Получи документы

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников

Елена Головина
Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников

Проблема экологического воспитания детей стоит в ряду самых актуальных проблем, поэтому необходимо закладывать бережное отношение к природе, к окружающему миру уже в раннем возрасте. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представления о её хрупкости, учиться любить, защищать и охранять природу. Для успешной реализации данного направления, наряду с другими методами экологического воспитания (наблюдения, опыты, рассматривание картин о природе и т. д.) целесообразно использовать игровые технологии. Основной задачей использования игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников является : формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, расширение кругозора детей. Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал.

Публикация «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Классификация экологических игр

Творческие игры природоведческого содержания. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди и т. д.

Сюжетно-ролевая игра. Для детей раннего возраста тему домашних животных легко представить с помощью героев из русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба» и др.) На занятие «приходят» герои сказок, рассказывают о корове с теленком, о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях – дети кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать игровые ситуации типа путешествий, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана, становятся посетителями выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, заповедников природы и пр. Эти игры направлены на то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают разные сведения об окружающей среде и деятельности человека в ней, закрепляют правила поведения на природе и в общественных местах.

Театрализованные игры. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат важным средством в экологическом воспитании детей, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки). В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности.

Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные со свойствами материалов.

Дидактические игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах, явлениях природы, растениях, животных.

Например: «Найди отличие?», «Кто, где живёт?», «Летает, прыгает, бегает», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» и т. д.

Предметные игры. Игры с использованием различных предметов природы: листья, семена, цветы, фрукты, овощи. Задания способствуют формированию сенсорного развития, развивают наблюдательность.

Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Например: «Вершки - корешки», «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси жёлтый листок» и т. д.

Настольно-печатные игры. «Зоологическое лото», «Домино», разрезанные и парные картинки «Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Садовод», «Времена года» и др.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Лэпбук. Методическое пособие, которое может быть разработано либо педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей. Наполняя папку материалом экологического содержания не следует забывать о возрастном принципе. Лэпбук может быть посвящён определенной экологической теме : например, «Раздельный сбор мусора», «Кому нужна вода?», «Редкие животные», «Экология», «Времена года» или может охватывать несколько тем.

Словесные игры. Игры, содержанием которых являются разнообразные знания и само слово. Проводятся для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых, играх знания о природе обогащаются и систематизируются. Это игры: «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле» и т. д. Важной особенностью таких игр является возможность развивать речь дошкольника, мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории:

Подвижные игры. Игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых, отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания о природном и растительном мире.

Интерактивные и компьютерные игры. Такие игры развивают быстроту мыслительных процессов, способствуют закреплению пройденного материала. Они преподносятся детям в интересной игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

Сенсорные игры. Игры помогают получить детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения, позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть более внимательными к окружающим объектам и явлениям природы. : «Радуга», «Что бывает жёлтым?», «Мягкий, колючий» и др.

Имитационные игры. Помогают с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после наблюдений за тем или иным природным явлением. Например: игры-импровизации под музыку «Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки».

Интеллектуально - познавательные игры. Стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологические викторины и т. д.

Игры – эксперименты с использованием природного материала: «Очистим воду», «Вырастим кристаллы», «Волшебная соль», «Царство цветных льдинок»; со светом «Солнечные зайчики»; с магнитами, с увеличительными стеклами «Сыщики» и т. д.

Таким образом, важно отметить, что игра не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Только систематическое, комплексное использование игровых технологий способствует эффективному формированию основ экологического воспитания детей. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2024 в 16:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД