МААМ-картинки

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в свете ФГОС 

Светлана Гнилицкая
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в свете ФГОС 

«Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в свете ФГОС ДО»

Говорить умеет каждый, но говорить правильно, умеют единицы из нас. Разговаривая с друг другом, мы используем речь, как средство передачи информации. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира.

Публикация «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в свете ФГОС » размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет область речевого развития. Таким образом, перед педагогами ставится задача организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОО таким образом, чтобы требования стандарта нашли отражение в содержании деятельности с дошкольниками. Формирование речи детей дошкольного возраста является важной и трудной задачей для педагогов ДОУ. В настоящее время становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на развитие речи.

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с этим, все чаще стал подниматься вопрос о внедрении и применении инновационных технологий в ДОУ.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, позволяют нам организовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая при этом индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития каждого воспитанника. Инновационные технологии сочетают в себе современные, прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы образования, проверенные временем и доказавшие свою эффективность.

Рассмотрим инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста и то, как они используются в моей практике.

Метод проектов. Используя данный метод, в своей профессиональной деятельности я реализовывала как монопроекты содержащие задачи одной образовательной области, так и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из нескольких образовательных областей.

Приведу темы реализованных и запланированных мной монопроектов по речевому развитию детей дошкольного возраста: «Со словами мы играем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два –словечко» (позволяют формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову); «Использование мнемотехники для развития монологической речи» (позволяют формировать умение последовательно, связно, фонетически и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о каких-либо событиях);

«Путешествие в страну Читальню» (способствует формированию интереса и потребности детей в чтении художественной литературы);

«Мы – журналисты» (Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с основами журналистики); «Как появилась книга?» (развитие речевого творчества детей); «Как стать вежливым?» (способствует освоению правил этикета, умения использовать их детьми в повседневном общении);

В младшей группе я реализую краткосрочные мини-проекты, представляющие собой серии образовательных ситуаций : «Кукла Даша на прогулке» (подбор одежды и одевание куклы в правильном порядке и в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем деткам найти своих мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных) и др.

Проекты, реализуемые мной в средней группе предполагали использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий в ходе проекта парами или подгруппами. Вот некоторые темы, реализуемых проектов: «Зачем нужен транспорт?», «Как люди узнают время?», «Зачем человеку посуда/мебель?», «Почему фруктовые соки разного цвета?» и др.

Проекты, реализуемые с детьми старшего дошкольного возраста содержали познавательную и социально-нравственную направленность тематики: «Если с другом вышел в путь.», «Добрые слова», «Как открыть книжный магазин?», «Книга жалоб природы».

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование

Условия для познавательной активности детей, создавались мной в ходе наблюдений, сенсорного обследования, опытов, экспериментирования, эвристического обсуждения, развивающих игр и т. д. В активной познавательной деятельности ребенок имеет возможность рассуждать, спорить, опровергать, высказывать и доказывать свою точку зрения. Для достижения этой цели я использую разные проблемные ситуации, содержащие в себе познавательные задачи, заимствую их из художественной научной литературы, из процессов и явлений окружающего мира.

Организуя исследовательскую деятельность я использовала не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История почты», «Как появилась ручка»). «путешествия» по карте («Где «теплые края»?», «Путешествие к белому медведю», а также коллекционирование (коллекция моделей машин, пуговиц, марок, открытки и т. д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.

Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с предметов коллекции. В процессе дошкольники узнавали о прошлом предметов коллекции, их происхождении и развитии; рассматривали и обсуждали элементы коллекции. К каждому предмету прилагалась «история». Истории сочиняли сами дети. По сути, это были творческие рассказы, но некоторые сочиняли и стихи, загадки. Из них мною были составлены рукописные и печатные сборники, которые в дальнейшем использовались мной для повышения интереса и мотивации к чтению.

Игровые технологии

Мнемотехника

Мнемотаблицы - схемы активно используются мной в работе по развитию связной речи детей. Таблицы использую для обогащения словарного запаса, для заучивания стихотворений, для обучения составлению рассказов, при пересказах произведений художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок.

LEGO-технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

В процессе реализации мною ООД по развитию речи, приобщению к художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько окон в доме», «Сколько яблок на дереве»; словообразованиедобавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При работе по составлению пересказов значительную помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен - образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои неповторимые истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из реальной жизни и т. д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

Технология проблемного обучения

Используя данную технологию, я создаю проблемную ситуацию и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Я не выступаю жёстким руководителем, а организую совместную образовательную деятельность, сопровождаю и помогаю ребёнку стать активным участником деятельности, что актуально в настоящее время и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Я не даю готовые знания детям, а подвожу их на получение этих знаний, с помощью проблемных вопросов: почему? зачем? А ты как думаешь?

Эти вопросы не только сложнее по синтаксичеcкой конструкции, но и по содержанию, так как требуют определенной мотивaции ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и, следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Технологии обучения образной речи :

Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

я называю какой-либо объект обозначаю его признак определяю значение этого признака сравниваю данное значение со значением признака в другом объекте.

С детьми младшего дошкольного возраста я использую модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

Детям пятого года жизни предоставляю больше самоcтоятельности при соcтавлении сравнений, поощряю инициативу в выборе признака, подлежащего сравнению.

Детям старшего дошкольного возраста, я предоставляю возможность научиться самоcтоятельно делать cравнения по признаку, заданному мной.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Мы называли это - загадочные фразы Королевы Краcивой Речи.

Приведу пример, используемого мной приема простого алгоритма составления метафоры.

Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

В работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста я использовала технологию Синквейн. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:

правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Благодаря технологии синквейна изученный детьми материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное

отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Организация развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию в группе с учетом ФГОСОрганизация развивающая предметно-пространственная среда по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Использование инновационных технологий в детском садуИспользование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУИспользование интерактивных технологий в организованной образовательной деятельности в ДОУ Уважаемые коллеги приветствую вас! Хочу поделится своим опытом в использовании интерактивных технологий на занятиях. Что же такое интерактивная.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звук [Ы]» Дорогие друзья и коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию. Это открытое занятие я показывала недавно.

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика»Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Развитие.

Библиотека изображений:

Публикация Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в свете ФГОС  (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Гнилицкая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в свете ФГОС 
Опубликовано: 19 октября 2020 в 06:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД