Папки-передвижки

Использование народного фольклора как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

ольга макеева
Использование народного фольклора как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

«Я так люблю великую Россию,

И то, что по наследству перешло.

Мы славимся не только русской силой,

Но и традицией народа своего.

Забавы русские, они и нынче в моде -

Фольклор, частушка, и конечно хоровод,

Пока живет традиция в народе,

Тогда и Русь великая живет»

Меня зовут Макеева Ольга Вячеславовна, воспитатель МБДОУ детского сада № 18 «Колобок»

Свое выступление я начала так необычно и красочно, потому что

Публикация «Использование народного фольклора как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Тема моей педагогической находки: «Использование народного фольклора в режимных моментах как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

Актуальность

В последние годы в российской системе дошкольного образования растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, обычаях, обрядах.

Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей.

Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.

Времена теперь другие, как и игры, и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками, исследования которых подтверждали, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Об использовании культурного наследия России в общественном воспитании говорил великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

А Виссарион Григорьевич Белинский замечал: «Народность обыкновенно выпускают у нас из плана воспитания», «Я рекомендую для чтения детям произведения, в которых выражается народная душа, изображается русский быт, излагаются народные воззрения».

Вся система обучения Василия Александровича Сухомлинского воспитывала в его учащихся уважительное отношение к традициям, обычаям народа.

Он считал, что народное творчество — самое эффективное средство сохранения и распространения педагогической мудрости. Сухомлинский советовал: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели».

Изучение проблемы в наше время

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Поэтому сейчас как никогда важно стремиться к возрождению и приобщению давно забытых народом традиций русской культуры.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям русского народа.

Решением этой проблемы – станет специально организованная свободная деятельность и режимные моменты, которые позволят приобщить дошкольников к истокам народной культуры.

Что же подтолкнуло меня к активному использованию фольклора в работе с детьми?

Исследовав уровень осведомленности родителей и проанализировав знания воспитанников в нашем ДОУ по данной теме, я пришла к выводу, что приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, недостаточно (21% родителей поверхностно, в Программе обучения и воспитания эта тема рассматривается обобщенно). Фольклор почти не используется родителями в общении с детьми.

В связи с этим мной был разработан ряд мероприятий, целью которых являлось приобщение детей к русской народной культуре. Данную задачу я решала посредством использования фольклора не только при знакомстве детей с художественной литературой, декоративно-прикладным искусством в образовательной деятельности, но и в режимных моментах и свободной деятельности детей, в этом новизна моей темы, так как я считаю, что для максимального достижения цели своей педагогической находки и воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представить разнообразие жанров и включить их во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Я поставила перед собой цель - создать благоприятные условия для формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств и приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры посредством использования фольклорных форм в режимных моментах образовательно-воспитательной работы.

Определила следующие задачи:

Расширить представление о многообразии использования фольклорных форм при организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста.

Ввести в активную речь детей произведения фольклора при проведении режимных моментов, самостоятельно использовать их в своей повседневной жизни в соответствии с ситуацией.

Способствовать развитию у детей речи, памяти, мышления, творческих способностей.

Воспитывать патриотические чувства, устойчивый интерес и любовь к народной культуре детей дошкольного возраста.

Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование различных жанров фольклора в своей работе.

Объединить усилия детского сада и семьи по развитию дошкольника средствами устного народного творчества.

Что мы должны были в итоге получить? Каков ожидаемый результат?

Овладение новизной организации совместной деятельности по

использованию элементов устного народного творчества (фольклора) в развитии и воспитании детей дошкольного возраста может способствовать:

- приобщению к истокам русской народной культуры;

- повышению мотивации дошкольников на режимные моменты, овладение культурно – гигиеническими навыками, двигательную активность;

- развитию любознательности, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;

- речевому развитию детей;

- развитию нравственных качеств, патриотизма.

Повышение уровня компетентности педагогов в использовании

элементов устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста.

Повышение активности родителей к использованию народного

фольклора в воспитании собственных детей.

Условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Чтобы достичь ожидаемого результата, я определила следующие направления в работе

• Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа. Организация особого рода народной среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

Использование фольклора в режимных моментах во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка.

Народные праздники и традиции.

• Изготовление изделий из глины, их народная декоративная роспись.

• Изготовление оберегов из ткани.

• Знакомство с народными играми.

• Знакомство с родным краем через русскую природу.

Формы работы с детьми

• Организованная образовательная деятельность

• Чтение познавательной и художественной литературы

• Совместная деятельность

• Беседы

• Свободная деятельность

Создание атмосферы национального быта:

• Экскурсии в музей, русскую избу

• Посещение тематических выставок

• Организация конкурсов рисунков и поделок

• Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки

• Праздники и развлечения

• Наблюдения в быту и природе

Практический анализ показывает, что духовно-нравственный потенциал народных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, недостаточным взаимодействием ДОУ с семьёй

Систематизированную целенаправленную работу я начала с ненавязчивого введения произведений фольклора в режимные моменты и в свободную деятельность

В своей работе с детьми дошкольного возраста я активно использую различные фольклорные формы, так как они отражают деятельность и быт людей многих поколений, а этого, как правило не хватает современным детям; потешки, прибаутки, колыбельные песенки и др. окрашивают речь педагога, делая её красочной, оживляют повседневные дела детей. Фольклор активно используется мною с детьми в течение дня в различных режимных моментах. Ведь в соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах. Активно используя в своей работе фольклор, мною отмечено, что дети с удовольствием участвуют во всех режимных моментах: умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну и поднимаются после сна. Правильный режим (еще когда он сопровождается красочностью фольклора) дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному развитию.

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям (при адаптации, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду.

Таким образом, я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей. Использование фольклора в режимных моментах в работе с дошкольниками необходимо и целесообразно.

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование народного фольклора как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 14 января 2024 в 16:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народного фольклора как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем ольга макеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД