Папки-передвижки

Использование упражнений с мячом в физическом развитии у детей 6–7- лет с нарушением зрения косоглазие и амблиопией

Ирина Кольцова
Использование упражнений с мячом в физическом развитии у детей 6–7- лет с нарушением зрения косоглазие и амблиопией

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть, детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. [7]

Публикация «Использование упражнений с мячом в физическом развитии у детей 6–7- лет с нарушением зрения косоглазие и амблиопией» размещена в разделах

В России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Проблема социальной и образовательной интеграции незрячих и слабовидящих детей все чаще встает перед родителями и педагогами.

Действующее законодательство (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации») позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных, комбинированных дошкольных образовательных учреждениях. [19]

В соответствии с программой «Доступная среда» наше образовательное учреждение с 2013 года начало работу для детей с потологией зрения. В настоящее время в ГБДОУ функционирует 4 группы компенсирующей направленности.

При работе с детьми, имеющими нарушения зрения, организовано комплексное многостороннее воздействие, осуществляемое силами дошкольного образовательного учреждения. Проведение коррекционной работы в равной степени осуществляется медицинской и дефектологической службами детского сада, музыкальными работниками, воспитателями.

Коррекционное направление в образовательной области «Физическая культура» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется, как комплекс спортивно-оздоровительного характера.

По медицинским показаниям наше образовательное учреждение посещают дети с косоглазием и амблиопией.

Все дети с монокулярным характером зрения в основном находятся в условиях окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучший видящий глаз с помощью окклюзии.

Нарушение бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии может быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения.

В связи с этим физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ приобретает особую актуальность.

Цель работы – создать условия направленные на развитие физических качеств (быстрота и ловкость) у детей старшего дошкольного возраста с нарушение зрения косоглазием и амблиопией.

Учитывая особенности детей с нарушением зрении, результаты диагностики детей, я определила следующие задачи:

Выявить особенности в освоении основными видами движения (метание, бег, равновесие) с помощью диагностики;

Подобрать упражнения с мячом, направленные на развитие быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движений у детей 6-7 лет с нарушением зрения;

Апробировать комплексы с мячом

Методы исследования:

анализ научной литературы;

педагогический эксперимент в констатирующем, формирующем и контрольном вариантах;

качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием методов математический статистики.

Объект исследования: процесс овладения игровыми упражнениями и упражнениями с мячом с детьми старшего дошкольного с косоглазием и амблиопией.

Предмет изучения: упражнения с мячом, как эффективное средство в развитие ловкости и быстроты у детей, страдающих косоглазием и амблиопией.

Гипотеза: упражнения с мячом могут быть эффективным средством в развитие физических качеств : координации, скоростно–силовых движений, быстроты, если в процессе занятий по физкультуре использовать специальные приёмы, задания и упражнения направленные на положительные изменения в физическом развитии в целом.

Субъект – дети 6-7 лет: контрольная – подготовительная группа и экспериментальная – компенсирующая подготовительная группа.

В начале учебного года была проведена диагностика с целью, выявления промежуточных результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ №28. Проанализировав итоги диагностики экспериментальной группе, можно сделать вывод о недостаточном развитии ловкости, быстроты реакции, координации движения в таких тестах, как метание и отбивание мяча.

Таким образом, первоочередной задачей в данной группе является развитие выше перечисленных функций с использованием специально – разработанных комплексов упражнений с мячом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения косоглазием и амблиопией.

Дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются рядом особенностей. Так, большие сложности у них возникают в оценкепространственных признаков: расстояния, положения, направления и т. п. Это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении: нарушается гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что, несомненно, влияет на развитие не только форм мышления, но и на их двигательную деятельность в целом.

Существенные изменения в развитии двигательной функции и в ориентировке в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движений. Детей затрудняет овладение такими движениями как ходьба и бег, они испытывают сложности при выполнении физкультурных упражнений. [16]

Изучая особенности физического развития детей с нарушением зрения Л. С. Сековец (1984, М. А. Мишин (1997) пришла к выводу, что зрительная недостаточность, монокулярный характер зрения, характерный для детей с косоглазием и амблиопией, снижает двигательную активность и затрудняет формирование основных параметров движения. [4]

Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств. [9].

С самого раннего возраста упражнения с мячом применяются в разных видах деятельности, таких как: Общеразвивающее упражнения, игра, упражнения направленные на физическое и психическое развитие дошкольника. Все эти действия могут быть согласованы между собой.

Играм с мячом отводится особая роль. Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки. [11]

В системе физического воспитания, разработанной П. Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.

С помощью мяча можно решать разнообразные задачи:

развивать общую моторику, ловкость и быстроту реакции;

регулировать силу и точность движений;

совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

развивать деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем;

Специальных подвижных игр и упражнений с мячом для детей с нарушением зрения не существует. Они играют в те же игры, что и нормально видящие дошкольники, но во время организации игр с мячом с детьми с косоглазием и амблиопией следует соблюдать ряд необходимых требований:

использование в работе с детьми с нарушением зрения предметы определённого цвета (красный, оранжевый, зелёный).

максимальное использование тактильного анализатора посредством включения в работу мячей разной формы (мячи – ёжики, большие, маленькие, «мякиши» и др.)

работа с мячом в разных плоскостях (максимально использование пространства : мячи, прикреплённые к потолку, мячи, прикреплённые к руке, к корпусу.) (Смотри видео)

На основе научных трудов Е. В. Лопуга – Барнаул[3] мною были разработаны комплексы упражнений с мячом для этой группы детей. Все упражнения достаточно знакомы. Особенность их заключается в необходимости объединить выполнение упражнения с предметом и проследить за перемещением предмета из одного положения в другое, т. е. в работу активно включается зрительный анализатор. Совершенствуется способность детей к выполнению перекрёстных движений. Кроме того, формируются необходимые умения и навыки, развиваются физические качества. Упражнения можно использовать в любое время года на улице, утренней зарядке, физкультминутки.

Освоение техники выполнения упражнений с мячом начинается с наиболее простых упражнений, когда мяч находиться в двух руках. Постепенно упражнения усложняются – выполняются не только в положении стоя на месте, но и в движении. Они развивают зрительно – моторную координацию, способствуют развитию ловкости, координации движений.

При разработке комплекса использования следующие технологии:

здоровьесберегающие технологии

технологии исследовательской деятельности

информационно – коммуникационные технологии

личностно – ориентированные

Одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста является физическое развитие и физическая подготовленность, которые характеризуются крепким здоровьем, закаленностью детского организма, развитием физических качеств.

Развитие такого психофизического качества, как ловкость, быстроту реакции, способствует укреплению здоровья, физическому совершенствованию детей. Ловкость в старшем дошкольном возрасте играет важную роль в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.

Для определения степени эффективности влияния упражнений с мячом у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, на развитие ловкости и быстроты реакции мною была организована экспериментальная работа, результаты которой подтвердили выдвинутую гипотезу.

В результате проведения экспериментального обучения у детей с косоглазием и амблиопией наблюдалось улучшение следующих показателей:

координация движения, быстрота реакции

точность, темп, соразмерность движений

ориентировка в пространстве

По данным показателям можно сделать вывод о том, что в контрольной группе прирост в развитии ловкости произошел за счет естественного роста и системы воспитания, и лишь у 30 % детей – за счет целенаправленного эффективного использования физических упражнений.

В экспериментальной группе за счет системы физического воспитания и целенаправленного использования упражнений с мячом, в среднем, у 60 % детей.

Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группы, на конец года, выявил следующее: показатели тестов экспериментальной группы практически достигли показателей контрольной группы.

Сравнительные данные контрольной и экспериментальной групп позволяют сделать вывод, что упражнения с мячом в большей степени реализуется принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных физиологических и психических особенностей детей 6-7- лет с нарушением зрения косоглазия и амблиопией.

Таким образом, можно говорить о том, что упражнения с мячом могут быть эффективным средством в развитие физических качеств : координации, скоростно–силовых движений, быстроты, а также развивают мелкую моторику, глазомер, пространственную ориентацию, если в процессе занятий по физкультуре использовать специальные приёмы, задания и упражнения направленные на положительные изменения в физическом развитии в целом.

Коррекционная и профилактическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.

Список литературы

1. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М. : Просвещение, 1981

2. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М. : Просвещение, 1973.-158 с

3. Лопуга - Барнаул Е. В. «Здоровьесберегающие подходы к обучению детей на разных этапах развития в условиях современного образования» : учебно – методическое пособие 2007 – 86с.

4. Малева З. П., Мишин М. А. Проведение физкультурных занятий с учетом этапов восстановительного лечения у дошкольников с косоглазием и амблиопией // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2007. -№8. С.

5. Мишин М. А., Смирнова И. А., Ванюшина О. Б. Зрительно-двигательно-пространственная ориентировка. Тестирование и развитие // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2004. -№5. – С. 47-69.

6. Мишин М. А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2003. -№4.- С. 46-68.

7. Мишин М. А., Тюбекина З. Н. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя дефектолога (тифлопедагога) // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2000. -№1. - С. 44-60.

8. Мишин М. А., Бондаренко Т. Д. Особенности проведения занятий по физическому воспитанию с использованием оборудования пестрой цветовой гаммы // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001. -№2. - С. 23-28.

9. Мишин М. А., Козлова Е. В. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001. -№2. - С. 30-40.

10. Мишин М. А. Комбинированные физкультурные упражнения с активизацией зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2001. -№2. - С. 71-87.

11. Мишин М. А. Комбинированные физкультурные упражнения с активизацией зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2002. -№3. - С. 74-84.

12. Павлов Ю. В. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией с применением специальных технических средств. Автореф. дисс. На соиск. уч. степ. канд. пед. наук. –М., 1988, 22 с.

13. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Физическое воспитание. // В сб. : Программы специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида. Часть 1: Программы детского сада. Коррекционная работа в начальной школе. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : ГороД, 1999.-С. 44-66.

14. Ростомашвили Л. Н. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения / актуальные проблемы специального образования, - Санкт-Петербург, 2004.

15. Сековец Л. С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 143с.

16. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Н. Новгород, Изд. Ю. А. Николаев,2001. – 168 с.

17. Тинькова Е. Л., Козловская Г. Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения : Учебное пособие- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.

18. Тупоногов Б. К. Коррекция и компенсация // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2002. - №3. - С. 69 – 72

19. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской

Федерации»

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование упражнений с мячом в физическом развитии у детей 6–7- лет с нарушением зрения косоглазие и амблиопией
Опубликовано: 24 января 2023 в 19:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование упражнений с мячом в физическом развитии у детей 6–7- лет с нарушением зрения косоглазие и амблиопией» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кольцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД