Получи документы

Использование нетрадиционных художественных техник как средства развития творческих способностей у дошкольников

Марина Довгаленко
Использование нетрадиционных художественных техник как средства развития творческих способностей у дошкольников

Сообщение из опыта работы.

Я, Довгаленко Марина Александровна, осуществляю свою педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном образовательном учреждении №37

«Детский сад комбинированного вида п. Сельцо».

Имею высшую профессиональную категорию.

В течение последних лет я провожу работу по теме:

«Использование нетрадиционных художественных техник как средства развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы.

Публикация «Использование нетрадиционных художественных техник как средства развития творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах

Я считаю, что изучение проблемы художественного творчества детей на данном этапе очень актуально. Это связано с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном возрасте – залог будущих успехов.

Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Задача взрослых-помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут стать ему личностью. Творческая личность - это достояние общества.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. По статистическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования и творчества. А современное общество испытывает потребность в творческой личности.

Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и нераскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

Роль изобразительной деятельности в общем развитии ребенка.

Детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей развития и совершенствования детского организма.

Теоретическая база опыта.

Из всех видов изобразительной деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Хализовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

По мнению современных педагогов – практиков таких как: А. А. Фатеевой, Г. Н. Давыдовой, И. И. Дьяченко именно нетрадиционная техника рисования позволяет раскрыть потенциал детских возможностей и способностей.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию. При таком рисовании неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.

Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца».

Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций, таких как память, воображение, внимание, логическое мышление, образное мышление, речь.

Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Самоценность нетрадиционного рисования.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Рисование нестандартными материалами позволяет также детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию, а развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

Изобразительная деятельность приносит маленькому ребенку большую радость. Как и многие педагоги – дошкольники, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологи, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждения с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Цель моей работы заключается в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели я определила следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основной формой организации образовательного процесса является НОД, СОД.

В работе с детьми я разрабатываю и внедряю модели комплексно – интегрированных занятий. По моему убеждению, интеграция, как один из наиболее эффективных путей личностного развития дошкольников, предоставляет возможность ребенку ярче проявить себя в художественном творчестве.

Перспективный план совместной образовательной деятельности с детьми ( Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие») разработаны мною с учетом уровня сформированности изобразительных навыков и умений детей.

Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Работа с детьми не ограничена рамками занятий, она продолжается в творческой мастерской «Умелые ручки», в которой созданы условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Всё это помогает поддерживать интерес ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Изучив современную классификацию методов обучения, я определила для себя методы, авторами которых являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Для меня такими стимулами являются:

- игра, которая является ведущим видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Технология опыта.

Творчество дошкольников неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов способствует их творческому развитию.

Я проанализировала и отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку – дошкольнику.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Чтобы расширить возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, я использую на занятиях по изобразительной деятельности различные нетрадиционные материалы и средства изображения : ватные палочки, бумажные трубочки, пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, пластмассовые трубки, зубные щётки, деревянные палочки, соломка, поролон, свечи; листья деревьев, цветов, травы, самодельные штампы и печати и т. д. Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий процесс. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными из них являются:

Рисование пальчиком, ладошкой, кулачком.

Печатание.

Рисование смятой бумагой.

Чем младше ребёнок, тем больше он испытывает страх перед чем-то новым, необычным. Справиться с кисточкой или карандашом – дело непростое, а вот рисование собственной ладошкой или пальчиком – сплошное удовольствие. Главный художник – малыш, а я – его помощник, дополняю несколько деталей или подсказываю, как это можно сделать – и на глазах у ребенка возникает законченный рисунок.

В старшем возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных:

Монотипия предметная, пейзажная.

Печать листьями.

Кляксография.

Рисование по мокрому фону.

Граттаж.

Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Страх перед рисованием пропадает, возникает желание рисовать ещё и ещё. Стараюсь живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, даю возможность ребёнку сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощряю каждое усилие ребёнка, поддерживаю его. Всегда помню о том, что обучение приёмам изобразительной деятельности, в том числе и нетрадиционным, должно проходить на положительном эмоциональном фоне и с постепенным нарастанием сложности. Проба нового изобразительного материала воспринимается ребёнком как игра с неизвестным. А получившийся продукт деятельности приносит малышу большую радость. Сам процесс рисования для ребёнка – сплошное удовольствие.

В процессе обучения усложняю задачу: обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание.

Самая большая радость для меня, когда я слышу детский вопрос: «А мы еще будем так рисовать?». Значит, ребенку понравился процесс рисования, и он хочет продолжения этой деятельности.

Результативность опыта.

Оценить динамику достижений детей в каждый возрастной период позволяет диагностическое обследование, в основу которого легла педагогическая диагностика Т. С. Комаровой.

Оценка проводится по 4 критериям:

• анализ уровня владения нетрадиционными техниками изображения;

• анализ процесса деятельности (самостоятельность, интерес);

• анализ продукта деятельности (рисунки, работы по аппликации);

• анализ уровня творческого развития.

Данная диагностика позволила определить уровень развития художественно-творческих способностей у детей подготовительной группы. Результаты диагностики показали: только один ребёнок показал низкий уровень (4%).

Средний уровень показали 7 человек (32%). Высокий уровень – 14 человек

(64%).

У детей подготовительной группы повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Я уверена - успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. За период своей работы я заметила - чем теснее взаимодействие с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Я старалась каждый успех своего воспитанника в творчестве и в личностном плане довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имел возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно.

Очень важно, чтобы родитель формировал у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления детей. Ведь, в конце концов, самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Надо помнить, что очень многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».

Список используемой литературы

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2007.

3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

4. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

5. Жукова О. Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста» Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010.

6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М. : Просвещение, 1990.

7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.

8. Ланина И. В., Кучеева Н. В. Изобразительное искусство для малышей (4-5 лет). – М. : Ранок, 2012.

9. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : Каро, 2010.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных художественных техник как средства развития творческих способностей у дошкольников
Опубликовано: 26 марта 2024 в 13:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД