Папки-передвижки

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

наталья тарлыкова
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

«Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» и использования технологии «мнемотехника»

Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Музыкальное развитие"

Публикация «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения припоминания информации.

слайд №1

Все мы слышали поговорку «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», но особо не задумывались к чему или к кому она относится. А ведь это есть расшифровка тех семи цветов радуги состоящий из начальных букв цвета_-это и есть мнемофраза

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

слайд № 2 Проблемы речи детей дошкольного возраста

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

слайд №3 Задачи

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

слайд №4 Структура мнемотехники

Для начала детей знакомят с мнемоквадратом

Мнемоквадрат - это отдельная карточка с изображением предмета,

действия или другого символа

Мнемодорожка это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы. Глядя на эти схемы, рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию

Мнемотаблица- это схема, состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определённая информация.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

слайд №5 Этапы работы с мнемотаблицами

Работу по этой методике я разделила на несколько этапов по принципу «от простого к сложному».

На первом этапе я знакомлю детей с символами. Мы учимся «находить слова, спрятавшиеся в картинках», а также образовывать новые слова.

На втором этапе дети учатся «читать» готовые предложения. Сначала предложения даются простые, из 2-х - 3-х слов, затем количество слов увеличивается, добавляются предлоги.

Следующий этап – составление предложений из карточек-символов.

На четвертом этапе дети учатся составлять рассказы из готовых предложений. В начале этапа составление рассказа дается по картинке.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме (сказки, стихотворения) опорой на символы (образы) т. е. происходит обработка метода запоминания.

4 этап: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5 этап: Каждая таблица может воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице?», «Про кого это произведение?».

слайд №6 Графическая зарисовка

Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно- белое ( например: осень - жёлтая или оранжевая буква «О», зима - синяя или голубая буква «З», весна – зелёная буква «В», лето – красная буква «Л»).

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей :

Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток

Для старших дошкольников 9-16 клеток

Изображение должно быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)

слайд №7 П рименение мнемотехники

Приём наглядного моделирования может быть

использован в разных видах речевой деятельности:

пересказ;

составление рассказов по картине и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ;

заучивание стихов, потешек, загадок, пословиц, чистоговорок.

слайд №8 Примеры мнемотехники для обогащения словарного запаса

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребёнку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы

Детям такая форма работы нравится. Они спокойны и уверенны, так как

всегда справляются с трудным заданием.

Надо помочь детям: превратить трудное, неинтересное занятие в игру. Используя приемы мнемотехники, можно научить детей составлять небольшие рассказы. с помощью мнемотехники можно пути решения проблем.

Публикации по теме:

Использование и значение мнемотехники для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ В дошкольном детстве ребёнку приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНРИспользование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с ОНР Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение.

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Слайд Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми.

Использование мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказыванию литературных произведений 1 слайд - Мне хочется с вами поделиться опытом работы нашего ДОУ по «Использованию мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Тема «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». План 1. Презентация материалов по теме:.

План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет» Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 3-4 лет» Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального.

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.

Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста Развитие речи является одним из важнейших направлений развивающей работы с детьми в старшем дошкольном возрасте. Большую помощь в развитии.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Выступление на педагогическом совете «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2016 в 21:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем наталья тарлыкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД