Папки-передвижки

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мадина Алиева
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

К. Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребёнка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам. Этого мнения придерживались С. Л. Рубейштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин. Они считали, что одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность.

Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Важнейший принцип мнемотехники – наглядность.

Мнемотехника помогает быстро и надолго запоминать информацию.

Улучшает память и внимательность. Развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор. Учит правильно произносить звуки и слова. Формирует логическое и образное мышление. Совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности. Воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Обоснование актуальности

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод мнемотехники. Данный метод позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.

Особенностью этой методики является изображение не предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.

1.2. Цель, задачи положенные в основу программы

Цель: Развитие разные виды памяти у детей (слуховую, зрительную, ассоциативную, фотографическую) и управлять своей памятью, увеличивая объем, используя приёмы мнемотехники.

Задачи (для детей среднего дошкольного возраста) :

Развитие связной монологической речи;

Обогащение словарного запаса;

Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов;

Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с опорой на мнемосхемы;

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Задачи (для детей старшего дошкольного возраста) :

Развитие связной речи, памяти, логического мышления (умение анализировать, систематизировать, образного мышления (кодирование любой информации);

Формирование умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

Формирование грамматического строя речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов.

На основании поставленных задач были намечены следующие этапы работы :

анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

изучение термина «Мнемоквадрат и мнемодорожка»;

изучение термина «Мнемотаблица»;

разработка и проведение тематических занятий в рамках реализации программы «Развитие связной речи с использованием схем и мнемотаблиц»;

оценка эффективности проведенной работы.

Условия реализации программы.

Осуществление программы допустимо при соблюдении следующих условий:

Организационные:

организация работы дошкольного образовательного учреждения в здоровье сберегающем режиме;

организация системы взаимодействия физкультурно - оздоровительной и профилактической деятельности (дети, воспитатели, родители).

Информационные ресурсы:

интернет;

методическая литература.

Физкультурно-оздоровительные:

разработка и апробирование новых форм профилактики и оздоровления детей (физкультурные минутки, гимнастика для глаз, динамические паузы, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика);

Психолого-педагогические:

пространственная предметно-развивающая оздоровительная среда;

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

обеспечение психологической поддержки формирования потребности детей в самореализации, сотрудничестве и сотворчестве в процессе речевого развития.

1.4. Принципы и подходы, положенные в основу программы

Программа осуществляется на основе придерживающихся психолого-педагогических принципов:

Общедидактические принципы: научности; систематичности и последовательности; наглядности; осмысленности, активности и посильности; учета возрастных и персональных особенностей детей; прочности знаний, умений и навыков.

Общеметодические принципы:

дифференцированный подход;

применение разнообразных приемов и методов обучения;

вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление);

мотивация и комплексный подход к мотивации;

рефлективности.

Психологические принципы:

личностный подход;

предприимчивости и инициативности;

организацию проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность;

теория педагогического сотрудничества (активное использование накопленных знаний).

1.5. Новизна программы

Новизна программы заключается в удовлетворении детьми познавательных интересов, расширении информированности в таких образовательных областях как «Познание» и «Развитие речи», обогащении навыков общения и приобретении умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Развивается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

1.6. Предполагаемые результаты:

- Систематизация знаний детей по теме;

- Закрепление знаний об окружающем мире;

- Умение составлять рассказы и сказки по схемам;

- Заучивание и пересказ при помощи мнемотаблиц;

- Пополнение и активизация словарного запаса детей;

- Развитие внимания, памяти, воображения, логического и образного мышления, совершенствование связной речи;

2. Содержательный раздел парциальной программы

2.1. Основные правила использования :

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если сoблюдать основные правила использования методики.

Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.

Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.

Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.

Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.

Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые. Никаких принудительных мер: просто игра.

2.2. Общая характеристика методов и приемов.

Мнемоквадраты. Самая простая техника, с которой нужно начинать занятия с ребенком. Она представляет собой картинку, в которую заключается одно или несколько понятий. При этом изображение должно быть простым и понятным для ребенка. При подборе следует учитывать словарный запас малыша.

Мнемодорожки. Следующая ступень усвоения – использование нескольких картинок, обозначающих последовательность действий. Такие дорожки часто используют в детских садах, чтобы дети запоминать последовательность одевания на улицу.

Мнемотаблицы. Максимальный рекомендованный объем таблицы – 9 картинок. В таблицы можно заключать большие объемы информации, например, сюжеты сказок, показанные простыми и понятными изображениями. С помощью таблиц можно учить стихотворения. Большое количество таких таблиц можно найти в интернете. При желании несложно сделать мнемотаблицу самостоятельно.

Мнемосхемы. Такая техника предполагает использование нескольких картинок, которые вместе можно связать в пословицу или крылатое выражение.

Мнемостихи. Деток можно тренировать с помощью акростихов. В таких стихотворениях первые буквы каждой строки образуют слово.

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

пересказывать различные произведения;

заучивать стихотворения и сложные слова;

отгадывать и загадывать загадки;

находить к словам рифмы;

придумывать сказки или рассказы;

распределять предметы в группы по определенным признакам;

изучать числа;

учатся перекодировать информацию, т. е. преобразовывать абстрактные символы в образы;

знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова.

Развивается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы.

Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.

2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.

3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.

4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.

5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости

подсказывают сложные слова или продолжение текста.

2.3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание детей угасает, лучше прекратить занятие и продолжить в другое время. Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Во время занятий обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Реализация данной программы предполагает осуществление специально организованных занятий, его части.

Большая роль в реализации данной программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.

Программа предназначена воспитателям ДОУ и родителям. Рассчитана на детей 4 – 7 лет.

Форма проведения деятельности осуществляется через подгрупповые занятия с детьми во второй половине дня, один раз в неделю.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера»Использование в работе с детьми дошкольного возраста «рыбки-тренажера» Использование в работе с детьми дошкольного возраста "рыбки-тренажера", для правильного формирования захвата пальчиков и наклоне карандаша.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский. Оборудование: 1. Камешки Марблс разного цвета, формы,.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 5 июня 2023 в 13:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мадина Алиева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД