Папки-передвижки

Использование материалов М. Монтессори в сенсорном воспитании младших дошкольников

Кочурова Людмила
Использование материалов М. Монтессори в сенсорном воспитании младших дошкольников

Актуальность работы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту современная система дошкольного образования в нашей стране нацелена на повышение качества педагогического процесса в детских садах, способствующего всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка-дошкольника. При этом согласно положениям ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам становления познавательной деятельности, развитию интеллектуальных способностей начиная с младшего дошкольного возраста.

Публикация «Использование материалов М, Монтессори в сенсорном воспитании младших дошкольников» размещена в разделах

Одним из важнейших этапов формирования интеллектуальных способностей детей является младший дошкольный возраст (3-4 года). В этом возрасте в рамках продолжающегося сенсорного развития закладываются основы интеллектуальных операций и многих психических функций. Именно сенсорная сфера, согласно Б. Г. Ананьеву, Л. А. Венгеру, Н. Н. Поддъякову, Ю. М. Хохряковой, является базисом умственного и познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Кроме того достаточный уровень сенсорного развития младших дошкольников является не только фундаментом интеллектуального развития, но и во многом определяет качество восприятия окружающего мира, формирует основу для проявления способностей в различных видах деятельности.

В современной дошкольной педагогике сенсорное развитие детей рассматривается как процесс формирования комплекса ощущений, восприятия и представлений о свойствах окружающего мира, как освоение и присвоение сенсорной культуры. Данное развитие происходит наиболее благоприятно в рамках сенсорного воспитания, которое понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и детей с целью сенсорного развития последних.

В качестве средств сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста применяются различные средства: дидактические игры, сенсомоторные тренажеры и пр. Но мы полагаем, что одним из достаточно эффективных средств являются дидактические материалы М. Монтессори. Они позволяют сформировать у младших дошкольников достаточно широкий круг сенсорных представлений, развить точность их восприятия и оперирования ими. Взаимодействуя с этим материалом, каждый ребенок способен освоить геометрические фигуры, величины, цвета, звуки, вес и пр. Наиболее выраженная ценность этого материала заключается в том, что он не является учебно-дидактическим средством в полном смысле этого слова. Этот материал способствует познанию сенсорных свойств и качеств через освоение приемов его «правильного использования» на основе детской инициативы и интересов при отсутствии прямых объяснений и пояснений педагогов. Дидактический материал М. Монтессори позволяет построить дружеское и партнерское взаимоотношение детей и взрослых, где приобретение представлений происходит в активных действиях, выполняемых ребенком самостоятельно.

Цель работы – способствовать наиболее эффективному и результативному сенсорному воспитанию младших дошкольников через использование дидактических материалов М. Монтессори.

Задачи работы:

1. Формировать у детей систему сенсорных представлений о цвете, форме, величине, качестве поверхности, звуках.

2. Развивать способность с помощью осязательно-двигательного обследования определять основные сенсорные свойства и качества объектов и предметов.

3. Развивать познавательный интерес детей к сенсорным качествам и свойствам объектов и предметов дидактического материала, а также окружающего мира.

4. Способствовать гармоничному и целостному развитию детской личности.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые игры-занятия.

При этом индивидуальные формы работы являются основными, так как дети только начинают осваивать данный дидактический материал, а также обучаются осознанным перцептивным действиям. Подгрупповые занятия проводятся с 3-5 детьми и направлены на закрепление представлений в усложненных заданиях творческого характера: собрать картинку из геометрических фигур, быстрее собрать башню и украсить ее и пр.

Материалы М. Монтессори, применяемые в работе с детьми:

«Розовая башня»;

«Коричневая лестница»;

«Красные штанги»;

«Цветные таблички»;

«Геометрический комод»;

«Биологический комод»;

«Клавишная доска»;

«Ящик с кусочками тканей»;

«Шумящие коробочки».

Проведение работы осуществляется по плану, который дан в таблице 1.

Таблица 1 – План игр-занятий по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с использованием материалов М. Монтессори

Название игры-занятия Цель игры-занятия Форма проведения Материал

«Собираем кубики в башню» Познакомить с дидактическим материалом.

Формировать восприятие величины : большой – маленький.

Развивать представление о величине предметов. Индивидуальная «Розовая башня»

«Удивительная башня» Закреплять и совершенствовать представление о величине предметов.

Формировать умение собирать башню, ставя кубики друг за другом по диагонали. Индивидуальная «Розовая башня»

«Маленькие строители» Закреплять представление о величине.

Развивать творческий подход к работе с материалом Подгрупповая «Розовая башня»

«Чудо-лесенка» Познакомить с дидактическим материалом.

Формировать восприятие величины : толстый – тонкий.

Развивать представление о величине предметов. Индивидуальная «Коричневая лестница»

«Лесенка для мишки» Закреплять и совершенствовать представление о величине предметов.

Формировать умение собирать лесенку, начиная с самой тонкой призмы Индивидуальная «Коричневая лестница»

«Волшебный ящик» Познакомить с дидактическим материалом.

Формировать восприятие цвета.

Развивать сенсорное представление о цвете. Индивидуальная «Цветные таблички»

«Найди потерявшийся цвет» Закреплять и совершенствовать представление о цвете.

Формировать умение ориентироваться на цвет Подгрупповая «Цветные таблички»

«Соберем фигуры» Познакомить с дидактическим материалом.

Формировать восприятие формы.

Развивать сенсорное представление о формах. Индивидуальная «Геометрический комод»

«Кто быстрее соберет фигуры» Закреплять и совершенствовать представление о формах.

Формировать умение ориентироваться на форму Подгрупповая «Геометрический комод»

«Поиграем с листиками» Познакомить с дидактическим материалом.

Формировать восприятие формы.

Развивать сенсорное представление о формах. Индивидуальная «Биологический комод»

«Кто быстрее соберет все листики» Закреплять и совершенствовать представление о формах.

Формировать умение ориентироваться на форму Подгрупповая «Биологический комод»

«Гладкий – шершавый» Познакомить с дидактическим материалом.

Формировать восприятие шероховатой и гладкой поверхности

Развивать сенсорное представление о качестве поверхности Индивидуальная «Клавишная доска»

«Узнай какой?» Познакомить с дидактическим материалом.

Формировать восприятие ткани на ощупь

Развивать сенсорное представление о качестве ткани на ощупь Индивидуальная «Ящик с кусочками ткани»

«Что спрятано в сундучке?» Закреплять и совершенствовать представление о качествах ткани

Формировать умение ориентироваться на качество ткани на ощупь Подгрупповая «Ящик с кусочками ткани»

«Что и как шумит?» Познакомить с дидактическим материалом.

Формировать восприятие шумящих звуков

Развивать сенсорное представление о звуке Индивидуальная «Шумящие коробочки»

«Подбери похожий звук» Закреплять и совершенствовать представление о звуках

Формировать умение ориентироваться на звук Подгрупповая «Шумящие коробочки»

«Мы за солнышком пойдем» Закрепление сенсорных представлений

Совершенствование перцептивных действий Подгрупповая «Розовая башня, коробочки с природным материалом

Разработанные и представленные в плане игры-занятия были направлены:

1. На развитие восприятия и формирование сенсорных представлений о величине: «Собираем кубики в башню», «Удивительная башня», «Маленькие строители», «Чудо-лесенка», «Лесенка для мишки».

На первых трех используется материал «Розовая башня», а на двух последних – «Коричневая лестница».

2. На развитие восприятия и формирования представлений о цвете: «Волшебный ящик», «Найди потерявшийся цвет».

На этих занятий используется материал «Цветные таблички».

3. На развитие восприятия и формирование представлений о форме: «Соберем фигуры», «Кто быстрее соберет фигуры», «Поиграем с листиками», «Кто быстрее соберет все листики».

На двух первых занятий применется материал «Геометрический комод», а на последних двух – «Биологический комод».

4. На развитие осязания и восприятия качества поверхностей, формирования представлений об этих качествах: «Гладкий – шершавый», «Узнай какой», «Что спрятано в сундучке».

На первом занятии используется «Клавишная доска», а на последующих занятиях ящик с кусочками тканей.

5. На развитие восприятия звуков и представлений о них: «Что и как шумит?», «Подбери похожий звук».

На этих занятиях применяется материал «Шумящие коробочки».

В завершении работы проводится игра-занятие «Мы за солнышком пойдем», на котором обобщаются и углубляются полученные на предыдущих занятиях сенсорные представления.

Методика проведения игр-занятий с каждым дидактическим материалом предполагает :

- Сначала мы проводим индивидуальное игру-занятие, позволяющее привлечь внимание к материалу и заинтересовать им ребенка, показать способы работы с ним. Например, во время игры-занятия «Узнай какой» мы приглашаем ребенка поиграть. Усаживаемся на ковер и ставим перед собой и ребенком пособие «Клавишная доска». Начинаем проводить пальцем то по одной (гладкой, то по другой (шероховатой) клавише. Почти все дети с интересом наблюдают за нашими действиями. Некоторые из них стараются тут же повторить действие. Потом мы увеличиваем скорость передвижения пальцами по клавишам с одной стороны на другую. Затем проводя по клавишам, мы обозначаем их словом: «Это гладкая, а это шершавая». Далее предлагаем ребенку провести пальцем только по гладким клавишам, а потом только по шершавым. Большинство детей сразу осваивают эти представления, безошибочно выполняя действия;

- Для закрепления работы восприятия и представления о сенсорном качестве проводим подгрупповые игры-занятия. Они позволяют расширить возможности взаимодействия с материалом, а также ввести в действия творческий элемент. Например, во время игры-занятия «Найди потерявшийся цвет» дети сначала сортируют таблички из пособия «Цветные таблички» по цветам – игровое задание «Разложим по группам». Затем мы просим детей спрятать таблички. Потом указываем на одну из оставшихся табличек на столе и просим принести табличку такого же цвета. Кто быстрее находит все таблички, тот получает медаль и становился победителем. Большинство детей показывает хорошее запоминание цветов и у них быстро формируется способность ориентироваться на цвет.

Работая с детьми, мы отмечаем, все воспитанники всегда с первого раза заинтересовываются материалами. Для большинства из них эти материалы являются новыми. Дети активно и с удовольствием повторяют действия за нами с этими материалами. Некоторые начинают придумывать свои действия. Например, во время игры-занятия «Чудо лесенка», на котором они только что познакомились с «Коричневой лестницей», некоторые воспитанники начинали ставить и сортировать их по величине по вертикали. У многих сразу получалось таким образом составить лесенку.

Познакомившись с материалом, дети часто обращаются к нему в самостоятельных играх и занятиях. Некоторые предлагают поиграть вместе с ними сверстникам.

Особый интерес у многих детей вызывают игры с «Биологическим комодом». Им нравится раскладывать фигуры-вкладыши в виде листьев в соответствующие отверстия. При этом многие сразу улавливают принцип обследования формы пальцем, который был продемонстрирован им на первом игре-занятии.

Вся работа с детьми проводится нами в условиях специально созданной предметно-развивающей среды. В содержание этой среды входит игровой уголок по сенсорике, в котором располагается небольшой стеллаж, не превышающий роста самих детей. Это позволяет соблюдать один из важных принципов М. Монтессори – доступность и досягаемость для детей любого материала. На каждой полочке стеллажа выставлены дидактические материалы.

Рядом со стеллажом мы обустроили место для индивидуальных и подгрупповых игр-занятий, а также самостоятельной деятельности детей. В соответствии с указаниями М. Монтессори, мы оснастили уголок ковриком нейтрального бежевого цвета, что бы каждый вид материала контрастировал с ним и был сразу заметен ребенку.

Для проведения подгрупповых занятий в уголок был внесен небольшой круглый столик и 4 детских стульчика, которые располагались вокруг столика.

Материал уголка всегда в доступе детей. Мы не ограничиваем доступ к нему, а даже поощряем детей заниматься в нем по собственной инициативе.

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование на уроках ОБЖ сюжетно-наглядных материалов Проводя занятия по ОБЖ, я увидела необходимость совершенствования контроля знаний учащихся - с учетом того, что как ни в одном другом предмете.

Использование специальных методических материалов в работе с детьмиИспользование специальных методических материалов в работе с детьми В работе со своими воспитанниками я использую специальные методические материалы по математике для работы со способными детьми – это единственно.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей. Использование подручных материалов для развития мелкой моторики дошкольников в играх «Шнуровки»Консультация для родителей. Использование подручных материалов для развития мелкой моторики дошкольников в играх «Шнуровки» Татьяна Маликова Консультация для родителей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ «ШНУРОВКИ».

Мастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельностиМастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности Мастер-класс. Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности. Работая над проектом «Развитие творческих способностей.

Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста»Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста». Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь 2021.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Значение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольниковЗначение педагогических проектов в патриотическом воспитании младших дошкольников У родителей и воспитателей одна общая задача – воспитание ребенка. Сотрудничество педагога с родителями делает образовательный процесс полноценным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование материалов М. Монтессори в сенсорном воспитании младших дошкольников
Опубликовано: 12 марта 2023 в 11:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД