МААМ-картинки

Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы

Ирина Мильчакова
Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы

Содержание

Младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии речи ребёнка. Образовательный процесс в младшей диагностической группе направлен на коррекцию и развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности.

Публикация «Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы» размещена в разделах

Младшую диагностическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи (1-2 уровни речевого развития, дети с ЗПР.

У детей отмечается позднее речевое развитие, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, позднее формирование фразовой речи, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи (желания общаться с помощью речи, неумение ориентироваться в ситуации, недоразвитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, соматическая (физическая) ослабленность. Все это мешает взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Важно не упустить сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребёнка, что поможет сформировать у малыша не только речь, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

Важным для данного возраста является создание речевой среды для стимуляции речевой деятельности детей с нарушениями речи. В этом процессе участвуют педагоги, работающие в группе (учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель и родители.

Характерным признаком развивающей предметно – пространственной среды (РППС) в дошкольном учреждении компенсирующего вида является мобильность и изменчивость, быстрое реагирование на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка с ограниченными возможностями.

Созданная РППС обеспечивает необходимые возможности для организации образовательной и самостоятельной деятельности детей, для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

В нашей группе РППС разделена на центры:

- центр речевого развития

- центр игры

- книжный центр

- центр сенсорно – моторного развития

- центр формирования элементарных математических представлений

- центр изобразительной деятельности

- музыкальный центр

- физкультурный центр

- центр природы

- центр ИКТ

РППС преобразуется в соответствии с лексической темой недели.

Особое внимание уделяется организации речевого центра. В центре содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений (картинный материал, зеркала для индивидуальной работы, картотека артикуляционных упражнений, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом). Так же в речевом центре имеются альбомы с чистоговорками на проговаривание согласных звуков раннего онтогенеза, комплексы пальчиковых игр, приспособления для развития правильного ротового выдоха (вертушки, снежинки, султанчики, мыльные пузыри, дудочки и др., так как правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, формирует плавность речи.

Для развития лексико – грамматической стороны речи, связной речи есть папки с предметными и простыми сюжетными картинками, серии картинок для установления последовательности действий и событий речевые альбомы по совместным с родителями проектам «Моя семья», «Дикие и домашние животные», речевые альбомы по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Птицы», «Овощи», «Фрукты» и др., настольно – печатные игры.

Необходимость проведения артикуляционной гимнастики у воспитанников группы объясняется малой подвижностью органов их артикуляционного аппарата, недостаточной точностью и переключаемостью. У большинства детей наблюдается гипертонус или гипотонус с повышенной саливацией, синкнезии. На коррекционном часе, который проходит во второй половине дня, воспитатели выполняют задания логопеда, которое начинается с артикуляционной гимнастики.

В центре игры расположены: кукольная мебель для комнаты и кухни, гладильная доска, атрибуты для сюжетно – ролевой игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водители», куклы, наборы кухонной и чайной посуды, набор муляжей овощей и фруктов, машины, телефон, сумки, ведёрки, утюг, кукольная коляска, одежда для ряженья. Одной из первых форм детской игры является предметная деятельность ребёнка. Ребёнку с речевой патологией требуется помощь взрослого в овладении игровыми действиями, в постановке игровых задач. Игровые действия таких детей чаще всего однообразные, они не используют предметов - заместителей, не сопровождают игру речью. Обучение сюжетно – отобразительной игре целенаправленно проводится воспитателями еженедельно в определённый день. Педагог добивается разнообразия сюжетов как отражения многообразия окружающей жизни, показывает детям новые источники сюжета: по впечатлению, по представлению, по описанию в литературе, по подражанию, способствует обогащению сюжетов, их детализации, наращивает игровую цепочку действий, вводит более обобщённые средства выражения сюжета (условные и символические игрушки, действия с воображаемыми предметами и лицами, учит детей отображать эмоции и состояния игровых персонажей. Важно развивать речевое сопровождение игры – обозначать действия словом и вести диалог с игрушкой. Таким образом, в игре развиваются зачатки речевой активности детей.

Театрализованная деятельность вызывает у детей неизменно большой интерес. С первыми театрализованными действиями дети знакомятся в процессе игр – забав, хороводов, развлечений, при прослушивании потешек, стихотворений, сказок. Педагог предлагает детям изобразить, как топает медведь, рычит волк, прыгает зайчик, бежит лиса. Дети привлекаются к посильному участию в инсценировках сказок, стихов. При проведении инсценировок используются разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный, плоскостной, а также обыкновенные игрушки. Педагог учит детей действовать с игрушкой, озвучивать персонажа. Детям с речевой патологией сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы или отдельные слова, изображая жестами действия персонажей. В процессе таких игр – инсценировок у детей развивается понимание речи, обогащается словарный запас, развивается диалогическая речь.

Строительные игры помогают развить у детей представления об основных свойствах объемных геометрических тел, развивают навыки сотрудничества со взрослыми, развивают мелкую моторику пальцев рук. Из конструктора дети строят элементарные постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Играя с конструктором, у малышей формируется не только моторика, внимание, мышление, воображение, приобретаются конструктивные навыки, но и развивается речь. Оборудование и материалы, которые есть в уголке: деревянные, мягкие, пластмассовые конструкторы (большие и маленькие); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки, машинки) для обыгрывания.

Книжный уголок — необходимый элемент РППС в группе. В книжном уголке находится немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе имеются дополнительные экземпляры этих же книг. В книжном уголке находятся книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п., книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – малышки, книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками, музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п., книжки-раскладушки. Педагог ведёт работу с детьми по подгруппам, рассматривает с детьми иллюстрации в книгах, читает детям стихи, дети отвечают на вопросы педагога в силу своих речевых способностей, договаривают фразы. Деятельность в книжном центре способствует развитию всех сторон речевой системы:

• у детей развивается понимание речи;

• обогащается словарь;

• формируется грамматический строй речи;

• дети учатся пересказывать текст с помощью педагога;

• знакомятся с книжной культурой.

Центр сенсорно – моторного развития

Сенсорные игры необходимы для развития детей с речевой патологией. Они способствуют развитию сенсорной системы ребё нка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности. Помогая ребенку переживать различные телесные ощущения, педагог способствует развитию речи ребенка. При помощи речи малыш старается выразить свои потребности, высказать свои чувства и переживания. Игры с сенсорными материалами стимулируют речевую активность детей, помогают ребёнку накапливать сенсорный опыт, обеспечивающий практическую ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, обогащают словарный запас. Выполняя практические действия с водой, крупой, песком, бумагой и др. материалом малыши способны усвоить много слов и понятий. В результате манипуляций с предметами, дети учатся обозначать свои действия словом, формируется понимание речи и активизируется словарь. Игры позволяют заинтересовать детей, создают положительный эмоциональный настрой, а также способствуют развитию диалогической речи.

У детей с проблемами в развитии страдает и мелкая моторика. Современными учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развиться речи и интеллекту, оказывает положительное действие на весь организм в целом.

В группе созданы картотеки пальчиковых гимнастик, а также игры для развития мелкой моторики рук : фасолевые ванночки, игры с крупами, шнуровки, пазлы, игры с бусинками и пуговицами, игры с прищепками и др.

В центре формирования элементарных математических представлений имеются : комплект геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разных размеров, окрашенные в основные цвета, объёмные тела, разнообразный счётный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, палочки Кюизенера, настольные игры: «Цвет», «Фигуры, «Формы».

Дети с речевой патологией с трудом усваивают пространственные и временные отношения, затрудняются в понимании и усвоении арифметического и геометрического материала. Это негативно влияет на познавательное развитие ре-

бёнка в целом и на усвоение математических знаний в частности. В процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями педагог приучает детей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются, учит сопровождать действия соответствующими словами, т. е. поощряет речевую активность, побуждает называть свойства предметов, повторять за воспитателем сказанное об их количестве, величине, форме, цвете. Также в процессе усвоения элементарных математических представлений формируется грамматический строй речи. Например, в процессе усвоения количества дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными и наречиями (одна машина, много машин, учатся образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб - грибы). Сравнивая предметы по величине, учатся согласовывать существительные с прилагательными (большая кукла, маленькая кукла; большой мишка – маленький мишка). Дети учатся называть геометрические термины, образовывать соответствующие прилагательные (тарелка круглая). Дети приобретают умение ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем и активной речи).

Как показывают практические наблюдения, дети с нарушениями речи неохотно или неумело рисуют, лепят, выполняют аппликации. Изобразительные навыки детей характеризуются преобладанием неровных линий, слабым нажимом на карандаш, быстрой истощаемостью движений.

В центре изобразительной деятельности размещены различные материалы с разнообразными средствами изображения, наборы цветных карандашей, гуашь, цветные восковые мелки, кисточки - тонкие и толстые, материалы для лепки и аппликации, трафареты по темам, различные печати, мольберт.

Педагог использует занятия изобразительной деятельностью для решения следующих коррекционных задач: развитие восприятия речи детьми, развитие речевых средств и речевой коммуникации.

В процессе работы с различными средствами изображения педагог приучает детей в силу своих речевых возможностей комментировать изображения, активизирует и обогащает словарь детей, уточняет значение слов, их грамматические формы, например, согласование прилагательного с вопросительным словом, различение и употребление слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно – ласкательной форме и т. д. Постепенно в активную речь вводятся новые слова.

Центр музыкальной деятельности оборудован в группе с целью создания условий для накопления детьми музыкальных впечатлений, развития музыкального мышления, памяти, речи. Оборудование музыкального центра включает в себя: погремушки, колокольчики, металлофон, дудочки, барабаны, бубны, свистки и др.

Используя инструменты в музыкальном центре в своих играх:

• дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;

• у воспитанников происходит развитие не только музыкального, но и фонематического слуха.

Дети с речевой патологией обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности. Также у детей отмечается отставание в становлении сложных дифференцированных движений (захватывание и удержание предметов, ходьба, прыжки). Поэтому формирование полноценных двигательных навыков является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

Физкультурный центр наполнен следующими материалами: ковриками, массажными дорожками, мячами разных размеров, обручами, скакалками, кеглями, лентами разных цветов, флажками, массажными мячиками, атрибутами для проведения подвижных игр и утренней гимнастики, тренажерами для дыхания и др.

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет

специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью.

В центре природы есть все необходимое для экспериментирования: стаканчики, мерки, воронки, трубочки, природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли и уходом за растениями и наблюдениями за природой. Подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов, поделки из природного материала.

При наблюдении и уходе за комнатными растениями закрепляется правильность и точность употребления слов, обогащение природоведческой тематики, а также использование в самостоятельной речи падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

Педагог учит детей устанавливать элементарные причинно – следственные связи между явлениями, создаёт ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т. д.). Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

В центре ИКТ имеются: компьютер, ноутбук, музыкальный центр, диски с программами, которые помогают индивидуализировать процесс обучения детей с разными речевыми особенностями. Использование ИКТ позволяет оптимизировать педагогический процесс и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.

Также в группе находится уголок уединения, где ребёнок может побыть в одиночестве. Это делает его пребывание в группе психологически комфортным, повышает эмоциональный настрой и защищает его право на отдых.

Для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей в группе создана библиотека методической литературы для родителей. Ежемесячно выставляется информация в виде папок – передвижек. Проводятся семинары – практикумы по овладению родителями практическими способами работы с детьми по преодолению недостатков речевого развития. Работа ведётся дифференцированно, так как у детей разные речевые проблемы. Родители привлекаются к коррекционно-развивающей работе с детьми через систему домашних заданий. Методические рекомендации, которые даются логопедом родителям, позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда имеет важное значение при формировании личности ребенка с речевыми проблемами. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом. Таким образом, создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.

Центр речевого развития в кабинете логопеда включает в себя: методическую литературу, предметные картинки по изучаемым лексическим темам, простые сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, парные картинки, алгоритм-таблицу описания предмета, серии картинок для составления рассказов о временах года, картинно – графические схемы предложений, мнемотаблицы, лото по изучаемым темам, игрушки для упражнения в звукоподражаниях, предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза, небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, картотеки коммуникативных и дидактических игр на развитие речи, настольно - печатные дидактические игры для формирования и совершенствования лексико-грамматического строя речи и связной речи, картины для развития связной речи детей, картотеку игр и игрушки на развитие фонематического слуха, тренажеры для развития плавного ротового выдоха, карточки и игрушки для проведения артикуляционной гимнастики, настенное зеркало, различные виды театра, компьютерную программу «Игры для тигры».

Центр сенсорного развития представлен звучащими игрушками (погремушки, дудочки, колокольчики, рамками-вкладышами, палочками Кюизенера, различными лото, игрой «Чудесный мешочек» и др. пособиями.

В центре моторного и конструктивного развития находятся : пирамидки, резиновый мяч, крупные бусины, шнурки для нанизывания бус, крупная и средняя мозаики, сборные игрушки (матрешки, деревянные кубики основных цветов, пластмассовые кубики основных цветов, разрезные картинки (2-4 части) по изучаемым лексическим темам, игрушки-шнуровки, рамки-вкладыши, игрушки-вкладыши.

Вывод

1. Таким образом, целенаправленно организованная РППС группы обеспечивает развитие и коррекцию речевых проблем воспитанников (начало года – у 11% детей отмечался средний уровень речевого развития; на конец года – у 60%).

2. РППС группы содержательно насыщенная, позволяющая организовывать разные виды детской деятельности, заниматься любимым делом каждому ребёнку, объединяться небольшими группами, тем самым способствуя формированию коммуникативных навыков детей.

3. Периодическая сменяемость игрового и занимательного материала, появление новых игрушек и предметов стимулирует игровую и речевую активность детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группыИспользование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка,.

Использование развивающей предметно — пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей «Использование развивающей предметно – пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей». Современные требования к.

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Использование макетов в организации развивающей предметно-пространственной средыИспользование макетов в организации развивающей предметно-пространственной среды Согласно требованиям ФГОС и с целью обогащения развивающей предметно – пространственной среды в группе я изготавливаю макеты различной тематики.

Роль предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста Роль предметно пространственной среды для развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста. В современной дошкольной педагогике.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования делает приоритетным психологическое.

Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы Видео Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы. Цель: создание условий направленных на развитие личностных особенностей.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе на март Центр игры -Куклы, посуда, халат, колпак вощи, фрукты, мыльные пузыри. -Н/п игры: «Цвета», «Лото», «Мозаика», «Шнуровка» -Конструктор; кубики,.

Паспорт развивающей предметно–пространственной среды младшей группыПаспорт развивающей предметно–пространственной среды младшей группы «Физкультурно-оздоровительный центр» Цель: физическое развитие и укрепление здоровья детей. Задачи: создавать оптимальные условия для двигательной.

Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы» Слайд 1 Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы». Слайд 2 Большой толковый словарь.

Библиотека изображений:

Публикация Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Мильчакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы
Опубликовано: 22 октября 2017 в 20:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД