МААМ-картинки

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников

Юлия Костюк
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников

ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема экологического воспитания дошкольников. И ведущую роль в этом играет формирование у де-

тей познавательного интереса к природе. Автор приходит к выводу, что доступными средствами формирования

Публикация «Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

интереса дошкольников к природе явля-

ются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов

исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы;

деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр ви-

деофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, интерес к при

роде, познавательный интерес.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование

познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является

стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом.

Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления

имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них –

к интересу на более высокой ступени. Психологи считают, что интерес в своем

развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный

знавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного

отношения к природе занимает развитие любощнательности

, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного,

узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радо

стью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а по-

тому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи

гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был

поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы

нравственные

чувства и природоохранные мотивы. Интерес к природе у дошкольников

проявляется:

– в стремлении познать природу (живую и неживую);

– в чтении (слушании) книг о природе;

– в деятельности по защите природы;

– в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;

– в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекцио-

нирование).

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы

важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей

, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и

развитию увлечения, и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у де-

тей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления иинтеллектуалькнойт активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных

тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, а также вволевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природеОсваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и

отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству че-

ловеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу гуманного способа оведения в той или иной ситуации. Знания становятся регуляторами осо-

знанно позитивного поведения ребенка в природе. Так, например, дети старшей

группы, дежуря в уголке природы, заботятся о том, чтобы все его питомцы были

своевременно накормлены, клетки и вольеры вычищены и т. п. Всю, даже не

очень приятную работу они выполняют охотно, проявляя истинную заботу о птомцах и используя знания о потребностях животных, об особенностях их образа

жизни. Так, благодаря знаниям, ребенок; становится субъектом экологической

деятельности. Однако, как показывают исследования, не всякие знания обеспе-

чивают эффективное экологическое развитие детей. Просто знания, отражающие

действительность на уровне представлений об отдельных предметах и объектах,

не позволяют ребенку стать субъектом экологической деятельности. Чтобы это

произошло, необходима педагогическая технология, основанная на учете позна-

вательных возможностей детей. В процессе познания природы существенную

роль играют специфические формы мышления детей: наглядно-действенное и

наглядно-образное мышление (Н. Н. Поддьяков и др.).

В качестве важнейшего содержания экологического воспитания выступают

знания о труде, а также самостоятельная трудовая деятельность детей по уходу

за животными и растениями, по овладению несложными способами охраны при-

роды.

Ценностное отношение к природе понимается как устойчивое личностное

позитивное ее принятие. Природные объекты при осознанно правильном отно-

шении к ним воспринимаются ребенком как партнеры по взаимодействию. Ве-

дущими при формировании заботливого отношения к природе выступают знания

об объектах природы как живых организмах, о необходимости сохранения их це-

лостности, их потребностях, способности чувствовать и реагировать на благо-

приятные (и неблагоприятные) условия окружающей среды.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе

являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; ис-

пользование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явле-

ний природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и про-

смотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о

природе и бережном отношении к ней.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:

Публикация Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Костюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 17 марта 2022 в 19:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД