Получи документы

Использование комплексно-тематической модели планирования в образовательном процессе педагога с учетом внедрения ФГОС

Оля Шумилова
Использование комплексно-тематической модели планирования в образовательном процессе педагога с учетом внедрения ФГОС

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

«Использование комплексно-тематической модели планирования в образовательном процессе педагога с учетом внедрения ФГОС ДО

(из опыта работы 2017г.)

Составила воспитатель

Шумилова Ольга Ивановна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Актуальность

2. Теоретическое обоснование

3. Практическая часть

4. Литература

Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд».

(В. А. Сухомлинский)

1. Актуальность

Публикация «Использование комплексно-тематической модели планирования в образовательном процессе педагога с учетом внедрения ФГОС» размещена в разделах

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Дошкольное образование признано 1 ступенью образования, и это значит, что профессиональный стандарт педагога должен рассматриваться, как системообразующий инструмент для повышения качества образования, а самообразование теперь должно работать в соответствии со стандартами.

ФГОС определяет цель, задачи, планируемые результаты и организацию образовательного процесса. На основе ФГОС разрабатываются образовательные программы. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для нашей страны. ФГОС признают принцип равных возможностей в области образования для детей, имеющих инвалидность или какие-либо отклонения в развитии и обеспечивают государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. На данный момент в продаже имеются готовые перспективные и календарные планы к некоторым примерным программам дошкольного образования.

Однако стоит обратить внимание на тот факт, что такие планы не учитывают ряд важных моментов: актуальную ситуацию развития детей, особенности группы детей, реализуемые технологии, региональный компонент, вариативную часть образовательной программы, а также не всегда позволяют реализовать такие требования ФГОС ДО, как учет интересов ребенка, поддержку его инициативы и становление ребенка как субъекта своего образования. Таким образом, готовые планы лишь частично могут быть использованы для разработки собственных планов педагогов.

На мой взгляд, стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Я считаю, что грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, и помогают решать задачи качественного воспитания и обучения.

2. Теоретическое обоснование

Планирование педагогического процесса в ДОУ — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки и знаний. А совершенствование планирования необходимо в современном детском саду. Хочу отметить, что на данном этапе при переходе на ФГОС существуют три основные модели образовательного процесса в ДОО, это учебная модель, предметно-средовая модель, комплексно-тематическая модель. Кратко остановлюсь на каждой из этих моделей.

Учебная модель.

Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. Педагоги в нашей ДОО стараются отходить от этой модели организации, так как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания. Причины, встречающиеся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самым простым учебным заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость.

Предметно-средовая модель.

Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает авто дидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори. В нашем ДОО предметно-средовая модель не используется. Образовательный процесс данной модели направлен, скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Комплексно-тематическая модель

Комплексно – тематический принцип предполагает планирование различных видов деятельности, образовательных событий в группе с опорой на темы. Он аналогичен приему «глубокого погружения в тему», который был хорошо известен в 80-90-е годы. Скоролупова О. А., Федина Н. В. в своей статье предлагают использовать принцип «событийности» на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч.

Итак, в основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре, творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

Считаю что, комплексно-тематическая модель планирования – более гибкая, чем при традиционном подходе. Такой подход способствует вариативному выстраиванию содержания, сохраняющему базисную его направленность и учитывающему специфику образовательного учреждения. Основной целью интегративного планирования содержания педагогического процесса является приобщение ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе, человеческих отношениях, способах познания и др.). Эти знания об окружающем мире обогащаются и углубляются, что в дальнейшем обеспечивают формирование первых представлений о целостности окружающего мира, а также развитию у детей общих способностей к творчеству. Все это способствует их личностному росту. Я и мои коллеги, с успехом применяем в своей работе данную модель организации образовательного процесса.

При планировании образовательной деятельности дошкольников, с учетом ФГОС дошкольного образования, педагог должен учесть :

• индивидуальные и возрастные особенности детей;

• формы работы в режиме дня;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

• принцип интеграции направлений развития ребенка.

Приемы и метод:

Важно заметить, что при планировании и проведении интегрированной образовательной деятельности с детьми мне помогают такие приемы и методы как:

• сюрпризный, игровой момент;

• рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование;

• сравнительный анализ, сопоставление;

• проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом, построения образовательного процесса, ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (День Знаний, Праздник Осени, Новый год, День семьи и др., международные праздники (День доброты, День Земли и др.).

Практическая часть.

Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"? В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи мы ставим? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

Перейдем к практике, как я составляю комплексно-тематическое планирование для детей :

Выбирается тема, рассчитанная на 2-4недель;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т. д.).

Принципы планирования :

комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;

построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Предлагаю вашему вниманию (примерный) алгоритм комплексно-тематического планирования на учебный год.

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва-столица нашей Родины", "Дом и семья», «Наш край», и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения села, Осенняя ярмарка, День матери, Новый год, День рождения детского сада, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем. Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

По моему мнению, исходя из личного опыта, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста, оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а следовательно, лучше усваивается материал. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Моя задача как педагога - спланировать образовательную деятельность не только с детьми, но и их родителями, так как они являются полноправными участниками образовательного процесса. Мы все вместе полноценно проживаем все этапы обучения: подготовку, проведение, обсуждение итогов. Для меня очень важно, чтобы у моих воспитанников остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания.

Вывод.

Применяя комплексно-тематический подход в планировании и организации воспитательно-образовательной работы, показывает, что его использование позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, а так же позволяет исключить перегрузку детей в организованных формах обучения.

Таким образом, предлагаемое тематическое планирование и материалы к занятиям могут быть использованы как педагогами, так и их родителями, осуществляющими дошкольное образование детей в семье.

Литература

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.

2. Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно образовательной работе детского сада, М. : Мозаика Синтез, 2010

3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. М. : Мозаика Синтез, 2010

4. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. М. : Мозаика Синтез, 2007 -2010.

5. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий М. ; Мозаика Синтез, 2009- 2010

6. Гербова В. В. Занятия по развитию ре

чи в старшей группе детского сада. -М. : Мозаика-Синтез,2007-2010.

7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. —М. : Мозаика-Синтез,2005-2010.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Библиотека изображений:

Публикация Использование комплексно-тематической модели планирования в образовательном процессе педагога с учетом внедрения ФГОС (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оля Шумилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование комплексно-тематической модели планирования в образовательном процессе педагога с учетом внедрения ФГОС
Опубликовано: 17 апреля 2020 в 03:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД