьба и бег «змейкой», основные упражнения назывались «Жираф», «Попугай», «Слон», «Верблюд» и др. Детям очень нравится этот комплекс, вызывает положительные эмоции.

Разгадывали и составляли с детьми кроссворды по произведениям К. И. Чуковского, затем более сложный «Континент Африка» (показ). Подготовила вопросы для викторины «Кто знает – отвечает!»

Детям очень нравятся домашние задания, особенно, если родители уделяют внимание и проявляют интерес к жизни детского сада. Вместе со своими детьми они искали ответы на вопросы. Например: «Что такое Лимпопо? А страус – кто? Зверь или птица? Для чего слону хобот? Почему у кактуса иголки, а не листочки? и др.» Родители вместе с детьми участвовали в выставках рисунков «Рисуем Африку» и поделок из бросового материала «Вот так Африка! Ну и Африка Хочется отметить семьи Богомоловых, Сидоровых, Арсеньевых, Горшковых и др.

Но больше всего меня радуют детские вопросы, они свидетельствуют о наличии у детей познавательного интереса. Значит, полученная информация не пропадает даром. Я всегда стараюсь отвечать на детские вопросы, хвалю детей. Зная ответ, я отвечаю сразу, а если нет, то обещаю найти в интернете или энциклопедии. Но тут я заметила, подобная ситуация, как правило, приводит к угасанию познавательных интересов, редко кто из детей удерживал в голове свой вопрос до следующего дня, поэтому в группе появилась отдельно от книжного уголка с художественной литературой, раскрасками, открытками «полочка умных книг». Такие книги, как Богданов В. В., Попов С. Н. «История обыкновенных вещей», Дитрих А., Юрмин Г. А. «Почемучка», Леокум А. «Детская энциклопедия. Скажи мне, почему?», «Всё обо всём», «Мир и человек» (географический атлас) и др. Они постоянно являются моими помощниками. Некоторые из этих книг постоянно находятся в группе, некоторые взаимо заменяются, но они постоянно на виду у детей. Дети уже привыкли, что в группе есть особые книги познавательного содержания. Во многих семьях тоже появилась подобная литература, что меня очень радует.

Ребятам очень нравится проводить такие параллели:

У нас – лошадь, а в Африке – Зебра,

Волга Нил

Берёза пальма

И т. д.

Вместе с детьми сочиняли африканские сказки и истории. Вот одна из них:

Живёт в Африке мальчик Абу, у него темная кожа и чёрные волосы. Он дружит с обезьянкой Чичи. Однажды они гуляли в джунглях, и мальчик чуть не упал в пропасть. Чичи позвала на помощь взрослых, мальчик Абу был спасён. И их дружба стала ещё крепче!

На занятие по рисованию к нам неожиданно пришёл Незнайка и сказал, что он ничего не знает об Африке, никогда там не был. Ребята решили нарисовать Африку, а по своим рисункам составили замечательный рассказ. Незнайка был очень благодарен детям, а они довольны собой и своими работами.

Также совместно мы лепили африканских животных и африканские растения для создания макета «Африка». Оформили выставку детских рисунков. Изготавливали в технике папьемаше и раскрашивали маски африканских вождей. Разыскали африканские орнаменты, выяснили в каких элементах одежды они используются (показ).

Занимаясь в повседневной деятельности ручным трудом, готовили подарки для африканских друзей – бусы, медальоны, кулоны из бросового и природного материала. Разгадывая картинки – путаницы, дети закрепляют умение мыслить логически, делать выводы, подводить итоги.

В группе появилась коллекция африканских загадок, собранных вместе с детьми и их родителями. Также коллекция кактусов, мы узнали об огромном их разнообразии, о том, как нужно за ними ухаживать. С интересом рассматривали выставку открыток с изображением цветущих кактусов.

Дети самостоятельно рисовали декорации к спектаклю «Доктор Айболит», а сама подготовка спектакля, репетиции, подбор костюмов вызвали огромный интерес у детей и родителей. Хочется отметить семьи Ладуха, Богомоловых, Чередник и др., которые постоянно нам помогали, а также поддерживали детский интерес.

Все вместе мы готовились к путешествию по Африке, но что же нужно взять с собой, что необходимо путешественнику? Я сделала и внесла в группу дидактическую игру «Что лишнее» с использованием предметных картинок (показ). Для закрепления знаний детей использовала дидактические игры «лото», «Мозайка» и др.

Проводила психогимнастику на африканские сюжеты, разыгрывали сюжетные ситуации: «охота», «встреча с аборигенами» и др. Со временем заметила, что дети легко идут на контакт, могут рассуждать на данную тему, самостоятельно включают в ролевые игры сюжеты, связанные с Африкой.

Можно сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагога, детей и родителей происходят передача новых сведений, закрепление и уточнение ранее полученных представлений о континенте.

Пожалуй, самый лучший вариант – это когда два воспитателя, работая в тесном контакте, согласуют друг с другом свои планы, заранее обговаривают тематику занятий, создавая тем самым наиболее благоприятные условия для усвоения дошкольниками нового материала. В работе над темой «Африка» мне помогала моя напарница – Ясенкова В. Н.

А итогом всей работы стала игра – развлечение «Зов Джунглей», где дети показали знания, умения, навыки (конспект прилагается, стенд с фотографиями).

Совместно с детьми изготовили аппликацию – фотографию «Мы путешествовали по Африке, которой дети очень гордятся и дорожат.

Для проверки знаний детей провела диагностику, где отметила уровень знаний детей по теме «Африка».

Проанализировав нашу деятельность по данной теме, я сделала заключение: познавая далёкое – мы познаём близкое. Комнатные растения в нашей группе – выходцы из жарких стран (ципирус, Фикус, папоротники, плетуны, кактусы и др., бабочки, которых мы наблюдаем летом, - родина многих из них Африка и т. п.

Во время работы в этом направлении дети раскрепостились, выражали своё удивление, восторг, проявляют эмоциональность, самостоятельность, сообразительность, уверенность в себе. Дети испытывают радость от участия в совместных действиях с воспитателями и сверстниками, стремятся получить хороший результат. Вся эта познавательная работа принесла ещё и воспитательное значение: формируется осознанное и гуманное отношение к природе, любознательность, воспитывается интернационализм, у детей создаётся оптимистическое отношение к миру. А радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает

познавательные интересы детей. Опираясь на это,мы и в дальнейшем будем строить свою работу с дошкольниками по страноведению с учетом уже накопленного опыта и постоянного поиска новых методов, приёмов и форм работы.

Литература:

Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, - 1988, - №6, - С. 27-31.

Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. // Дошкольное воспитание, - 1988, - №10, - С. 22-25.

Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 1982, - С. 27-42.

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателя дет. сада и родителей. – М. : Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.

Маневцова Л. М. О развитии познавательных интересов у детей //Дошкольное воспитание, - 1973, - №11, - С. 26-29.

Интернет - ресурс:

https://2014.goldensite.ru/work/526/

сезоны-года. рф/природа%20Африки. htm

сезоны-года. рф/природа%20Земли. htm

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы Из опыта работы. «Наш Книжкин Дом» Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Библиотека изображений:

Публикация Изучаем Африку (сообщение из опыта работы) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Богданова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Изучаем Африку (сообщение из опыта работы)
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 10:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД