Папки-передвижки

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста (1 фото)

Светлана Лабинцева
Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

«Использование элементов арт-терапии

в работе с детьми дошкольного возраста»

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Современная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

Публикация «Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее по тексту ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют выстраивания системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте данных изменений. «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением»

Эта цель может быть достигнута при условии решения психологом довольно большого круга задач, а также увидеть для себя, как специалиста, новые горизонты своей профессиональной деятельности.

Анализ современных проблем работы педагога – психолога в системе образования, а также стремительного развития общества и его жизнедеятельности, где ребенок не успевает за технологиями. В свою очередь позволяет выйти на новый уровень современного образования с использованием инновационных технологий с учетом ФГОС психологии системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы. В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством.

Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Возможность использования техник и приемов арт-терапии практически в сочетании с любыми другими психотерапевтическими направлениями. В настоящее время арт-терапия (в данном контексте) является наиболее разработанным, чаще всего используемым и наиболее простым в техническом исполнении видом терапии

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) - диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т. д. Как самостоятельное направление психологии и психиатрии впервые появилось на Западе в конце 60-х годов прошлого столетия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапия включает в себя :

• изотерапию – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями, различным художественным материалом – глиной, пластилином, соломой (декоративно прикладное искусство) и т. д. ;

• музыкальную терапию – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых;

•драматерапию – воздействие через театр, образы, а также использование готовых материалов (фильмы, спектакли);

•сказкотерапию – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;

•кинезитерапию – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия;

•фототерапию – применение фотографии (слайдов) для развития и гармонизации личности, а также работа с готовыми фотоматериалами или создание оригинальных авторских снимков;

•песочную терапию – форма активного воображения, предполагающая игру с песком и миниатюрными фигурками, что, в свою очередь, позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии.

Богатое многообразие видов арт-терапии вызвало большой интерес в практической работе педагога – психолога и повлекло к созданию отдельных зон: песочной терапии; изотерапии; музыкальной терапии; сказкотерапии; драмотерапии; кинезиотерапии, в специально организованных условиях. Создание специально организованных условий в одном пространстве, которое позволяет не только реализовать все поставленные задачи перед специалистом, а также интегрировать несколько терапевтических областей в одном образовательном процессе.

Реализуемая инновационная деятельность, в нашем учреждении подразумевает под собой создание специально организованных условиях для работы с участниками образовательного процесса. Одной из форм по организации работы с детьми по социальному развитию, одной из главных задач инновационной деятельности в нашем ДОУ, является создание кружка игровой поддержки. Основная цель работы, которого направлена на создание условий, способствующих успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста и предусматривает решение следующих задач:

- развитие коммуникативной и социальной компетентности детей,

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;

- воспитание положительного отношения к окружающим, формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Именно в кружке игровой поддержки мы смогли создать условия с учетом возрастных особенностей и с учетом используемых технологий, в данном случае арт-терапия, для работы с детьми и их родителями. Каждое направление подразумевает под собой создание зоны работы с тем или иным видом арт-терапии, рассмотрим более подробно:

1. В зоне изотерапии с помощью манипуляции с предметами практические действия интериоризируются, т. е. переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, ребенок производит продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт, который он принимает или отвергает. Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.

4. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями, развивают способности к восприятию.

8. Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

2. Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Создание зоны музыкальной терапии, основанный на целительном воздействии музыки, на психологическое состояние ребенка, способствует установлению эмоциональной гармонии в группе детей, развитию коммуникативных навыков, выражению подавленных или «трудных» для выражения чувств. Музыка имеет психологическое воздействие на детей с проблемами поведения, речи и врожденными дефектами, так как музыка облегчает понимание и развивает внимание, умение сосредоточиваться и память.

3. Драматерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета, где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Проигрывание экспрессивных этюдов помогает решать различные проблемные ситуации детей дошкольного возраста. Помимо развития креативности, у детей появляется уникальная возможность расширения своего сознания, расширение диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных способов взаимодействия с миром и с другими, а также работать в коллективе.

4. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности ребенка. По этому в данной зоне в работе со сказкой, которая позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память, воображение, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций. Сказка позволяет развить у детей умение чувствовать и понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого, а также повышает самооценку детей, их уверенность в себе.

5. Тело человека создано для движения, которое естественно, как дыхание, так как в природе все совершает движения. Поэтому мы не могли обойти стороной такое направление как кинезиотерапия. Создание зоны кинезиотерапии, где используются элементы танцевальной терапии, осуществляются взаимоотношения между движением и эмоциями. В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появившегося в результате стресса. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка и является профилактическим методом в работе с детьми в период адаптации к детскому саду и имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и развитием крупной моторики.

6. Игра с песком – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения – и способ привычный, хорошо знакомый. За основу создания зоны работы с песком были взяты элементы песочной терапии, где ребёнку или целой группе детей дается уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды – и ощущения свободы и безопасности самовыражения в трехмерном пространстве, возникающей в общении с психологом. Основными задачами таких занятий с песком являются: развитие познавательных психических процессов; обучение искусству расслабления; коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Главное достоинство песочной терапии в том, что она позволяет реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Особое значение арт-технологий для развития дошкольника заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении старых заданий, широко использовать свой прошлый опыт.

Проведя мониторинг работы кружка игровой поддержки за период с 2004 по май 2016 года, мы увидели положительную динамику в развитии наших детей в психоэмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии. Использование арт-терапевтических технологий позволило психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого он получается удовольствие, а так же является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и элементов системы М. Монтессори в работе с детьми раннего возраста Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответствии.

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста «Неделя Психологии» Арт-терапия – ИЗО Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста. Педагог-психолог Сазонова О. М.

Фотоотчет «Использование техники sand-play как элемент арт-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Фотоотчет «Использование техники sand-play как элемент арт-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Как же все-таки верны слова К. Д. Ушинского, ведь нет на свете ничего проще, доступнее и многообразнее, чем обычный песок. Что же делать,.

Фотоотчет «Использование элементов пластинографии в работе с детьми разновозрастной группы»Фотоотчет «Использование элементов пластинографии в работе с детьми разновозрастной группы» Доброе время суток, уважаемые гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет об использовании элементов пластинографии на занятиях.

Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста»Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста» Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А в период адаптации особенно важно поддерживать.

Использование элементов биоэнергопластики в работе с детьми с ТНРИспользование элементов биоэнергопластики в работе с детьми с ТНР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР Для педагогов дошкольной ступени образования.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» (Слайд 1) Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ" Брень В. А., педагог-психолог МБДОУ Уктурского сельского поселения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Лабинцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июля 2018 в 18:52
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД