Лучший педагог года

Использование художественного слова в краеведческой работе с детьми дошкольного возраста

Сементух Ольга
Использование художественного слова в краеведческой работе с детьми дошкольного возраста

Эпиграф:

«Прекрасный стих подобен смычку,

проводимому по звучным фибрам

нашего существа.»

А. Франс.

Одна из важных проблем нравственно – патриотической работы с дошкольниками - это воспитание любви к родному краю (своей маленькой родине, к его природе, людям, историческим местам. Ребенок должен осознавать свою принадлежность к тому месту, где он родился, где живет, где его окружает красивая природа.

Публикация «Использование художественного слова в краеведческой работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Уже с детского сада мы пытаемся рассказать детям о Забайкальском крае, о его достопримечательностях, о животном и растительном мире. Разработаны циклы занятий бесед идругих мероприятий по данному вопросу.

Очень большое значение в воспитании патриотических чувств детей, в восприятии ими материала по краеведению имеет поэтическое слово. Для этого используются произведение забайкальских поэтов М. Вишнякова, Г. Граубина, Г. Жаркова,Ю. Сучкова, Г. Головатого,Б. Макарова, Ю. Соловьева, В. Балдоржиева и др.

Поэзия помогает ребенку глубже понять красоту родного края, затрагивает потаенные струны его души.

Предлагаем вашему вниманию несколько разработок по разным темам, которые можно использовать при знакомстве дошкольников с родным краем.

Начинать знакомство можно с карты Забайкальского края, с красивых картинок, фотографий о природе, сопровождая показ слайдами и стихами:

1) «Забайкалье- это за Байкалом,

Это там, где сопки и тайга.

Это там, где снег по перевалам,

где зимой беснуется пурга…» Ю. Сучков.

2.) «Забайкалье. Резкие контрасты…

Даль лесов. И эта ширь степей.

Гор хребты отчетливо и ясно

Говорят о древности твоей…» Ю. Сучков.

3.) «Мое родное Забайкалье

Пленит суровой красотой!

Здесь реки в необъятной дали

Сияют лентой голубой.

К нам из Монголии соседней

Привет друзей несет Онон,

Питает он степные земли,

Даря прохладу своих волн.

Онон с Ингодою вливаются в Шилку,

А дальше- Аргунь свои воды несет

В великий Амур- животворную жилу,

Что плавно уходит на Дальний Восток.»(Авторское- Сементух О. В.)

Далее идет непосредственное знакомство с природой родного края.

Мы сотрудничаем с Даурским государственным заповедником. Сотрудники этого заповедника разрабатывают интересные презентации об обитателях этой жемчужины нашего края. Показ презентаций можно опять сопроводить поэтическим текстом. Особенно интересны детям «Загадки о таежках», придуманные нашими забайкальскими авторами:

1.) Не умеет брать в лукошко

Этот маленький таежка,

Эту ягоду и ту унесет с собой во рту.

На спине его –полоски,

Как полоски на матроске.

Всем по лесу –добрый друг,

Звать таежку….(бурундук).

2.)У таежки этой пестрой

Зуб и коготь очень острый,

Тонкий нюх, кошачья стать,

Смотрит, где б кого поймать,

По деревьям лезет ввысь…

Прячьтесь все! В засаде-(Рысь.)

3)Между скал,где тропок сети,

Ищуткорм таежки эти.

У них- острые копытца,

Чтоб с обрыва не свалиться.

От врага бегут к отстою,

Место тихое такое.

Им еще бы дать рога.

Эти звери-(Кабарга).

4.)Только в чистенькойводице

Обожаю я резвиться.

Мех красивый, дорогой,

Очень я горжусь собой.

А на лапках - перепонки,

Чтобы плавать я могла,

Задавакпорой,девчонок,

Называют в честь меня!

Рыбку очень я люблю,

Под водой её ловлю.

Редкий я, зверёк, каквидно!

Отгадайте, кто я (Выдра) (Авторское - Сементух О. В.)

Стихотворные строки обязательно помогут детям запомнить богатый мир Забайкалья, вызовут живой интерес к изучаемому материалу:

1.…Я нравы зверей,

их судьбу и повадки,

Прочту на снегу,

Как по школьной тетрадке…» Г. Граубин.

2)». Трень- брень,

По лесам

С кривоногим папой,

Ходит юный музыкант-

Мишка косолапый.» Г. Граубин.

3.) «В камышах сидела утка,

Белошейка, синегрудка,

Не пеганка и не гага,

Не крохаль, и не свиязь.

-Как тебя зовут, однако?-

Я спросил ее смеясь.

-Кря!-сказала утка сухо…

-Ква!- ответила лягуха (Кряква.) Г. Граубин.

При знакомстве детей с тайгой можно использовать такие строки

«Здесь сосны могучие тянутся к небу,

Внизу бурелом закрывает тропу.

Здесь переплетаются правда и небыль,

Даря свою жуткую красоту.

Вот метки свои на деревьях оставил

Хозяин тайги- косолапый медведь.

Тебя он не тронет, но все же подальше

Старайся уйти, чтоб беды не навлечь…

По кедрам снуют хлопотливые белки,

Им есть,чем заняться- шишек полно!

Запасы собрать для них - не безделка-

Орешки относят к бельчатам в дупло…»

Изучая красоту родного края, лесов Забайкалья, мы часто обращаемся к книге Г. Граубина «Четырехэтажная тайга». Но и эти главы можно украсить стихотворным текстом: «В лесу Забайкальском-

Море брусники!

Грибы можно просто косою косить!

Черника, моховка и голубика-

Все дарит нам лес-

Успевай уносить!»

Здесь уместно поговорить с детьми о том, что нужно беречь и защищать родную природу: не жечь костры в лесу, не разорять птичьи гнезда, не сорить у водоемов.

«Но только запасы природы не вечны,

Если, как варвар, идет человек.

Давайте же будем добры, человечны,

И всю красоту сохраним мы навек!»(Авторское).

После знакомства с природой, можно перейти к знакомству с городом,в котором живем. Сколько стихов и песен сложено о Чите!

1.) «Мне в Чите все улицы знакомы,

А дома, как добрые друзья!

Люди, работящие и скромные.

Город мой- любимая Чита!» Г. Кузнецов.

2.)«Я живу на самой длинной долготе:

в Забайкальском славном городе Чите…» Г. Граубин.

3.) «Есть город такой на планете-

Столица Даурской земли.

Желанною звездочкой светит

Он многим из дальней дали…»Ю. Курц.

3.)«На месте первого свиданья

Читы с прохладной Ингодой

Казачьи вольные преданья

Воспели город наш родной…» (Гимн Читы)

Город Чита имеет свою неповторимую историю, свой быт, свою культуру. О происхождении города, о легенде его основания детям можно рассказать простыми стихотворными строками:

«Казаки Петра Бекетова

Шли рекою Ингодой.

И не знали, и не ведали,

Что их ждет в дороге той.

Где-то быть должна заимка,

Поиск- просто маета…

Вдруг один казак воскликнул:

«Вон! Чита? Или не та?»

Казаки ответа ждут,

Атаман ответил:»Тут!»

Здесь, на берегу реки

Отдыхали казаки…

Всем потом нашлось здесь дело,

И работа закипела!

Избы строили, сараи.

Место Плотбищем назвали…»(Авторское-Сементух О. В.)

Педагоги прививают любовь к родному городу, обращаясь к стихам поэтов Забайкалья:

1.)Ласковый город с названье Чита.

Снег, да цветы на дорожке,

Плеск Ингоды у моста,

Ветка багула в окошке…М. Вишняков.

2.) У подножья Яблоневой гряды,

Облаченный в сопки и леса,

Город исторический стоит

С итальянским именем-Чита… Е. Карамзина.

3) Прямотою гордятся улицы,

И домами своими новыми.

Даже солнышко залюбуется

Свежевымытыми дорогами.

Все компактно в Чите, все рядышком,

Вас маршрутка домчит хоть куда!

И встречает Чита всех радостно,

Добротою своею горда… (Авторское- Сементух О. В.)

Так, небольшими поэтическими шажками, мы – педагоги приближаем детей к знаниям о своей малой Родине, прививаем любовь к своему краю, а значит- воспитываем настоящих граждан своей большой страны.

«Когда над сопками Манчжурии

Покажет небо полосу,

Родная степь моей Даурии

Пьет жадно первую росу…» М. Балдоржиев.

«Так цвети же ЧИТА –красавица!

Становись новее и краше!

Всем ты статью своею нравишься-

Забайкалья столица наша!»(Авторское - Сементух О. В.)

Творческих вам успехов, дорогие педагоги!

ЛИТЕРАТУРА:

1) «Забайкалье, мое Забайкалье.» Э. А. Максименя.

2)Сборник «Стихи Забайкальских поэтов». Ч. 2001Г

3)Г. Граубин. «Наша малая Родина.» Ч. 2008г

4) «Родное Забайкалье» .О. Корсун.

5.) Авторские стихи воспитателя детского сада № 10 Сементух. О. В.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Авторские стихи о родном крае Сементух О. В.

Ингода

Выйду к речке тропинкою узкой

И поближе к воде подойду

С Ингодою, рекою Даурской,

Разговор по душам поведу.

Родилась Ингода в Забайкалье,

По просторам ты вольно течешь.

Много песен хороших ты знаешь,

Далеко их с собою несешь.

По тайге, где багульник склонился,

Своей розовой дымкой маня.

Где гуран к водопою спустился,

Ты течешь, плавно волны гоня.

Знаешь ты про леса и долины,

Про людей, что давно здесь живут.

Ведь не зря тебя доброй и милой

Голубой Ингодою зовут.

Нет, не зря тебя гордой и сильной,

Славной нашей рекою зовут!

***

Ой, сегодня вдруг легко

Песня сочинилась!

Полетела высоко,

Дождиком умылась!

Я хочу ее поймать,

А она смеется:

"Не лови, ведь в вышине

Сладко так поётся!"

Что ж - лети,

Лети и пой

Над застывшею землей!

Пусть высОко от земли

Подпевают журавли!

***

Снова слышу я звон колокольный,

В церковь бабки идут в платках.

Задержался мой взгляд невольно

На церковных колоколах.

Кто придумал тот колокол вечный,

Что зовет ближе к богу людей,

Этот голос тугой, бесконечный,

Прикрываемый тенью церквей?

Почему-то на сердце спокойно,

И душа чем-то теплым полна…

Когда слышится звон колокольный,

Ощущаю, что я не одна…

***

Скоро май, пока - мороз и ветер,

Небо - в серых клочьях облаков.

Кажется, что никогда на свете

Не было ни солнца, ни цветов.

Ветер гонит прошлогодний мусор,

Что под снегом зиму пролежал…

На душе противно так и пусто,

И чего-то безотчетно жаль.

Все в природе хрупко и непрочно,

Долго пробуждается от сна…

Надоела, вЕтрами всклокоченная,

Эта Забайкальская весна…

***

Снова осень гуляет по скверу,

Золотою листвою шурша.

Солнце – блеклое, словно от скверны

Очищается чья-то душа.

Небо вновь непонятного цвета:

То блеснет, то линяет опять,

Словно нежное слово привета,

От ушедшего теплого лета,

Хочет стылой земле передать…

Грустно думать, что кончилось лето,

Пролетели жара и покой…

Так смывается с крепкого тела

С мыльной пеной загар золотой.

***

***

Мое родное Забайкалье

Мое родное Забайкалье

Зовет суровой красотой:

Здесь реки в необъятной дали

Сияют лентой голубой.

К нам из Монголии соседней

Привет друзей несет Онон,

Питает он степные земли,

Даря прохладу своих волн.

Онон с Ингодою вливаются в Шилку,

А дальше - Аргунь свои воды несет.

В великий Амур - животворную жилу,

Что плавно уходит на Дальный Восток.

Просторы у нас необъятны, красивы,

Не быстро пройдешь от села до села:

То тянутся долго бескрайние нивы,

То степи дурманят, травой шелестя.

А там на пригорок вдруг выскочит суслик,

Да заяц - русак встрепенется в кустах,

Дрожа от испуга в огромных глазах,

Увидев, как коршун парит в небесах.

Но вот проезжаешь ты степи просторные

И темной стеною тайга пред тобой.

Но, если боишься ты, если ты робок,

Не стоит такому встречаться с тайгой.

Там тропы нехожены, версты немерены,

Там кедры о чем- то тревожно шумят,

Уйди, боязливый, уйди неуверенный,

Не то запугают, к себе заманят!

Здесь сосны могучие тянутся к небу,

Внизу бурелом закрывает тропу.

Здесь переплетаются правда и небыль,

Даря свою жуткую красоту.

Вот метки свои на деревьях оставил

Хозяин тайги - косолапый медведь,

Тебя он не тронет, но все – же подальше

Старайся уйти, чтоб беды не навлечь.

По кедрам снуют хлопотливые белки,

Им есть чем заняться, шишек полно,

Они занимаются не безделкой -

Орешки относят к бельчатам в дупло.

Здесь лисы и волки, здесь соболь красавец

Свободно и вольно веками живут

Вот только охотники могут нагрянуть:

Пальнут, обдерут, увезут, продадут.

Что же, это, ведь, тоже закон природы:

Сильнейший за слабым по следу идет.

Вот только в тайге уж так много народа,

Что скоро зверушек никто не найдет.

В лесу Забайкальском - море брусники,

Грибы можно прямо косою косить,

Черника, моховка и голубика -

Все дарит нам лес, успевай уносить!

Но только запасы природы не вечны,

Если как варвар идет человек!

Давайте же будем добры, человечны

И все, что в лесах сохраним мы навек!

***

Моя Чита

Среди гор невысоких раскинулась

Дорогая моя Чита,

С каждым годом растет и ширится,

Каждый день молодеет она.

Город сказочный, в песнях воспетый,

Как к тебе равнодушным быть,

Как к тебе не тянуться сердцем,

Как тебя не жалеть, не любить.

Твои улочки, как по струночке,

Так прямехонько пролегли,

Никогда никто не заблудится,

Куда б ноги не завели.

Так цвети же Чита - красавица!

Становись моложе и краше,

Всем ты статью своею нравишься,

Забайкалья столица наша!

***

Сказание о Чите

Казаки Петра Бекетова

Шли рекою Ингодой,

И не знали и не ведали,

Что их ждет

в дороге той.

Где - то быть должна заимка;

Поиск - просто маета.

Вдруг один казак воскликнул:

«Вон! Чи та? Или не та?»

Казаки ответа ждут,

Атаман вгляделся: «Тут!»

Здесь на берегу реки

Отдыхали казаки.

Всем потом нашлось здесь дело,

И работа закипела!

Избы строили, сараи;

Место Плотбищем назвали.

Шесть избенок с русской печкой

Омывала Чита - речка.

Банька, стойла для коней,

Дом казенный без сеней.

Время шло: за годом год

Прибывал сюда народ.

Пролетело много лет:

Плотбища в помине нет.

И совсем в недолгий срок

Здесь возник большой острог.

Каторжан сюда ссылали,

Поселенье укрепляли.

Годы смуты не прошли

Даром для острога:

Декабристов привели

Каторги дороги.

Много сделали они:

Строили, лечили,

Просвещенье принесли

И детей учили.

Благодарна им Чита,

Что известной стала,

Что домами расцвела,

Церквями сияла.

Годы шли. Чита цвела –

Люди прибывали.

И однажды наверху

Вдруг указ издали:

«Поселению «Чита»

Быть здесь главным городом!

Будет герб свой, флаг, казна,

Заведений много!»

Снова годы замелькали,

В стране флаг и герб меняли;

Все менялось! И Чита

Стала уж совсем не та!

Новостройками украсилась Чита:

Посмотри вокруг - какая красота!

Багулом сопки расцветают -

Наш город юбилей встречает

Принимай, Чита, подарки от друзей,

И встречай, Чита, достойно юбилей!

***

Моя Чита

Городок между сопок раскинулся

Не велик городок и не мал.

Ничего здесь не видел красивого,

Тот, кто поездом проезжал.

Просто мимо мелькали домики,

И пылили дороги вовсю.

Люди маленькие, как гномики,

Умножали собой суету.

Городов таких по России

Очень много в пути промелькнет,

И подумаешь: "Что в них красивого?"

Глядя просто в вагона окно.

Как другие встречает путников,

Как в других городах суета,

Наша маленькая, уютная

И такая родная - Чита!

Храм большой на Вокзальной

площади

Куполами сверкает радостно.

Тополя большими ладошками

Шелестят спокойно и сладостно.

Словно в город свой приглашают

Погулять по тенистым улочкам,

Выпить чашку горячего чая,

Посидеть на скамье в переулочке.

Прямотою гордятся улицы,

И домами своими новыми.

Даже солнышко залюбуется

Свежевымытыми дорогами.

Все компактно в Чите, все рядышком,

Вас маршрутка домчит хоть куда!

И встречает Чита всех радостно,

Не обидит вас никогда!

Люди здесь с широкой душою:

Приютят, помогут, поддержат,

Не кичатся своей добротою,

Забайкальский характер держат.

Наши площади, парки и скверики

Позовут вас прохладой манящей,

И в тени низкорослых деревьев

Вам откроют родник настоящий.

А вокруг Читы сопки - розовые!

Вас одарит багул своим заревом.

А в кудрявых рощах березовых

На полянках - ургуй мягким маревом.

Поднимается выше и выше,

Город славный - столица края.

Он живет, хорошеет и дышит!

Лучше города я не знаю!

Публикации по теме:

Использование музыкальной терапии в работе с детьми дошкольного возраста Термин «Музыкальная терапия» переводится как лечение при помощи музыки. Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных.

Использование сказки в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста В «Сказке о золотом петушке» А. С. Пушкина есть слова, в которых заключается глубокий смысл и значение сказок: «Сказка – ложь, да в ней.

Использование чистоговорок в работе с детьми дошкольного возраста Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Основной целью.

Использование дидактических игр на учебно-опытническом в эколого-краеведческой работе с дошкольникамиИспользование дидактических игр на учебно-опытническом в эколого-краеведческой работе с дошкольниками Экологическое образование дошкольников направлено на формирование экологической культуры: системы научных знаний, убеждений, взглядов, обеспечивающих.

Использование художественного слова в подвижных играх Использование художественного слова в проведении подвижных игр. Составитель: Инструктор по физической культуре – Кузнецова Галина Юрьевна.

Использование интерактивных форм в работе с детьми дошкольного возраста. Новые требования к дошкольному воспитанию (ФГОСДО, «современные» дети) вносят свои коррективы и заставляют нас педагогов, находить новые.

Использование игрушек в работе с детьми младшего дошкольного возраста Уже с древних времен люди осознавали необходимость игрушек для развития ребенка. Сначала они были миниатюрными копиями реальных предметов.

Конспект «Использование художественного слова в организации совместной деятельности педагога с детьми на прогулке» Подготовка к прогулке. Организационный момент. Читаю детям стих: Встало солнце утром рано И на небе засняло Ждет ребяток у ворот На прогулку.

Мастер-класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова Мастер- класс по нравственному воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста средствами художественного слова (на примере произведения.

Работа по самообразованию «Адаптация детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова». Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в воспитательном процессе. Задачи.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование художественного слова в краеведческой работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2019 в 10:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование художественного слова в краеведческой работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сементух Ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД